«Если бы нас 20—30 лет назад спросили:« Вы готовы вот в таком возрасте, как нынешний, начать танцевать на сцене?» — мы бы только за голову схватились! — смеются участницы танцевальной группы «Неугомонная Клавдия». — А теперь, уже глубоко на пенсии, мы открыли для себя новый мир. И чувствуем себя молодыми! Улучшилась осанка, самочувствие... А сколько позитива прибавилось! Будем надеяться, что всякие «альцгеймеры» и «паркинсоны» теперь не для нас!»
«Нам сказали, что кружок будет вести настоящий артист»
— В этом центре много всяких кружков (имеется в виду ТЦСОН Октябрьского района столицы. — Авт.), и вдруг мы узнаем, что организовывается еще один — танцевальный, — говорит улыбающаяся, моложавая Нина Папанова (70 лет). — Нам сказали, что его будет вести настоящий артист. Всем стало интересно, многие тут же записались... Но потом большинство отсеялось. Ведь здесь нужно очень хотеть танцевать, постоянно выкладываться. Поэтому произошел естественный отбор. Я всегда любила танцевать и очень хотела научиться делать это по-настоящему красиво, но не занималась раньше на постоянной основе и правильно двигаться не умела. Так что впервые начала три года назад, в 67...
Яркая, энергичная Любовь Квартальная (58 лет) пришла в коллектив год назад. Очень старалась влиться, дома перед зеркалом отрабатывала движения: «била» частушки, повороты повторяла, все как полагается. «Наш руководитель нам говорит: едете в транспорте — слова учите, музыку вспоминайте, — рассказывает она. — У нас все по-серьезному, не думайте! За этот год уже появился профессионализм: даже выступая на незнакомой сцене, можем собраться, и танцуем так, что зал тут же заводится: хлопает, подпевает».
«Потому что Вячеслав Клавдиевич очень много в нас вложил, — подхватывает позитивная, уверенная в себе Валентина Андрианова (68 лет). — Учил, чтобы мы были артистками: красиво двигались, улыбались, делали правильно поклон, были в контакте со зрителем — вот такие всякие нюансы кроме самих танцев».
Кстати, Клавдий здесь нет, но участницам группы очень понравилось отчество их руководителя — Вячеслава Ушакова. Отсюда и нетривиальное и такое позитивное название группы — «Неугомонная Клавдия».
«Не мог без сцены — слышал во сне аплодисменты»
Их руководителю Вячеславу Клавдиевичу сейчас 71. Биография у него интересная, сценический опыт огромный. В свое время он закончил хореографическое училище в Кишиневе, начинал карьеру в государственном ансамбле народного танца Молдавской ССР «Жок» (название ансамбля означает «танец»). Довелось сниматься и в кино, в том числе в известной и любимой миллионами телезрителей «Свадьбе в Малиновке».
— Мы были в длительном концертном турне и должны были пойти после него в отпуск, — вспоминает Вячеслав Ушаков. — И тут всему ансамблю поступает предложение от Ленинградской киностудии поучаствовать в съемках нового фильма. Мы, конечно, согласились. Съемки проходили в Полтавской области, в маленькой деревушке Пески, недалеко от городка Лубны. Очень живописные места! И участвовали в съемках чуть ли не все звезды тогдашнего кинематографа — целая плеяда блестящих актеров! Жили мы как одна большая семья — тут же подружились друг с другом, вместе работали и отдыхали все, кроме разве что Николая Сличенко, который играл Петря Бессарабца, помощника Назара Думы. Он недавно женился и, как только выпадал свободный день, летел в Москву, к молодой жене, а в наших посиделках и проделках почти не участвовал. Лето было жаркое, украинское село — очень колоритное, а присутствующие на съемочной площадке люди — яркие, талантливые и веселые, так как практически все — комедийные актеры. Так что атмосфера была незабываемая. Днем съемки, а как стемнеет — ночные купания...
Рассказывать о тех двух месяцах съемок мой собеседник может часами. И, кстати, Вячеслав Ушаков участвовал в этом фильме не только как танцор. Молодая кобылка Ласточка, которая до этого ни разу не была под седлом, заслуженного артиста, которому ее дали, тут же сбросила. Тот, обидевшись, отказался сниматься и уехал домой.
«А я сказал: давайте я на нее сяду! — вспоминает наш герой. — Сел — и она стала меня слушать! Так я начал сниматься еще и в качестве всадника!»
Потом Вячеслав Ушаков отслужил в армии в Одессе, окончил в Москве Институт культуры, уехал по распределению в Калининград... И уже оттуда в 1979 году с женой и маленьким сыном по приглашению кафедры хореографии нашего Института культуры приехал в Минск. Здесь и остался преподавать сценический танец в хореографическом училище и Институте культуры.
