Вы здесь

Какой можно открыть бизнес на деньги от центра занятости


Чтобы начать свое дело, нужен стартовый капитал. Один из вариантов получить деньги — обратиться в службу занятости за субсидией. Для тех, кто собирается вести бизнес в сельской местности, материальная помощь составляет 15 бюджетов прожиточного минимума (3,2 тысячи рублей). На что хватает этих денег?


«Искала работу и в Бресте, и в Минске»

София КАМЕНОВСКАЯ из деревни Первомайская (Березовский район) всю жизнь занималась декоративно-прикладным творчеством. Окончила Бобруйское художественное училище, долгое время была руководителем кружка в детском эстетическом центре. А потом кардинально сменила работу — стала приемной матерью для двух девочек. Когда же через пять лет женщина захотела вернуться в творчество, найти подходящую вакансию оказалось трудно.

— Я искала работу не только в Березе, но и в Бресте, и в Минске. Но отдавать всю зарплату за съемное жилье не вариант. Пришла тогда в службу занятости, рассказала, что могу делать. Меня отправили на курсы по предпринимательству — учиться, как вести свое дело.

София зарегистрировалась ремесленником: решила производить праздничные аксессуары и сувениры. Например, скатерти на стол для молодых людей, украшенные бутылки и бокалы. За субсидию она закупила оборудование: хорошую швейную машинку для вышивки, утюг-гидроотпариватель, прибор для выжигания с различными насадками. Приобрела также палатку, чтобы реализовывать изделия на выставках.

— Субсидия — это хороший толчок, — считает женщина, которая вот уже три года работает на себя. — Даже те же ножницы для ткани стоят дорого — безработный себе такого не позволит.

Свои сувениры София рекламирует на ярмарках и в интернете. Говорит, как только разместила фото изделий, сразу посыпались заказы.

Женщина советует: важно найти хороших поставщиков материала. С некоторыми магазинами она заключила контракт на пять лет и получает 15-процентную скидку на ткани.

Клиенты Софии в основном из Березы. Ремесленница замечает, что дело это прибыльное: с одного заказа и 300 рублей можно заработать. «С голоду точно не умрешь», — шутит.

«Делал ставку на бюджетный вариант — и ошибся»

— Меня всегда тянуло к частному бизнесу. «Свободное плавание» практиковал еще в начале 1990-х. Как и все, работал по схеме «купи-продай». Зарубежье, авантюры, — вспоминает Степан БУЛЬКЕВИЧ.

Лет 10 назад ему достался дом в деревне Куровщина Березовского района. Мужчина понемногу стал его восстанавливать — мечтал открыть агроусадьбу. Все оттягивал: ну, может в следующем году. Параллельно он работал механиком в Березе. Но предприятие обанкротилось, и Степан подумал, что самое время реализовать давнюю мечту.

— Если бы знал, сколько это стоит, наверное, не начинал бы. Субсидия покрыла только маленькую часть расходов, — признается. За деньги, выделенные службой занятости, мужчина купил в гостевой дом стиральную машину, телевизор, стол для настольного тенниса.

Предприниматель полагал, что усадьба в таком месте обязательно будет пользоваться спросом: вокруг — пруды, водохранилище Селец. Насобирал для антуража старинной крестьянской утвари, приготовился угощать гостей домашним малиновым вином.

— Весь расчет был на рыбаков и охотников, которые в эту зону любят приезжать. И здесь не так уж много мест, чтобы остановиться. Я делал ставку на бюджетный вариант. Оказалось, ошибся. Бюджетники предпочитают ночёвки в палатках или в машинах, — делится опытом собеседник.

Проведя работу над ошибками, на следующий сезон Степан хочет активнее заняться рекламой: клиентов было не так много, как рассчитывал. Бешеной прибыли от агротуризма предприниматель не ждет. «Я не собираюсь быть миллионером. Мне бы среднюю зарплата иметь, и буду доволен».

