Вы здесь

«Чтобы вам поверила аудитория, нужно снять сюжет и выложить его в сети...»


Это заявление немецкого журналиста с 30-летним стажем, известного режиссера-документалиста Дирка ПОЛЬМАНА, прозвучало на Псковском международном медиафоруме, который проходил в последних числах ноября. Девиз форума — «Новое время — новые медиа» —себя оправдал. На дискуссионных площадках форума более 350 участников из шести стран и 24 регионов России обсуждали, каким быть сегодняшним СМИ и быть ли им в традиционном понимании вообще.


Почему же Дирк Польман, журналист-профессионал, с уверенностью отдает пальму первенства в завоевании внимания, а главное — доверия аудитории социальным сетям? По его мнению, официальным СМИ в Германии верит все меньше и меньше людей. (Здесь, в принципе, можно было бы упрекнуть его в предвзятости: журналист был уволен с одного федерального телеканала после того, как, выражаясь его же словами, «снял киевский Майдан не с той стороны»). Однако результаты социсследований подтверждают его правоту: все чаще люди больше доверяют постам и публикациям в соцсетях, ничем, по сути, не проверенным и не подтвержденным, чем информации на сайтах официальных СМИ. Вход в журналистику стал слишком свободным: достаточно включить камеру смартфона — и ты уже настоящий репортер.

Что же делать в этих реалиях профессионалам? Как не позволить окончательно уравнять свою работу с публикациями сомнительного качества, с откровенными фейками? «Маскироваться» под «журналиста из народа», как советует Дирк Польман, и таким образом говорить людям то, что хочешь сказать? Или все-таки, не снимая мундира официального СМИ, находить пути к умам и сердцам аудитории, чтобы она тебе поверила? «Журналистику фактов подменяет журналистика мнений». Сергей БОНДАРЕНКО, директор Агентства информационных коммуникаций из Великого Новгорода, возможно, и прав, но вправе ли такая журналистика — без фактов — журналистикой называться?

«Самая ценная валюта в современном мире — свободное время человека. И за него на медиапространстве идет нешуточная конкурентная борьба». Так образно обрисовал ситуацию на медиарынке в частности и на информационном поле в целом заместитель министра связи и массовых коммуникаций России Алексей ВОЛИН. Могут ли СМИ — неважно какие: печатные ли, электронные — выиграть в этой борьбе у «свободных репортеров» из соцсетей?

Могут. Если будут помнить, что «сообщил, отметил, подчеркнул больше не работает». «Аудитории нужна не новость, аудитории нужна интересная история», — убежден Алексей Волин. Но найти ее мало — надо уметь ее правильно подать. Версии для печатного СМИ, для его интернет-портала и для телеграм-канала не только могут — должны отличаться, убежден эксперт. А вот тут и проявятся и талант, и профессиональные качества журналиста — «в определенное количество знаков уложить, вместить историю, которой хочешь поделиться».

Есть ли в таких реалиях будущее у печатных СМИ? Есть, убеждена заместитель главного редактора газеты «Вечерний Санкт-Петербург» Марина ГОНЧАРЕНКО. Газеты выживут за счет авторитетной аналитики, убеждена она, и тут же замечает: «Но очерк как жанр уже умер». Печатные газеты спасут интервью с компетентными интересными людьми, в которых журналист — всего лишь человек, задающий вопросы, раскрывающие собеседника. Если миром и правит сегодня «журналистика мнений», то уж явно не мнений самого журналиста...

Пока профессионалы дискутируют о том, как стать конкурентоспособными, и делают в этом направлении первые шаги, «любители» из соцсетей на недостаток внимания и доверия пожаловаться не могут. Хотя «любители» ли? Все знают, что события «Арабской весны», всколыхнувшей всю Северную Африку, а потом и страны Ближнего Востока, фактически были организованы в соцсетях. Казалось бы, любое здоровое общество должно извлечь горькие уроки из того, что произошло и продолжает происходить в этом регионе.

Ан нет. Эксперт из Армении Луиза ГУМРОЯН, председатель общественной организации «Гуманитарное развитие», рассказала, что недавней смене власти в их стране помог «Фейсбук». Мало того — теперь победившая сторона держит перед пользователями отчет в соцсети. Но пользователи соцсетей вряд ли задумываются, что у каждой виртуальной площадки для свободного общения есть свой хозяин или, скажем так, государственная принадлежность («Фейсбук» и «Ютуб», например, платформы американские). Открыть интернет-телеканал сегодня легко и очень дешево, открыть собственную страничку — вообще бесплатно. Однако так же легко, без объяснений и предупреждений, хозяева могут удалить вас из сети.

И этому на медиафоруме приводили не один пример. Ведь каждый блюдет свои интересы, и всякая свобода заканчивается там, где она эти интересы затрагивает.

Получается, лучше создавать свое, чтобы интересы и понятие свободы совпадали?..

Елена ЛЕВКОВИЧ

Название в газете: Какие времена — такие медиа?

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.