«В дальнейшем жена позволила мне вернуться на сцену, потому что меня очень тянуло туда, даже по ночам слышал во сне аплодисменты», — вспоминает он. Работал в одном из столичных джазовых коллективов, затем в Белгосфилармонии солистом эстрады. Исполнял танцы народов мира, почти 20 лет выступал в степ-дуэте «Джеслав» с одной из своих учениц.
Вышел на пенсию Вячеслав Ушаков в 2004 году, но работу не бросил. Работал в ансамблях народного танца, таких как «Крыжачок» и другие, хореографом и режиссером, но в 68 лет по состоянию здоровья все же пришлось уйти. Правда, сидеть дома сложа руки и, по словам Вячеслава Клавдиевича, «с диагнозом в голове», ему казалось невозможным. И он решил чем-то заняться.
— Однажды, проходя мимо здания на Брилевской, 3, увидел, что поменялась вывеска, и решил поинтересоваться, что же это такое — территориальный центр социального обслуживания населения. Меня, узнав, что я артист балета и хореограф, тут же подхватили! — смеется Вячеслав Ушаков. — А я к этому и стремился. И был рад, когда мне предложили быть волонтером. Жена, конечно, не очень довольна, что я работаю бесплатно. Она любит шопинг, ей постоянно хочется обновок, а я рад, что неподвластен подобному искушению. Поэтому плюнул на все: пенсия какая-никакая есть, и хорошо. Мне предлагали вариант, когда все участники ансамбля сдают определенную сумму за занятия (в некоторых кружках так складываются). Но я этого не захотел. Сказал: мой коллектив будет бесплатный, я со своих участниц ни рубля не возьму.
«Публика меня до сих пор любит»
У Вячеслава Ушакова, кстати, вся семья артистическая. Жена тоже бывшая танцовщица, сын сейчас выступает в Большом театре оперы и балета. И сам Вячеслав Клавдиевич не в состоянии расстаться со сценой.
— На сегодня я подготовил ряд танцевальных номеров, которые исполняю, сидя на стуле, поскольку по состоянию здоровья не могу танцевать стоя, — говорит он. — Таких как, например, «Грусть цыгана»: старый цыган уже не может танцевать, но душа все равно просит этого, и он отбивает чечетку, сидя на скамье. Этот номер недавно занял первое место на одном из конкурсов. А еще я решил начать петь. Взял несколько уроков у педагога по вокалу и уже собрал репертуар. Все песни веселые, заводные, они поднимают настроение, тонус, и в них можно вставить танцевальные кусочки. Буквально три дня назад исполнил три своих песни на концерте — зрители приняли их отлично. Очень хочу еще спеть «Майский вальс» Игоря Лученка.
— Скажите, чем вас так привлекает сцена? — не выдерживаю я.
— Когда-то я сказал так: буду работать столько, сколько публика будет меня принимать. Если я покину сцену не под аплодисменты, без выкриков «браво!», на следующий же день подам заявление на увольнение. Мне очень нужно это внимание публики.
— А как же многие люди обходятся без любви публики и, кажется, неплохо живут?
— Они ее просто не знают, — улыбается Вячеслав Клавдиевич. — А если человек почувствует сцену и тепло зала... Это настолько «завязывает», чуть ли не роднит со зрителями, и после концерта ты готов с ними обниматься, чувствуешь эти флюиды, поток любви, который льется от тебя к людям — и от их обратно к тебе... Поэтому я не могу уйти просто так. Скажу откровенно: мечтаю умереть на сцене.
...Впрочем, это он готов отложить лет так на двадцать. Впереди еще много планов, да и «Неугомонная Клавдия» имеет в нем очень нуждается. «Когда мы только начинали, все были закомплексованные, а теперь благодаря Вячеславу Клавдиевичу мы так расслабились, нашли в себе резервы, расцвели! Как будто бы всю жизнь танцевали! — наперебой говорят участницы коллектива. — И потом, мы друг другу нужны: звоним друг другу, помним дни рождения каждого из нас. Вместе в театре ходим, в кино, на экскурсии по Беларуси ездим... Самое главное — даем друг другу тепло. Короче, у нас сейчас третья молодость, и она у нас красивая! Мы все дела бросаем, чтобы успеть на репетицию!»
Кстати, здесь пытались привлечь танцевать и мужчин, и некоторые даже приходили посмотреть, но ни один не задержался. «Просто они сразу понимают, что не смогут конкурировать с нашим Вячеславом Клавдиевичем!» — шутят женщины...
Светлана БУСЬКО
Фото Анны ЗАНКОВИЧ
Студентка БГУКИ — о том, как достигать желаемого, не бояться рисковать и заявлять о себе.
Накануне профессионального праздника педагогов в Национальном пресс-центре обсудили имидж учителя, всестороннее развитие студентов педагогических вузов и новые проекты.