Сегодня в Беларуси зарегистрировано более 2300 усадеб, и эта отрасль продолжает прирастать новыми субъектами. Даже если кто-то уходит с рынка, его место занимают новые хозяева. И хотя агроусадьбы принимают не такой большой процент туристов по сравнению с гостиницами, базами отдыха, санаториями и другими традиционными местами размещения, именно этот сегмент работает на имидж страны. Последние два года Беларусь отмечается как одна из лучших стран для агроэкотуризма по версии Nаtiоnаl Gеоgrарhiс.
Было, есть...
Не будем забывать при этом, что принимать гостей на селе наша страна начала не так давно. Еще в 2002 году агротуристам даже негде было остановиться на ночлег, было проблематично найти жилье с нормальным санузлом. Когда начала прирастать инфраструктура, возник новый вопрос: чем туристу заняться в деревне? Но и такая проблема оказалась решаемой — здесь хозяев агроусадеб поддержали местные власти, работники культуры. Благодаря агротуризму начали оживать деревни, народные коллективы получили слушателей, стали востребованными ремесла, школьники начали собирать информацию о традициях в своих населенных пунктах. Например, рецепты, которые отыскали ученики Зельвенщины даже попали в печать, и блюда, приготовленные по ним, сегодня туристы могут заказать в местных пунктах питания.
Да и сами хозяева агроусадеб начали создавать разнообразные турпродукты. Сегодня они уверенно заявляют: «Мы продаем не столько ночлег и пищу, сколько впечатления». Фестивали, мастер-классы, конные походы и сплавы на плотах и байдарках, креативные музеи, спортивные развлечения, квесты и познавательные встречи — перечислять варианты активного отдыха, которые сегодня предлагают на селе, можно долго.
Несмотря на то, что каждый хозяин стремится преподнести гостю свой уникальный рецепт отдыха, сельские предприниматели активно делятся со своими коллегами идеями. Более того, они начали объединяться в кластеры, чтобы создавать суперпродукт, на который легче завлечь туриста. Например, хозяин агроусадьбы из Воложинского района, к которому люди приехали учиться печь хлеб, обязательно посоветует гостям сходить к соседям на медовые квесты, конные походы или кулинарные фестивали. От такой совместной работы выиграют и туристы, которые получают интересные маршруты и насыщенный активностями и открытиями отдых, предприниматели (количество посетителей значительно приросло, и часто «лишних» клиентов хозяева перенаправляют к соседям).
К тому же вместе можно замахиваться на масштабные проекты и получать под них инвестиции. Так, потребительский кооператив «Воложинские гостинцы» в ближайшее время планирует запустить трансграничный маршрут «Путем Витовта», который протянется от Ракова до Тракайского замка в Литве. Во время такого путешествия можно будет больше узнать об истории Великого Княжества Литовского.
Будет
Еще одна идея, которая скоро осуществится в Воложинском районе, — создание так называемой потребительской корзины, в которой туристы найдут самые различные продукты, которые им предлагают хозяева агроусадеб. Здесь и хлеб, и сыры, и медовая и мясная продукция.
Между прочим, органическое земледелие — одно из направлений дальнейшего развития сельского туризма в Беларуси. Многие хозяева агроусадеб почувствовали, что таким образом можно привлечь новых клиентов, и стали активнее брать землю, чтобы выращивать собственную экологически чистую продукцию. В свою очередь фермеры тоже не спят в шапку, а ищут новые пути прибыли, предлагают экскурсии на фермы, фестивали, мастер-классы. Здесь можно упомянуть хозяйство «ДАК», куда с удовольствием едут люди, чтобы посмотреть на коз и на то, как производится молочная продукция. Многим понравился «Кукуполис» — квест в лабиринте из кукурузы.
Во время научно-практической конференции, которая проводилась совместно с Белагропромбанком и Министерством спорта и туризма, председатель Белорусского общественного объединения «Отдых в деревне» Валерия Клицунова заметила, что теперь хозяевам усадеб нужно делать уклон на креативность и инновационность. В будущем туризм будет завязан на впечатлениях, именно за них туристы готовы платить большие деньги. И от деревенских предпринимателей здесь не всегда требуются большие финансовые инвестиции — куда более важны знания и творчество. Бурное развитие агротуризма можно связать с развитием IТ-отрасли. Сегодня мы все меньше двигаемся, ведь учиться и делать покупки можно не выходя из дома. Только туризм спасет человека и подарит ему живое общение.
Также в тренде зеленая экономика, гендерные вопросы и так называемая социальная ответственность. Все эти идеи сейчас активно пропагандируются в Европе. Чтобы создать продукт, востребованный в том числе и на зарубежном рынке, важно вписаться в концепцию устойчивого развития. И белорусский агротуризм начал работать с новыми темами. Так, в Воложинском районе появился туристический маршрут, доступный людям с инвалидностью. Также в белорусских агроусадьбах стал проводиться фестиваль для пожилых людей «Креативный возраст». Хотя надо сказать, что и раньше многие хозяева сотрудничали с бабушками и дедушками, которые знают фольклор, могут обучать ремеслам, делиться рецептами. Участники конференции уверены: сегодня стартапы нужно проводить не только для молодежи, но и для пенсионеров, пытаться объединять энергию молодых и остроумие старшего поколения.
Почти треть денег туристы тратят на еду, 20—30 процентов путешественников мотивированы попробовать настоящие аутентичные продукты по месту их производства. Значит агроусадьбам нужно делать ставку на гастрономию, но, к сожалению, о белорусской кухне почти ничего не знают не то что за пределами, даже в своей стране. Хотя хозяева усадеб уверены, нам есть, чем гордиться и мы еще удивим мир. И в ближайшее время организация «Отдых в деревне» могла бы взять на себя эту миссию по раскрутке отечественных рецептов. А помогать собирать информацию о национальной кухне, наносить на интерактивную гастрономическую карту могли бы студенты... Собственно, активное привлечение молодежи к сельскому бизнесу — также один из современных трендов. Уже сегодня ребята с факультета международных отношений БГУ, которые планируют свое будущее связать с агротуризмом, знакомятся с хозяевами, попадают к ним на практику и пытаются создавать интересные проекты, которые можно реализовывать на селе.
Придется поломать голову и над тем, какой турпродукт наши деревни смогут преподнести «нетрадиционномк» туристу. Примерно 145 миллионов китайцев ежегодно путешествуют по всему миру, и мы могли бы хоть небольшой процент из них привлечет в Беларусь. В прошлом году нашу страну уже посетило около трех тысяч гостей из Китая, в этом году это число удвоится. Но эти гости пока выбирают военно-патриотическо неаправление, интересуются так называемым «красным» туризмом, и надо выяснить, как и, главное, чем их завлечь в агроусадьбы.
С 2008 года проводится конкурс «Лучшая агроусадьба года». На этот раз было подано 46 заявок. Хозяевам нужно было презентовать себя через интернет, отправить фотографии и видеоролики. Лучшей стала усадьба «Заповедный остров» в деревне Шо Глубокского района Витебской области.
Елена ДЕДЮЛЯ
О чем нужно подумать и как реально оценить свои силы перед усыновлением?
Накануне профессионального праздника педагогов в Национальном пресс-центре обсудили имидж учителя, всестороннее развитие студентов педагогических вузов и новые проекты.
Рассказываем, почему туда стоит сходить.
Партия товаров, предназначенная для белорусских субъектов хозяйствования, была отгружена в порту Шанхая в августе 2024 года.