Вы здесь

Гродненский одиннадцатиклассник активно собирает предметы советской эпохи


Гродненский одиннадцатиклассник Владислав Форись уже несколько лет активно собирает предметы советской эпохи. А местные коммунисты даже приглашают школьника на свои собрания.


Все началось с машинок «Автолегенды СССР». Потом появились значки, флаги, плакаты, портреты и бюсты советских деятелей и многое другое. Об увлечении ученика 11-го класса знают не только одноклассники, но и вся гимназия № 2.

Владислав демонстрирует свои экспонаты — вот вымпелы за ударный труд, значки «Ударник пятилетки», комсомольский и пионерский значки, книги о комсомоле, красный бантик, с которым мать ходила на демонстрацию. Предметы более раннего периода — военные медали, песенник 41-го года — изданный в Ленинграде, свидетельство о рождении 1937 года, так называемая рейсовая продуктовая карточка.

— Такие талоны использовались сразу после войны. Эти, например, выдавались на декаду в ноябре 1945 года. На одного человека приходилось пять граммов жира, 100 граммов мяса, 40 граммов крупы... При потере не возобновлялись. Здесь на несколько человек выдано, может, на семью. Я нашел их в песеннике, возможно, они принадлежали кому-то из жителей города, но почему их не отоварили — неизвестно, — рассказывает Владислав.

В его коллекции только те медали, что передали знакомые или родные. Узнав об увлечении парня, они с радостью пополняли его коллекцию рабочими и военными наградами.

— Я люблю ходить по антикварным магазинам, искать что-то интересное на рынках, — говорит парень, — многие экспонаты довольно дорогие, например граммофоны, патефоны и даже пластинки. Медали тоже дорого стоят, но я их в любом случае не купил бы. Люди завоевывали их своей жизнью, и торговать ими, считаю, некрасиво. Это очень «человечные» экспонаты.

У гимназиста есть и свои награды. Это юбилейные медали, которые ему торжественно вручили по случаю дня рождения Ленина и 100-летия Октябрьской революции. Владислав признается, что он был потрясен, когда ему, самому молодому, вручили этот памятный знак. В этом году к 100-летию комсомола подарили книгу, где отражена вся история молодежной организации в плакатах и ​​фотографиях. У самого Владислава есть фотоальбом о Ленине, изданный в 1980 году. По тем временам он стоил немалых денег — 7 рублей, это подарок дедушки. Кстати, именно дедушки и бабушки сыграли важную роль в увлечении внука советской эпохой. Они были активными комсомольцами, некоторые — коммунистами. Много рассказывали про советский период: как работали, каким был город, как налаживали быт, странствовали.

— Я люблю слушать их рассказы, — говорит парень, — и представляю себе те картины. Это прошлое, о котором можно узнать от живых свидетелей. Появилось и желание собрать предметы той эпохи. Правда, родители с опаской смотрели на мое увлечение и считали это очень специфическим хобби для подростка. Помню, как мама без энтузиазма наблюдала, когда я принес домой бюст Ленина. У меня есть и прижизненный барельеф Сталина, который привезли из Гродненского района.

Из рассказов бабушки Владислав узнал, что в Гродно было немало памятников Сталину. Даже видел фото одного из них, где Ленин и Сталин сидели вместе на скамейке. Памятник находился у входа в городской парк.

Для Владислава эти знания ценны еще и потому, что он думает связать свою судьбу с профессией историка. Поэтому за компьютером по большей части любит просматривать открытые архивы.

Своего хобби Владислав не чурается, наоборот, готов продемонстрировать экспонаты каждому, кто пожелает. Не раз приносил интересные вещи на классные часы и рассказывал о них. Одноклассники воспринимают такое увлечение с уважением. Многие предметы касаются бывших руководителей государства, что всегда интересно. Например, прижизненный сборник выступлений Сталина, где многие строки подчеркнуты карандашом бывших владельцев издания. Такие экспонаты волнуют и самого парня. В числе ценных он назвал и флаг БССР, который ему подарила классный руководитель Ольга Викторовна. Во-первых, это символ эпохи, а во-вторых, более распространенными были флаги СССР, а союзных республик — гораздо меньше.

— Много было за это время эпохальных событий — победа в войне, открытие космоса, поднятие целины. Все, что казалось невозможным, — стало возможно. Многое с тех пор стоит перенести и в нашу современность. Это помогает формировать характер, — уверен юноша.

Ольга Шестак, классный руководитель:

— Нельзя сказать, что он застрял в той эпохе. Собирание экспонатов расширяет мировоззрение и дает дополнительные знания по истории. Есть возможность узнать о фактах, которых нет в учебниках. И, конечно, ничем плохим это не грозит. Наоборот, способствует формированию правильных ценностей. Это значительный плюс. Недаром Владислава выбрали старостой класса и секретарем школьной организации БРСМ.

Маргарита УШКЕВИЧ, фото автора

Выбор редакции

Жилищный «квадрат» в собственность

Жилищный «квадрат» в собственность

В последние годы количество очередников существенно уменьшается

Общество

Как греться, чтобы не загореться?

Как греться, чтобы не загореться?

Вместе с МЧС разбираемся в нюансах печного отопления.

Регионы

Чем привлечь людей к деревне?

Чем привлечь людей к деревне?

Место для трудолюбивых и смелых.