«С закупками леса тяжело»

Летом прошлого года Ольга ШИДЛОВСКАЯ вместе с мужем запустила собственный бизнес — заготовку и продажу дров. Для женщины, в дипломе которой записано «парикмахер», вариант неожиданный. Но Ольга уточняет: по специальности так и не работала, была социальным работником. Она живет в маленькой деревне Комарники Молодечненского района, где всего пять домов. Магазины, детский сад — в соседней деревне в полутора километрах. Сюда заезжает только автолавка.

— Мой поселок находится в лесу, с детьми на работу и не выбраться. Садик работает с восьми утра: пока малого отвезешь, уже никуда не успеешь. Вот и решили с мужем семейный бизнес начать, — описывает женщина ситуацию.

Муж Ольги отучился на специалиста по деревообработке. Работал трактористом, а в свободное время подрабатывал у одного мужчины, где колол дрова. Семья и подумала: почему бы не заниматься тем же, но для себя? И оформила ИП.

— Разобраться с документацией, чтобы зарегистрироваться и начать деятельность, действительно сложно, — рассказывает Ольга. — Пришлось даже обращаться за консультацией к бухгалтеру. Очень много волокиты, бумаг.

Полученной субсидии хватило на профессиональную бензопилу, дровокол, расходники. Часть инструментов покупали на деньги из семейной копилки.

Чтобы продвигать свои услуги, новоиспеченные предприниматели клеили объявления на столбах, размещали рекламу в интернете. Но лучше всего сработало «сарафанное радио».

— Через три месяца мы стали на ноги. Недавно купили трактор — летом на его заработали, — рассказывает Ольга об успехах.

Работа по заготовке дров сезонная, наиболее загруженный период— лето и осень. «В августе-сентябре, если бы давали дрова, мы бы сутками их возили. Но с закупками трудно, — обращает Ольга внимание на проблему. — Иногда дров не допроситься — однажды полтора месяца ждали. Почему так? Наверное, на нас, как на мелких «ИП», не обращают внимания, лесхозам выгоднее работать с оптовиками».

Неожиданными для деревенских предпринимателей стали и высокие закупочные цены. Женщина приводит цифры: если физическим лицам шесть кубов дров с условием самовывоза отпускают за 60 рублей, то организации — за 140.

— Представьте, по какой цене тогда я могу их продать. Для местных жителей это очень дорого. В Молодечно между заготовителями леса сильная конкуренция, плюс нелегальных торговцев хватает. Поэтому мы больше ориентируемся на Ратомку, Заславль — там людей не смущают наши цены. За год уже даже постоянных клиентов наработали.

Деньги возвращать не надо — при определенных условиях

За девять месяцев текущего года субсидии на открытие своего дела получили 1318 человек, из них в сельской местности — 248 (18,8%). Основная деятельность, которую выбирали предприниматели, — оказание транспортных, парикмахерских услуг, строительно-отделочные работы, обслуживание автомобилей, пошив и ремонт одежды, производство сельскохозяйственной продукции.

В течение трех месяцев безработный должен отчитаться, на что он потратил выделенную ему материальную помощь, а также год заниматься предпринимательской деятельностью. Иначе деньги придется вернуть. Субсидия повторно не выдается.

В Министерстве труда и социальной защиты отмечают хорошую тенденцию: начинающие предприниматели стали более «подкованными». Если в прошлом году из тех, кто получил средства на открытие своего дела, на курсах по предпринимательству (служба занятости организует их бесплатно) обучались 53,2%, то в этом году — 61,3%.

Что интересно, с введением послаблений для бизнеса, прописанных в Декрете № 7, количество обращений за субсидиями немного сократилось. В министерстве объясняют: расширился перечень деятельности, которой можно заниматься без регистрации ИП, и многие стали этим пользоваться. А денежная помощь от службы занятости на таких условиях не выдается.

Наталья ЛУБНЕВСКАЯ

Выбор редакции

Жилищный «квадрат» в собственность

Жилищный «квадрат» в собственность

В последние годы количество очередников существенно уменьшается

Общество

Как греться, чтобы не загореться?

Как греться, чтобы не загореться?

Вместе с МЧС разбираемся в нюансах печного отопления.

Регионы

Чем привлечь людей к деревне?

Чем привлечь людей к деревне?

Место для трудолюбивых и смелых.