Марина Борейша с мужем и двумя маленькими детьми снимали квартиру. Как и любой семье, надоело жить на чужих «квадратах». Хотелось заиметь свой угол. И они решили строиться.
— Сначала мы посетили Колодищанской сельсовет, где нам предложили несколько участков. Но вариант нас не удовлетворил, поскольку по документам там не было коммуникаций. В 2015 году приобрели участок с аукциона в деревне Ляховщина Ждановичского сельсовета. По документам значилось, что к нему подведены газ, электричество. На самом деле ничего этого не оказалось.
Марина и Александр скооперировались вместе с соседями и за свои средства вызвали геодезистов, составили сметную документацию, сделали соответствующий проект на подводку электричества. Казалось бы, проблема решена — оставалось только подключить линию к трансформатору. Но им не давали разрешение, поскольку его мощности не были рассчитаны на дополнительную нагрузку. Гражданам предложили купить трансформатор за собственные деньги. А стоит он немало — около пяти тысяч рублей. И люди отказались. Правда, нашелся «дачник», который за свой счет приобрел и установил это оборудование. Мир горит, линия принята на баланс электросетей.
Что касается отопления, то дом обогревается котлом на твердом топливе. «В деревне еще раньше был создан кооператив. Но мы не можем бесплатно подключиться к газораспределительной трубе, люди же тратили немалые средства, чтобы в их дома пришло «голубое топливо». И мы должны заплатить кооперативу и сельсовета. Кроме того, необходимо купить трубы, оборудование. Соберем немного денег и подключимся к центральному газоснабжению», — говорит Марина.
Но это все мелочи по сравнению с тем, что к участку Борейшей нет подъездных путей. Дело в том, что дом находится во втором ряду от главной дороги. И хозяева могли подъезжать к нему только через участок соседа. «Спасибо, что он был не против. Но теперь привез бетонные блоки для постройки, и пути отрезаны, — говорит моя собеседница. — Но возникает проблема: как нам попасть домой?
Действительно, ситуация не из приятных: хоть вертолет вызывай. И хотя дорогу, или, как говорят, «народную» тропинку, «протоптала» техника с другой стороны от владений соседа при строительстве, проехать по ней невозможно. Рядом — пожарный водоем, который во время дождей, весеннего половодья выходит из берегов и затапливает неширокую дорогу. Более того, участок находится в низине и на него стекают воды с колхозного поля.
Марина беспокоится. Через два месяца ей рожать третьего ребенка. Ни скорая помощь, ни врачи не смогут подъехать к дому. Теперь, когда подморозило, сюда можно добраться по колдобинам и ухабам. А вот если отпустят морозы, территория будет напоминать сплошное болото. Детей Марина возит в детский сад в Минск. Без резиновых сапог здесь не обойдешься. А носить малышей на руках хрупкая женщина не в силах. Тем более сейчас, когда беременна.
Куда только не обращалась семья за помощью. Но во всех инстанциях находились объективные причины. В сельисполкоме ответили, что нет на это денег, мол, делайте дорогу за свой счет или ждите. А ждать можно и несколько лет.
— Мы подсыпали эту дорогу, как смогли, но все осело и вернулось на круги своя, опять лужи и грязь. Чтобы привести ее в надлежащее состояние, необходимо поднять как минимум на метр. А это, по нашим подсчетам, десять двадцатитонных машин грунта. Одна обходится в 200 рублей. Таких денег у нас нет. Муж работает врачом-хирургом, зарплата у него небольшая, я — в декретном отпуске. Да и почему мы должны платить из своего кармана за то, что должно быть? По законодательству, если человек приобретает участок под индивидуальную застройку, к нему должны быть подведены коммуникации, — возмущается Марина.
Обращалась она и к дорожникам со своей проблемой. В ДРСУ-194 ей объяснили, что обслуживают только главные дороги. В следующем году они будут асфальтировать центральную улицу, что ведет через Ляховщину. А дороги, прилегающие к участкам, — это не их дело. Максимум, что могут, — устроить съезды на два метра от основной артерии.
После того как к проблеме подключилось «МС», на место выехали представители Ждановичского сельисполкома, Минского райисполкома и «Горремавтодора».
Марине обещали найти организацию и поручить управлению капитального строительства райисполкома разработать проект. После того как будут проведены геологические изыскания, сделан сам проект, экспертиза, можно начать строительство дороги. Но подготовительный процесс займет не меньше полугода. Если сверху насыпать грунт, то это просто закыпывание денег. Семью просят потерпеть, пока сделают все должным образом. А в ближайшее время сюда направят специальную технику, чтобы как-то обустроить дорогу. Во всяком случае, так обещают. В свою очередь «МС» будет отслеживать, как в дальнейшем будет развиваться ситуация.
Почему же нельзя было раньше провести необходимые работы? В Минском районе 1700 километров дорог, которые не стоят ни на чьем балансе. Сейчас в этом деле наводится порядок, составляется список «ничейных» дорог. Они передаются на обслуживание конкретным организациям. Наконец у людей появилась надежда на улучшение состояния транспортных артерий.
О проблеме областные власти знают и прилагают усилия, чтобы привести пути в надлежащий вид. Практически на каждом приеме граждан к председателю Миноблисполкома Анатолия Исаченко обращаются люди с сетованиями на плохое состояние дорог. На одном из приемов, в частности, губернатор отметил, что в 2018 году на строительство транспортной инфраструктуры в районах индивидуальной застройки Минского района выделено около восьми миллионов рублей. Однако отремонтировать все за раз невозможно. Глава центрального региона неоднократно подчеркивал, что особое внимание будут отдавать дорогам Минского района: «Мы немного сделаем упор именно на Минский район, потому что здесь много застарелых проблем. Но это не значит, что в других районах не будем ничего делать. Область должна развиваться равномерно».
Татьяна ЛОЗОВСКАЯ
За девять месяцев 2024 года во всех странах ЕАЭС выросла зарплата
Члены Совета Республики провели единый день приема граждан во всех районах столицы
Искусство - важная и неотъемлемая составляющая в формировании личности молодого человека.