С проблемой контрафактной продукции мы знакомы очень давно. Когда-то это были джинсы-варенки, с которых лезла синяя краска после первой же стирки. С открытием границ в 90-е годы рынок заполонили подделки из некоторых стран Азии. Нарицательным стало название явления, когда в продаже появились дешевые кроссовки под брендом, который очень напоминал известную марку. А что уже говорить про бытовую технику...
Увы, но контрафакт — это своеобразная плата за глобализацию и развитие международной торговли. По данным Организации экономического сотрудничества и развития, опубликованным в прошлом году, сейчас под прицелом изготовителей подделок — результаты интеллектуальной деятельности и потребительские товары. Здесь лидируют продукты питания, косметика, автозапчасти и даже компьютерные чипы. У производителей контрафакта налажены целые маршрутные сети по доставке их товаров по всему миру. Четыре из пяти таких товаров имеют азиатское происхождение.
Суммы здесь вращаются колоссальные. В 2017 году ОЭСР их оценивала более чем в 726 миллиардов евро. Пальму первенства удерживают игрушки, настольные игры, оптическая, фотографическая и медицинская аппаратура, а также электроника и электрическое оборудование. Суммарно их доля достигает 22 % в общем объеме контрафакта. К примеру, на территории Евросоюза каждый двадцатый товар — поддельный. Чаще всего это касается брендов из США, Италии, Швейцарии, Франции, Германии и Японии.
А как обстоят дела на просторах ЕАЭС? Это обсуждали на специальном заседании Дискуссионного клуба Ассоциации защиты интеллектуальной собственности «БелБренд».
— К примеру, холдинг «БелАЗ» развернул на российском рынке активную кампанию, которая направлена на то, чтобы остановить незаконное использование его товарного знака, — рассказал заместитель председателя Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Палаты представителей Национального собрания Игорь Комаровский. — Подделывают ведь то, что пользуется спросом. Но не только правообладатель бренда и защищенного патентом объекта интеллектуальной собственности должны быть под охраной законодательства. Ущерб ведь несут и авторы, которые его создают. Предприятие же терпит, среди прочего, и репутационные убытки.
По данным пресс-службы предприятия, в Хакасии незаконно использовался товарный знак «БелАЗа». В прошлом году суд принял решение о конфискации и уничтожении всей продукции, выпущенной с нарушением закона. Более того, Арбитражный суд Хакасии удовлетворил иск «БелАЗа» о взыскании денежной суммы в пользу завода, что стало прецедентом. В феврале этого года в Нижнем Новгороде также была изъята контрафактная продукция, к которой к тому же прилагались поддельные сертификаты качества. В Смоленске вообще был найден склад, где использовались поддельные штампы для кислотного травления на «левой» продукции с логотипом «БелАЗ».
— Пример «БелАЗа» должен стать инструкцией к действию и для иных компаний, — высказал мнение Игорь Комаровский. — Известны факты, когда подделывалась пищевая продукция наших предприятий. А это уже чревато и социальными последствиями — подделки могут поставить под угрозу жизнь и здоровье людей. Сами организации должны быть заинтересованы в защите своих брендов, за них эту работу никто делать не будет. Кроме того, это улучшит инвестиционный климат и имидж Беларуси. В данный момент наиболее эффективно с проблемой контрафакта борются административные и судебные органы. Но это уже, так сказать, лечение болезни. А предупредить ее может законодательный механизм. Однако в межгосударственных нормативных актах ЕАЭС пока еще далеко до гармонизации и унификации в этой области.
И это необходимо исправлять.
Но это касается проблемы контрафакта на внешних рынках. Какова же ситуация внутри нашей страны?
— Оригинальность продуктов питания и лекарственных препаратов в Беларуси отслеживается на весьма серьезном уровне, — заявила заместитель председателя Ассоциации защиты интеллектуальной собственности «БелБренд» Валентина Дынич. — Здесь отыскать поддельную продукцию практически невозможно. А вот, к примеру, поддельный алкоголь поступает к нам в основном через границу.
Вообще же внешний контрафакт в Беларуси во многом имеет российские корни — либо в происхождении, либо в качестве страны транзита. Что до ценового сегмента, то «подпольно» изготовляются копии оригинальной продукции, имеющей высокую стоимость. Хотя и тут есть исключения. К примеру, шубы почти не подделываются, поскольку на них наносятся специальные знаки, позволяющие отследить этот товар.
Однако вместе с тем существует проблема брендов-паразитов. Что это такое? Это ситуация, когда название нелегального бренда отличается буквально одним-двумя символами от оригинала. И цена его, понятно, будет заметно дешевле. Впрочем, качество, скорее всего, тоже соответствующее.
— Мне известен случай, когда в магазине продавалась парфюмерия от таких брендов-паразитов, — сообщила Валентина Дынич. — Стоила она недорого. Но и парфюмерная композиция была скопирована не до конца.
Тем временем
В Москве прошел международный форум «Антиконтрафакт-2018». Представители Беларуси озвучили на нем несколько предложений по выработке единой позиции. Среди озвученных идей — закрепление на законодательном уровне стран — участниц ЕАЭС единой трактовки понятия «контрафакт» и дополнение Договора о ЕАЭС положениями касаемо стандартизированной терминологии. Кроме того, предложено взять на вооружение практику Евросоюза — усилить наднациональное управление в сфере интеллектуальной собственности Евразийской экономической комиссией. Это связано с тем, что разная законодательная база стран, входящих в ЕАЭС, не позволяет сформировать единую политику относительно сферы интеллектуальной собственности. Решение споров по таким делам предполагается предоставить Суду ЕАЭС.
Валерьян ШКЛЕННИК
Теперь, чтобы оформить дачу, не нужно ехать туда, где она находится.
Усиление адресности господдержки и содействия занятости