Вы здесь

Сегодня система «Союзпечати» отмечает 100-летний юбилей


Ежедневно на прилавки киосков, павильонов и магазинов «Белсоюзпечати» поступает более 140 тысяч экземпляров газет и журналов. Каждый месяц 650 наименований прессы находят своего читателя. В день, когда одна из старейших систем распространения печатного слова отмечает свое столетие, вспоминаем, с чего начиналась ее история, и рассказываем о новинках, которые ждут покупателей в ближайшее время.


Рассылка авиацией и газетные автоматы

В начале прошлого века распространением газет и книг занимались артели и частные подписные конторы. Пока 21 ноября 1918 года Совет народных комиссаров не принял декрет, согласно которому с декабря во всех учреждениях почтово-телеграфного ведомства должны были начать продавать в розницу периодику и литературу. Это позволяло широко обеспечить население печатными изданиями.

Работу координировало агентство «Центропечать». Через несколько лет его ликвидировали, а распространение газет и журналов поручили издательствам. В 1930-м, из-за роста тиражей и наименований прессы, систему очередной раз модернизировали — создали Всесоюзное объединение «Союзпечать» с широкой сетью городских бюро. В 1941 году в СССР было открыто 5,5 тысяч киосков (только в Минске их было 13), где издания продавались в розницу и по подписке.

В годы Великой Отечественной войны организация также продолжала работать. В первую очередь центральные газеты доставлялись в боевые подразделения. Потом прессу получали тылы армии, а после — население. Тираж распределялся по предприятиям, школам, колхозам. Для рассылки прессы на фронт часто использовали авиацию.

После войны «Союзпечать» стал восстанавливать систему киосков. В Минске в 1950-е годы насчитывалось более 40 торговых точек. Сначала они были деревянные, но, когда в 1960-х годах «Союзпечати» разрешили один процент от прибыли направлять на свои нужды, их стали строить из металла и пластика. Новинкой стали газетные автоматы.

В 1970-е в том же Минске уже стояло 185 киосков. Нынешний начальник участка газетно-журнальной экспедиции предприятия Татьяна ПОЙДА, которая в те годы как раз пришла на работу в «Белсоюзпечать», вспоминает, что значительная доля продаж приходилась на книги. В моде были Маяковский, Дюма, Мопассан, Митчелл с ее романом «Унесенные ветром».

Киоски советских времен.

В начале 1982 года подписные тиражи прессы составляли два миллиона экземпляров, розничные — чуть более 400 тысяч. Подписка велась через девять пунктов города. Реализацией периодики занимались 270 киосков, 15 магазинов, 63 автомата для продажи газет. Около 19 тысяч распространителей печати организовывали подписку в школах, институтах, на заводах.

А в 1990-е, во времена дефицита, очереди в киоски выстраивались не только за прессой и литературой. Как рассказывает Татьяна Пойда, в торговых точках «Белсоюзпечати» можно было найти и трикотаж, и сумки, и белье — и все мгновенно разбиралось.

И газету купил, и такси заказал

Сегодня, в век интернета, важно, чтобы информация быстро доходила до потребителя, поэтому сортировка прессы на предприятии идет в две смены.

— Ночная, например, длится с 21 до 3 часов ночи. Один работник сортирует газеты и журналы примерно для 40 торговых объектов. В три мы должны уже эту продукцию загрузить в машины и отправить по всем киоскам и магазинам, чтобы утром покупатель нашел на прилавке свежую прессу, — делится Татьяна Пойда.

Учет движения книг и журналов ведется автоматизировано. «В распоряжении специалистов находится вся информация по сдаче товара в режиме реального времени, — отмечает начальник отдела программирования предприятия Ирина ШУРОВА. — Автоматизация позволила повысить скорость и качество обслуживания, расширить программы лояльности и мотивации покупателей, сделать прозрачной работу торговых объектов. Для эффективного управления огромной сетью и улучшения финансовых показателей мы внедрили современную систему бизнес-аналитики Qlik».

Киоски «Белсоюзпечать» постепенно заменяются на современные павильоны. В некоторых из них работают кафе, где посетители могут за чашкой кофе или чая ознакомиться со свежей прессой. Надо сказать, что новая форма торговли у покупателей пользуется спросом. При замене киоска на павильон самообслуживания в среднем товарооборот увеличился в два раза. Стало также больше подписчиков. А зарплата в павильоне у продавца выросла в 2—2,5 раза.

К столетнему юбилею предприятие разработало концепцию «умного» павильона нового формата — мультифункционального. Посетители смогут общаться с продавцом на любом языке (для этого там есть онлайн-переводчик), заряжать электронные устройства, вызвать такси и «скорую», заказывать трансфер в аэропорт и за пределы города. А в будущем — оплачивать «коммуналку», приобретать билеты на концерты и фестивали и выбирать подарочные сертификаты развлекательных центров и крупных магазинов.

Так будет выглядеть «умный» павильон.

Специально к Европейским играм — 2019 для иностранных гостей столицы в павильонах появятся полезные интерактивные помощники — городской навигатор и электронный консультант-переводчик.

В скором времени будет обновлен ​​интернет-магазин bsресhаt.bу, где каждый желающий сможет через смартфон или компьютер заказать необходимые товары в удобный для него киоск и забрать по дороге домой. Более современным станет и сайт предприятия sоuzресhаt.bу: там найдется актуальная информация о событиях в медийном пространстве страны, вакансиях, новинках продукции.

Наталья ЛУБНЕВСКАЯ

Коллектив Издательского дома «Звязда» поздравляет своих коллег и надежных партнеров из «Белсоюзпечати» со знаковым юбилеем и желает здоровья, успехов и осуществления новых интересных проектов!

Выбор редакции

Общество

Инструкция по использованию самого себя. Почему при самоопределении не стоит тратить время на достижение чужих целей?

Инструкция по использованию самого себя. Почему при самоопределении не стоит тратить время на достижение чужих целей?

Как совместить в будущей профессии чтение книг и киберспорт и можно ли это сделать?