Вы здесь

Сегодня система «Союзпечати» отмечает 100-летний юбилей


Ежедневно на прилавки киосков, павильонов и магазинов «Белсоюзпечати» поступает более 140 тысяч экземпляров газет и журналов. Каждый месяц 650 наименований прессы находят своего читателя. В день, когда одна из старейших систем распространения печатного слова отмечает свое столетие, вспоминаем, с чего начиналась ее история, и рассказываем о новинках, которые ждут покупателей в ближайшее время.


Рассылка авиацией и газетные автоматы

В начале прошлого века распространением газет и книг занимались артели и частные подписные конторы. Пока 21 ноября 1918 года Совет народных комиссаров не принял декрет, согласно которому с декабря во всех учреждениях почтово-телеграфного ведомства должны были начать продавать в розницу периодику и литературу. Это позволяло широко обеспечить население печатными изданиями.

Работу координировало агентство «Центропечать». Через несколько лет его ликвидировали, а распространение газет и журналов поручили издательствам. В 1930-м, из-за роста тиражей и наименований прессы, систему очередной раз модернизировали — создали Всесоюзное объединение «Союзпечать» с широкой сетью городских бюро. В 1941 году в СССР было открыто 5,5 тысяч киосков (только в Минске их было 13), где издания продавались в розницу и по подписке.

В годы Великой Отечественной войны организация также продолжала работать. В первую очередь центральные газеты доставлялись в боевые подразделения. Потом прессу получали тылы армии, а после — население. Тираж распределялся по предприятиям, школам, колхозам. Для рассылки прессы на фронт часто использовали авиацию.

После войны «Союзпечать» стал восстанавливать систему киосков. В Минске в 1950-е годы насчитывалось более 40 торговых точек. Сначала они были деревянные, но, когда в 1960-х годах «Союзпечати» разрешили один процент от прибыли направлять на свои нужды, их стали строить из металла и пластика. Новинкой стали газетные автоматы.

В 1970-е в том же Минске уже стояло 185 киосков. Нынешний начальник участка газетно-журнальной экспедиции предприятия Татьяна ПОЙДА, которая в те годы как раз пришла на работу в «Белсоюзпечать», вспоминает, что значительная доля продаж приходилась на книги. В моде были Маяковский, Дюма, Мопассан, Митчелл с ее романом «Унесенные ветром».

Киоски советских времен.

В начале 1982 года подписные тиражи прессы составляли два миллиона экземпляров, розничные — чуть более 400 тысяч. Подписка велась через девять пунктов города. Реализацией периодики занимались 270 киосков, 15 магазинов, 63 автомата для продажи газет. Около 19 тысяч распространителей печати организовывали подписку в школах, институтах, на заводах.

А в 1990-е, во времена дефицита, очереди в киоски выстраивались не только за прессой и литературой. Как рассказывает Татьяна Пойда, в торговых точках «Белсоюзпечати» можно было найти и трикотаж, и сумки, и белье — и все мгновенно разбиралось.

И газету купил, и такси заказал

Сегодня, в век интернета, важно, чтобы информация быстро доходила до потребителя, поэтому сортировка прессы на предприятии идет в две смены.

— Ночная, например, длится с 21 до 3 часов ночи. Один работник сортирует газеты и журналы примерно для 40 торговых объектов. В три мы должны уже эту продукцию загрузить в машины и отправить по всем киоскам и магазинам, чтобы утром покупатель нашел на прилавке свежую прессу, — делится Татьяна Пойда.

Учет движения книг и журналов ведется автоматизировано. «В распоряжении специалистов находится вся информация по сдаче товара в режиме реального времени, — отмечает начальник отдела программирования предприятия Ирина ШУРОВА. — Автоматизация позволила повысить скорость и качество обслуживания, расширить программы лояльности и мотивации покупателей, сделать прозрачной работу торговых объектов. Для эффективного управления огромной сетью и улучшения финансовых показателей мы внедрили современную систему бизнес-аналитики Qlik».

Киоски «Белсоюзпечать» постепенно заменяются на современные павильоны. В некоторых из них работают кафе, где посетители могут за чашкой кофе или чая ознакомиться со свежей прессой. Надо сказать, что новая форма торговли у покупателей пользуется спросом. При замене киоска на павильон самообслуживания в среднем товарооборот увеличился в два раза. Стало также больше подписчиков. А зарплата в павильоне у продавца выросла в 2—2,5 раза.

К столетнему юбилею предприятие разработало концепцию «умного» павильона нового формата — мультифункционального. Посетители смогут общаться с продавцом на любом языке (для этого там есть онлайн-переводчик), заряжать электронные устройства, вызвать такси и «скорую», заказывать трансфер в аэропорт и за пределы города. А в будущем — оплачивать «коммуналку», приобретать билеты на концерты и фестивали и выбирать подарочные сертификаты развлекательных центров и крупных магазинов.

Так будет выглядеть «умный» павильон.

Специально к Европейским играм — 2019 для иностранных гостей столицы в павильонах появятся полезные интерактивные помощники — городской навигатор и электронный консультант-переводчик.

В скором времени будет обновлен ​​интернет-магазин bsресhаt.bу, где каждый желающий сможет через смартфон или компьютер заказать необходимые товары в удобный для него киоск и забрать по дороге домой. Более современным станет и сайт предприятия sоuzресhаt.bу: там найдется актуальная информация о событиях в медийном пространстве страны, вакансиях, новинках продукции.

Наталья ЛУБНЕВСКАЯ

Коллектив Издательского дома «Звязда» поздравляет своих коллег и надежных партнеров из «Белсоюзпечати» со знаковым юбилеем и желает здоровья, успехов и осуществления новых интересных проектов!

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».