«Наше будущее — не улучшенная версия прошлого. Оно полностью непредсказуемо. Эра знаний закончилась и начинается эра мышления. Диплом, как трастовый сертификат университета, теряет свою значимость. Образование становится «конструктором» из знаний, которые человек может собрать, причем не раз за свою жизнь. И спор, кто важнее — «технари» или «гуманитарии», — больше не актуален», — в этом уверена независимый HR-консультант в сфере IТ, профессиональный коуч и тренер, ментор по развитию карьеры Амина ИДИГОВА. Как спроектировать свое будущее? Кем быть, чтобы через 10-15 лет не остаться без работы? Кто из специалистов будет востребован? Какие профессии могут появиться и кого заменят роботы? Обо всем этом Амина Идигова рассказала участникам деловой конференции для подростков «GURU Будущего», которую организовала бизнес-академия TeenGuru.
Люди или роботы?
— Когда мы говорим, что роботы захватят мир, мы почему-то представляем себе андроидов, но на самом деле роботы выглядят совсем иначе, и они уже захватили наш мир, — говорит Амина. — Роботы сопровождают нас в повседневной жизни, упрощают ее, делают более предсказуемой. Я имею в виду алгоритмы. Фитнес-часы рассказывают, сколько мы сделали шагов, как спали и когда должны проснуться. Робот-пылесос может в запрограммированное время сам включиться и убраться в доме. Умный холодильник сообщит, что у каких-то продуктов истек срок годности и закажет нужный товар в магазине. Даже банкоматы — это тоже роботы. Алгоритмы собирают данные и на основании их анализа принимается то или иное решение. Приведу конкретный пример. Моя подруга живет в Дубае. Там она попала в дорожно-транспортное происшествие. Чужой джип столкнулся с ее джипом. Как вы думаете, сколько времени ей понадобилось, чтобы получить страховку? С момента столкновения прошло всего шесть минут. Причем на место происшествия не выезжала полиция, никто не останавливал движение, а просто прилетели дроны, сделали фотографии, искусственный алгоритм проанализировал фото с повреждениями, сверили их с множеством других подобных, оценил, сколько это стоит по предыдущим аналогичным случаям, и через шесть минут подруга получила компенсацию на свой электронный счет.
Полагаю, что дальше алгоритмы будут нас анализировать и давать рекомендации глобального масштаба: что нам лучше носить, на ком жениться, какие продукты потреблять. Но есть одно важное обстоятельство: можно создать искусственный интеллект, а не искусственное сознание. Почему? Потому что алгоритмы учатся только на примерах, которые мы им даем: собственной интуиции и собственного креатива у них нет. Алгоритм не может создать ничего нового, он может только собрать новое из старых кубиков, которые придумал человек. Последние двадцать лет я занимаюсь тем, что помогаю работодателям понять, кто им нужен, как привлечь кандидатов, как их удержать и как повысить производительность труда. Я менеджер по персоналу — тот, кто стоит на входе в компанию вашей мечты, и вот к каким выводам я прихожу. Появились алгоритмы, которые самообучаются, самосовершенствуются, не ошибаются, не просят повысить зарплату или дать отпуск. Они отбирают у нас определенную часть работы, но только ту, которую легко алгоритмизировать.
Раньше, чтобы стать таксистом в Нью-Йорке, нужно было сдавать серьезный экзамен на знание города, получать сертификат, а сегодня пришел Uber, автомобили с навигационными системами, и эти знания обесценились. Работа, которую можно делать с выключенным мозгом, постепенно алгоритмизируется. Не повезет гостиничному и ресторанному бизнесу, где очень высокий процесс автоматизации, транспорта, туристической отрасли, потому что купить билет и спланировать путешествие теперь можно, не покидая дивана. В медицине также будет ощущаться наступление искусственного интеллекта: если доктор смотрит ваш снимок, он может опираться только на свой собственный опыт, а алгоритм, в базе которого содержатся 12 миллионов подобных снимков, может поставить диагноз намного быстрее и точнее, он не ошибается и абсолютно не эмоционален.
