Вы здесь

Насколько белорусский бизнес социально ответственный?


Компания Huаwеi ежегодно направляет часть своей прибыли на оцифровку медицинских данных. А шведский производитель мебели Ikеа запустил программу стажировки для беженцев. Подключение бизнеса к решению социальных проблем становится модным. Прижилась ли эта тенденция у нас? Как белорусские предприятия участвуют в жизни общества и что может подтолкнуть их к большей активности, обсуждали на публичных слушаниях в Минске.


Акция «Бегущие города».

Новая волна финансовых технологий

Недавно в нашей стране провели исследование социальной ответственности бизнеса. Был изучен опыт 32 компаний из разных сфер: логистика, IТ, промышленность, финансы, торговля, строительство. Оказалось, больше всего внимания уделяется таким направлениям, как хорошее здоровье и благополучие (предприятия стараются развивать спорт, приобщать к здоровому образу жизни) и качественное образование (например, работа со студентами). Многие также стремятся обеспечить достойный труд (для специалистов организуют досуг, отправляют их на повышение квалификации) и ответственное потребление и производство. А вот вопросами чистой воды и уменьшения неравенства почти не занимаются.

Помогать решать социальные проблемы бизнес может не только через благотворительность. Более современный инструмент — импакт-инвестиции. Их цель — получить и социальный, и экологический эффект, и финансовую отдачу. Проект должен быть окупаемым.

Это новая волна финансовых технологий. Например, есть фонд «Чистое небо». Он дает деньги под меньшие проценты, чем банки, но с условием, что проект, на который выделяются инвестиции, поможет уменьшить выброс парниковых газов.

— Интересный инструмент, который есть в ряде стран, — облигации социального воздействия. Как это работает? Частник обеспечивает капиталом программу или услугу, а экономия бюджета, полученная в результате государством, идет на возврат инвестиций. Доход зависит от результата, — рассказывает консультант ПРООН Таисия Елецких.

В мире растет количество стартапов, которые основной целью выбирают добрые дела и при этом зарабатывают деньги. Среди них есть и белорусские — например, мобильная программа для женского здоровья Flо, онлайн-платформа для точного земледелия ОnеSоil (позволяет повысить производительность сельского хозяйства и экономит деньги фермеров при помощи компьютерных технологий), проект по диагностике болезней по фото глазного дна Dеер Dее.

Быстрые кассиры

Во время публичных слушаний отечественные компании поделились примерами социальной ответственности. Так, Беларусбанк уже десять лет реализует проект «Родительский дом». Его цель — создать альтернативу интернатам и поспособствовать социализации детей-сирот. За это время было построено 16 коттеджей, где в приемных семьях живут 153 мальчика и девочки. Семьи заселяются в дома (площадью более 200 квадратных метров), полностью оборудованные техникой и мебелью, с большими игровыми комнатами. С учетом пожеланий родителей, некоторым стали приобретать автомобили, чтобы они могли возить детей в садик, школу, вместе путешествовать по Беларуси.

Помогать детям и одновременно популяризировать здоровый образ жизни пытается мобильный оператор VЕLСОM. Он проводит акцию «Бегущие города», в которой могут участвовать как профессиональные атлеты, так и любители. Чем больший километраж они набегают, тем больше денег компания переведет на благотворительность. В этом году фонд составил 165 тысяч рублей. Помощь получили областные детские центры медицинской реабилитации. Среди спортивных рекордов акции — самый массовый забег в Гомеле, где на старт вышла тысяча человек. А самый длинный забег был у брестчанина — 108 километров и 12 часов.

Чтобы поддержать спортсменов с проблемами зрения, компания Vоlkswаgеn в этом году провела турнир Беларуси по интуитивному футболу. Подготовка длилась более полугода. В соревнованиях участвовали и профессиональные игроки — с завязанными глазами.

— Мы очень боялись фразы «пиарятся на инвалидах», которую записали в репутационные риски, — признаются в автоцентре. — Поэтому детально разработали коммуникационную стратегию.

Командам оказали материальную поддержку: купили инвентарь и форму для 156 спортсменов. А после помогли сборной нашей страны по футболу среди незрячих съездить на турнир Европы в Польшу. В планах автокомпании — и дальше работать с этой темой. Например, в Минске и Витебске они хотят оборудовать озвученные маршруты для людей с проблемами зрения.

Вариант того, как обеспечить работой горожан с нарушениями слуха, предложила торговая сеть «Соседи». Их проект называется «Тихие кассы».

— Мы изучали, как улучшить сервис, и опрашивали покупателей, что для них важно. 70 процентов ответило, что им нравится тихое и быстрое обслуживание. Тогда мы вспомнили, что есть зарубежный опыт, когда за кассой работают инвалиды по слуху, и решили сделать то же самое. Пересмотрели полностью свою программу обучения, продумали адаптацию на рабочих местах, — делится представитель торговой сети.

Сегодня «тихих» кассиров 35. И никаких потерь в качестве сервиса. Наоборот: эти работники обслуживают покупателей на два процента быстрее. Они работают в гипермаркетах, где большой поток клиентов, и справляются.

Сложности тоже есть. Например, в коммуникации. Администрация переписывается с новым персоналом по Vibеr, но надо учитывать, что инвалиды по слуху могут не понять сложные предложения, путать окончания и падежи. Другой момент — родители «тихих» кассиров. Некоторые слишком заботятся за своими уже взрослыми детьми и не были готовы отпустить их на работу — даже на собеседование ходили с ними вместе.

Не обязательство, а возможность

Как оценить, насколько белорусский бизнес социально ответственный? Со следующего года предлагается ввести индекс «добра».

— Надо добавить конкурентный элемент и попытаться оцифровать эту сферу, — комментирует инициативу директор местного фонда «Добро» Александр СКРАБОВСКИЙ. — Индекс не претендует на исчерпывающую оценку — для этого существуют международные профессиональные системы сертификации. Но он позволит неподготовленному человеку соотнести усилия и заявления компаний в отношении участия в жизни общества.

Информация будет собираться из открытых источников. Предприятие сможет получить от нуля до десяти баллов. Оценивать планируют по четырем критериям: трудовые практики и права человека, окружающая среда, добросовестные деловые практики, потребители и участие в жизни общества. После отчет направят администрации компании и дадут три недели на реагирование.

Оценки выложат в общий доступ. Раз в год будут выводить также обобщенный индекс социальной ответственности, чтобы показать ситуацию в сфере в целом.

К концу года внедрение индекса еще обсудят с экспертами. С предварительным списком критериев можно ознакомиться на сайте fоnddоbrа.bу.

Александр Скрабовский полагает, что социальная ответственность — это не обязательство для бизнеса, а возможность: новые рынки, новые бизнес-модели.

Официально

Марианна ЩЕТКИНА, заместитель председателя Совета Республики Национального собрания:

— Среди 17 Целей устойчивого развития главная — партнерство: только так можно достичь прогресса. Почему важна роль бизнеса? Это привлечение капитала. За счет одного бюджета всех проблем не решить. А бизнес должен быть заинтересован, так как для компаний важен их имидж. В той же Германии идет конкуренция за участие в социальном проекте.

Наталья ЛУБНЕВСКАЯ

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.