Вы здесь

Партизанские рукописи — бесценные свидетельства военного времени


Рукописные журналы 1942—1944 годов, которые выпускалj практически каждое крупное партизанское формирование в Могилевской, Минской, Белостокской, Вилейскоq и других областях тогдашней Беларуси, по большому счету трудно отнести к печатным средствам массовой информации. Ведь печатались они — на машинке, на газетной бумаге — далеко не всегда, преимущественно изготавливались из подручных средств: картона, обоев, ученических тетрадей в клетку или линейку, ткани, коленкора, кожи, раскрашивались, как правило, вручную карандашами и чернилами. До читателя доходили нерегулярно — то каждые несколько недель, то раз в несколько месяцев, а то и вообще однократно, так как после очередной схватки с врагом никого из редколлегии не оставалось в живых... И тем не менее партизанские журналы — один из ценнейших источников информации о событиях на оккупированных территориях, о боевых операциях, буднях и праздниках, о настроении, с которым люди шли в партизаны.


Словно в волшебное зеркало смотрел редактор рукописного журнала «Комсомольская искра» (1943 год, отряд «Комсомол» 1-й Минской партизанской бригады), который написал в обращении к читателям: «Пронесется время, когда-нибудь историк, писатель или лектор, вспоминая про партизан, заглянет в наш журнал и здесь найдет материал, чтобы точно, правильно показать и рассказать о том, кто такие партизаны, как они жили и боролись за счастье народа...»

На самом деле некоторые экземпляры партизанских журналов дошли до широкой публики гораздо раньше — уже в ноябре 1942 года наряду с другими материалами, которые удалось собрать и переправить на Большую землю, они экспонировались в Государственном историческом музее в Москве на выставке «Беларусь живет, Беларусь борется, Беларусь была и будет советской». В настоящее время самая большая коллекция партизанских рукописных журналов — 248 единиц — хранится в Минске в Государственном музее истории Великой Отечественной войны. Сотрудники музея, кстати, подготовили и издали в виде факсимильных публикаций отдельные страницы этих журналов: в 2009 году вышел из печати альбом «Партизанский альманах 1944—2009», а в 2016-2018 годах — каталоги партизанских рукописных журналов Могилевской и Минской областей. Сборники партизанских журналов других регионов также готовятся к печати, а найти, почитать и посмотреть уже составленные можно в читальных залах Национальной библиотеки Беларуси. Кроме того, в фондах библиотеки также хранятся некоторые оригиналы партизанской печати — журналы, листовки, «книги подарков Родине» и др.

Самый ценный документ

Первый номер рукописного журнала, который сохранился у военных историков, датирован февралем 1942 года — это экземпляр «Народного мстителя», самодельная тетрадь из листов оберточной бумаги и обычной школьной тетради. В издании его принимали участие многие опытные газетчики, а редактором был политрук Василий Бочаров. Журнал выходил в 208-м партизанском отряде в Могилевской области.

Партизанские журналы — на самом деле уникальные информационные сборники, значение и важность которых понимали в том числе их создатели и читатели — потому эти «отрадные летописи» берегли наравне с самыми ценными бумагами. Так, известен случай, когда в мае 1944 года, отступая от превосходящими сил врага, бойцы отряда «Большевик» вынуждены были затопить металлический ящик с документами отряда и журналом № 1 в реке между деревнями Пристань и Кобыличы Пуховичского района. Когда чуть позже отряду удалось вернуться в это место, ящик достали, а журнал просушили — и снова читали и перечитывали.

Названия литературно-художественных партизанских рукописных журналов часто перекликаются и повторяются в различных регионах: «Красный партизан», «Народный мститель», «За Родину», «Голос партизана», «Мы победим», «Знамя», «Партизанская борьба», «Удар с тыла»,«Вперед», «Комсомольская искра», «В бой за Родину», «Советский патриот», «Путь партизана», «Партизан-диверсант», «Боевые годы»... А вот по объему и оформлению эти издания совершенно разные: вот «Мститель», который состоит всего из 14 страниц тетради в линейку, с первой до последней буквы аккуратно написан и раскрашен чернилами, а вот «Ворошиловец», который выпускал отряд имени К. Ворошилова на территории Борисовского и Крупского районов — на 67 страницах почти полсотни качественных иллюстраций, сделанных карандашами и красками, а вот обтянутый дерматином «Удар с тыла» — 92 страницы, рукописные соседствуют с машинописью; вот «Чапаевец», в выходных данных которого не без юмора указано: «Партизанские леса, Пуховичский район, январь-февраль 1944 года», а вот целая подшивка «Комсомольской искры» 1-й Минской партизанской бригады — на русском и белорусском языках, с машинописным текстом и даже несколькими фотографиями. На многих страницах встречаются детальные иллюстрации: портреты командиров отрядов, боевых товарищей, народных героев (часто авторами этих изображений являлись профессиональные и известные белорусские художники, в том числе София Ли, Николай Гурло, Генрих Бржозовской и другие), бытовые зарисовки — из них можно было узнать, например, как выглядели партизанские бани или столовки, больница или захваченная у немцев техника, изображения медали «Партизану Великой Отечественной войны», схемы проведенных боев, карты местности...