Но при этом растет ниша, где востребован низкоквалифицированный труд, и ниша с высококвалифицированной работой, где нужно решать серьезные креативные задачи. Поэтому думайте, в какую сторону вам лучше направиться, так как все, что находится посередине, быстро рухнет.
Согласно последнему глобальному исследованию трудовых ресурсов, дефицит рабочей силы в мире в 2030 году будет составлять примерно 85 миллионов человек, но острая нехватка будет обусловлена отсутствием навыков, а не людей.
Мир разделится на крупные корпорации, где будет происходить основное технологическое развитие, и крафтовые. Часть людей станет объединяться в небольшие компании по интересам и заниматься крафтовым производством и искусством. Это ниша будет расти, и сюда можно инвестировать свои усилия.
Безусловно, молодых людей, которые нацелены на получение высшего образования, интересовало, почему диплом университета в будущем девальвируется?
— Google, Apple, IBM, Ernst & Young, Hilton. Bank of America и еще 20 компаний уже перестали требовать дипломы о высшем образовании, — утверждает Амина Идигова. — Согласно последнему опросу StackOverflow, 70% профессиональных разработчиков закончили непрофильные вузы, а 20% «технарей» вообще не имеют высшего образования. Растут доступность и популярность образовательных онлайн-ресурсов и курсов, где готовят более компетентных специалистов, чем в вузах. Также образование становится «конструктором» из знаний, которые человек может пересобрать самостоятельно. В ближайшем будущем люди начнут просвещать себя сами, реально осознавая, какие именно знания им нужны. Образование станет непрерывным процессом. Появятся центры сертификации, где специалисты будут сдавать квалификационные экзамены, определяющие набор навыков и компетенций. Эксперты сейчас работают над таблицей «элементов компетенций» — по аналогии с таблицей Менделеева. Человек будет формировать набор своих компетенций при помощи искусственного интеллекта, под запросы конкретных вакансий. А искусственный интеллект поможет вычислить, каких знаний не хватает, почему и как нужно учиться.
Исчезнет и понятие «профессия» — ему на смену придет взаимопроникающая экосистема компетенций. В среднем человек за свою жизнь сменит десять профессий.
Амина говорит, что резюме, как инструмент продажи, уходит в прошлое: «Важно не то, какой у вас диплом, а в каких реально проектах участвовал претендент, а эта информация доступна в интернете. Для меня не имеет значения, какие бумаги приносит кандидат: если интернет о вас ничего не знает, то, скорее всего, я вас на собеседование даже не позову. Вас просто не существует! Поэтому, если вы хотите быть видимыми, оставляйте свой цифровой след и создавайте свой собственный бренд в сети», — советует HR-консультант.
Адаптативный интеллект
А стоит ли всем стремиться в IТ? Спрос на IТ-специальности среди абитуриентов в последние годы зашкаливает...
— Пока мы все думаем, что есть IТ-компании и все остальные, мир вокруг нас меняется. И сегодня нужно учиться сочетать технические навыки вроде математики и компьютерных наук, понятийное и системное мышление, анализ, синтез, алгоритмизацию, логику плюс добавить к ним социальные и личностные навыки, эмоциональный интеллект, способность к коммуникации, интуицию, мастерство вести переговоры и обмениваться мыслями, — объясняет Амина. — Мы любим сами говорить, но не умеем слушать. Самые высокие зарплаты сегодня платят тем, кто сочетает высокоразвитые социальные и математические навыки.
А вообще топ навыков, на самом деле важных для работодателей на сегодняшний день, выглядит следующим образом: на первом месте стоит умение решать проблемы (важность 82,9%), способность работать в команде (82,9%), эффективная коммуникация (80,3% ), лидерство (72,6%), рабочая этика (68,4%), аналитические способности и инициативность (по 67%), внимание к деталям (64,1%), гибкость и адаптативность (60,7%). Во внимание берутся и такие качества, как креативность, общительность, организаторские способности... Так называемые мягкие навыки (soft skills) начинают «весить» гораздо больше, чем технические.
За время своей работы в должности специалиста по подбору кадров я пережила три волны: сначала все делали акцент на когнитивных навыках и измеряли уровень интеллекта (IQ), затем акцентировали внимание на эмоциональном интеллекте, а теперь в центре внимания оказался адаптативный интеллект. Очень важно умение человека быстро адаптироваться, переучиваться и не нервничать, потому что мир стремительно меняется, а наше будущее абсолютно непредсказуемо.
Таблицу компетенций пытаются создать не случайно: нужно развивать именно те из них, которые позволят человеку переходить из компании в компанию, из одной сферы в другую без дополнительного обучения. Пока что уровень образования совпадает с требованиями работодателей только в трех странах: Японии, Южной Корее и Китае.
«Карьерный лунатизм»
Амина Идигова советует молодежи не надеяться на получение «надежной профессии» и постоянного места работы. Кадровики уже столкнулись с новым явлением, которое назвали «карьерным лунатизмом». В IТ-компанию сложно привлечь нужного специалиста и сложно его там удержать. Более трех лет мало кто работает на одном месте. Поэтому чаще человека берут под конкретный проект. Когда тот завершается, специалист прощается с компанией.
Армия работников без определенного места работы растет. По прогнозам, к 2020 году в каждой четвертой компании доля внештатников увеличится до 30%, а каждый пятый работник будет фрилансером. Счет постоянного сотрудника для нанимателя на 40% процентов дороже. Кандидат, который часто меняет работу, больше не будет вызывать подозрений у нанимателя. Поэтому лучшая стратегия на сегодня — подготовить себя к карьере независимого подрядчика, а не постоянного сотрудника.
«Вообще карьера больше не означает движение вверх, и то, что мы называли раньше карьерной лестницей, превратилось в «карьерную решетку», — объясняет Амина. — Люди могут двигаться вверх, потом в сторону и даже вниз, они приобретают какой-то новый нужный им опыт и двигаются снова вверх. Вперед теперь не означает вверх».
А вот миф о призвании она считает опасной ловушкой. То, что мы называем призванием, является результатом сложного переплетения склонностей, регулярной практики, любопытства, благоприятных возможностей и случайно полученного преимущества.
— Секрет призвания заключается в том, что нужно потратить по меньшей мере 10 тысяч часов на свой рост и развитие, — уверяет HR-специалист. — Не стоит бояться ошибиться. Ошибка — повод для того, чтобы скорректировать свое направление. А сложности, рутина присутствуют в любой, даже интересной, работе, поэтому... не бросаем! Способность НАЧАТЬ — это 60% вашего успеха. Способность НЕ БРОСАТЬ — еще 30%, а другие компоненты, такие как знания, навыки, опыт, компетенции и т д., составляют лишь 10% среди элементов успеха.
Часто люди сдаются потому, что ждут быстрого результата, перестают верить в себя, считают себя слабыми, зацикливаются на своих ошибках, страх перед неудачей у них больше, чем желание успеха, они застряли в прошлом, боятся будущего, сопротивляются переменам, не представляют своих возможностей, жалеют себя, думают, что их проблема — уникальная, а неудача для них — сигнал к отступлению.
Кто-то из знаменитых актеров сказал: «Найти себя невозможно. Себя можно только создать». Создавайте себя и двигайтесь вперед...
Специалист будущего должен быть кросс-функциональным — работать на стыке профессий, уметь работать на расстоянии, быть профессионалом big data — собирать и распоряжаться большим объемом информации, уметь самообучаться — развитие IТ-технологий будет стремительным, быть универсальным солдатом, знать несколько языков, уметь творчески мыслить, обладать soft skills — мягко, терпеливо, доброжелательно добиваться своих целей, быть готовым переучиваться всю жизнь, знать основы IТ-технологий, быть готовым сменить до десяти профессий за жизнь, быть готовым к кросс-культурным перемещениям — работать в разных странах в условиях глобализации мира.
Надежда НИКОЛАЕВА
Александр Рогожник обратил внимание, что совсем скоро белорусскому народу предстоит очередной судьбоносный выбор.
Бюллетени по выборам Президента Республики Беларусь уже готовы.
Президент Беларуси Александр Лукашенко одобрил стратегии участия Беларуси в работе Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и БРИКС.
Практика комплексного благоустройства населенных пунктов на Гомельщине дает новую жизнь райцентрам региона.