От «Яблочка» до Шекспира

Что касается текстового наполнения журналов, то под их обложками — далеко не одни только идеологические «агитки» и призывы бить врага не жалея сил. В рукописных изданиях много полезной информации как прикладного типа — тактика и топография, уроки ориентирования на местности, санитарно-гигиенические советы, например, как бороться с простудой и кашлем или как правильно делать перевязки, так и отчетного характера: комсомольская «доска почета» тех, кто отличился в борьбе с немецко-фашистскими оккупантами и в мирной работы, биографии командиров и политработников. Есть место и для важных документов вроде партизанской присяги, радиограммы от командующего партизанским движением генерал-лейтенанта Пантелеймона Пономаренко или приказов по отряду, и для дайджеста новостей, и для обзора событий — на фронте, в тылу Советского Союза, за рубежом. И, конечно, значительная часть номеров отведена под «народное творчество» — своими словами, да не всегда досконально, но запально и искренне, партизаны рассказывали, что чувствуют, чем гордятся, над чем плачут, а с чего и смеются. Карикатуры, фельетоны, анекдоты, ребусы, «партизанские пословицы», частушки, рассказы, стихи, переделанные на новый лад известные песни — одно только «Яблочко» встречается во множестве вариаций, с которыми, видимо, веселее было идти и в бой, и в работу.

Полагаете, в чаще лесов партизанам было не до высоких материй? Иногда действительно так, а иногда... Вот только один из ярких примеров. В журнале «Комсомольская искра», который издавал в Червенском районе отряд имени комсомола 1-й Минской партизанской бригады, содержалась подборка памятных дат за текущий месяц. Так вот, в этой подборке есть, кроме чтения тов. Сталиным в Свердловском университете лекции об основах ленинизма, даты рождения путешественника и ученого-натуралиста Николая Пржевальского и смерти великого английского драматурга Уильяма Шекспира — с портретами. Представляете себе: 1944 год, оккупированная Беларусь, и — Шекспир! Дело в том, что, кроме «народного рупора», партизанские журналы выполняли и культурно-просветительскую функцию, занимались, как бы пафосно это ни звучало, общественно-патриотическом и духовно-нравственным воспитанием людей, которые долгое время находились в походно-боевых условиях. Например, автор заметки «Хозяйство партизана» в журнале «Мститель» (партизанская бригада «За Советскую Беларусь» Минщины) строго настаивает: «Некоторые партизаны обзавелись таким хозяйством, что ему одному необходима повозка, чтобы перевозить ему имущество. Надо запомнить каждому партизану, что мы живем на содержании окружающего нас населения и лишнее, взятое у крестьянина, обижает его. Партизаны, имеющие ненужное, должны отдать нуждающимся товарищам, либо вернуть населению».

Память — героям

Большинство партизанских соединений отражали в своих журналах или печатали отдельно итоги боевой деятельности за определенный период. «Партизанский отряд «Искра» был организован 3 мая 1942. С момента организации до 15 октября 1943 г. нашим отрядом убито 1370 немецких солдат и офицеров, 64 предателя Родины; пущено под откос 15 вражеских эшелонов, в результате подрывов уничтожено — 16 паровозов, 1 мотовоз, 126 вагонов, 1 цистерна, на главной железнодорожной магистрали врага взорваны 523 рельсы, уничтожено 980 метров проводной связи», — скрупулезно перечисляется в одном из таких отчетов. В отряде имени Дзержинского знаменитой бригады «Дяди Коли» боевые достижения записывали в «Книгу подарков Матери Родине». «В районе Студенка — Бычи наша группа уничтожила 6 пролетов 2-линейной телефонно-телеграфной связи (1200 метров). Никифорович И. И.», «Мною, Камлюком Антоном Ивановичем, как командиром взвода, с группой бойцов с 19 на 20 ноября 1943 года была проведена боевая операция. На шоссейной дороге Борисов — Зембин, в районе Тростеница — Студенка, было уничтожено 40 пролетов (3200 метров) телефонно-телеграфной связи», — перечисляют бойцы. «На бригадную доску почета за проявление храбрости было внесено 18 партизан. Объявлена благодарность по приказу 12 партизанам. 183 партизана получили почетное право записать свои боевые достижения в «Книгу подарков Матери Родине», — добавляет командир бригады Петр Лопатин, он же «Дядя Коля».

Но, безусловно, особую значимость имеют размещенные в журналах списки погибших товарищей — с именами и фамилиями, часто с портретами и некоторыми биографическими данными, которые позволяют установить точные места и обстоятельства гибели.

Одна из таких летописей — «Книга почета комсомольцев партизанского отряда «Красное знамя», проявивших отвагу в борьбе с фашистскими выродками», — рассказывает о судьбе комсомольца Степана Хрена, 1922 года рождения, члена ВЛКСМ с 1939 года, участника партизанского отряда с 4 августа 1942 года: «За время пребывания в партизанском отряде Степан проявил себя преданным патриотом своей партии Ленина — Сталина, верным сыном своего народа. Немало фрицев и полицейских погибло от огня Степиного пулемета. Во время зимней блокировки 1943 года десятки фрицев были подкошены пулеметчиком Степой. Однако мина врага оборвала жизнь Степы. Бойцы его отделения поклялись бить врага так, как бил их командир Степан Степанович. Вечная память погибшему герою...» Этих имен — десятки, сотни, и за каждым стоит боль родных и родственников, гнев и гордость друзей. А еще — благодарная память детей, внуков и правнуков, маленькая частичка великой Победы и того самого мирного неба, которое и сегодня, спустя 75 лет, мы не разучились ценить и беречь.

Виктория ТЕЛЕШУК

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.