Вы здесь

«Чтобы вам поверила аудитория, нужно снять сюжет и выложить его в сети...»


Это заявление немецкого журналиста с 30-летним стажем, известного режиссера-документалиста Дирка ПОЛЬМАНА, прозвучало на Псковском международном медиафоруме, который проходил в последних числах ноября. Девиз форума — «Новое время — новые медиа» —себя оправдал. На дискуссионных площадках форума более 350 участников из шести стран и 24 регионов России обсуждали, каким быть сегодняшним СМИ и быть ли им в традиционном понимании вообще.


Почему же Дирк Польман, журналист-профессионал, с уверенностью отдает пальму первенства в завоевании внимания, а главное — доверия аудитории социальным сетям? По его мнению, официальным СМИ в Германии верит все меньше и меньше людей. (Здесь, в принципе, можно было бы упрекнуть его в предвзятости: журналист был уволен с одного федерального телеканала после того, как, выражаясь его же словами, «снял киевский Майдан не с той стороны»). Однако результаты социсследований подтверждают его правоту: все чаще люди больше доверяют постам и публикациям в соцсетях, ничем, по сути, не проверенным и не подтвержденным, чем информации на сайтах официальных СМИ. Вход в журналистику стал слишком свободным: достаточно включить камеру смартфона — и ты уже настоящий репортер.

Что же делать в этих реалиях профессионалам? Как не позволить окончательно уравнять свою работу с публикациями сомнительного качества, с откровенными фейками? «Маскироваться» под «журналиста из народа», как советует Дирк Польман, и таким образом говорить людям то, что хочешь сказать? Или все-таки, не снимая мундира официального СМИ, находить пути к умам и сердцам аудитории, чтобы она тебе поверила? «Журналистику фактов подменяет журналистика мнений». Сергей БОНДАРЕНКО, директор Агентства информационных коммуникаций из Великого Новгорода, возможно, и прав, но вправе ли такая журналистика — без фактов — журналистикой называться?

«Самая ценная валюта в современном мире — свободное время человека. И за него на медиапространстве идет нешуточная конкурентная борьба». Так образно обрисовал ситуацию на медиарынке в частности и на информационном поле в целом заместитель министра связи и массовых коммуникаций России Алексей ВОЛИН. Могут ли СМИ — неважно какие: печатные ли, электронные — выиграть в этой борьбе у «свободных репортеров» из соцсетей?

Могут. Если будут помнить, что «сообщил, отметил, подчеркнул больше не работает». «Аудитории нужна не новость, аудитории нужна интересная история», — убежден Алексей Волин. Но найти ее мало — надо уметь ее правильно подать. Версии для печатного СМИ, для его интернет-портала и для телеграм-канала не только могут — должны отличаться, убежден эксперт. А вот тут и проявятся и талант, и профессиональные качества журналиста — «в определенное количество знаков уложить, вместить историю, которой хочешь поделиться».

Есть ли в таких реалиях будущее у печатных СМИ? Есть, убеждена заместитель главного редактора газеты «Вечерний Санкт-Петербург» Марина ГОНЧАРЕНКО. Газеты выживут за счет авторитетной аналитики, убеждена она, и тут же замечает: «Но очерк как жанр уже умер». Печатные газеты спасут интервью с компетентными интересными людьми, в которых журналист — всего лишь человек, задающий вопросы, раскрывающие собеседника. Если миром и правит сегодня «журналистика мнений», то уж явно не мнений самого журналиста...

Пока профессионалы дискутируют о том, как стать конкурентоспособными, и делают в этом направлении первые шаги, «любители» из соцсетей на недостаток внимания и доверия пожаловаться не могут. Хотя «любители» ли? Все знают, что события «Арабской весны», всколыхнувшей всю Северную Африку, а потом и страны Ближнего Востока, фактически были организованы в соцсетях. Казалось бы, любое здоровое общество должно извлечь горькие уроки из того, что произошло и продолжает происходить в этом регионе.

Ан нет. Эксперт из Армении Луиза ГУМРОЯН, председатель общественной организации «Гуманитарное развитие», рассказала, что недавней смене власти в их стране помог «Фейсбук». Мало того — теперь победившая сторона держит перед пользователями отчет в соцсети. Но пользователи соцсетей вряд ли задумываются, что у каждой виртуальной площадки для свободного общения есть свой хозяин или, скажем так, государственная принадлежность («Фейсбук» и «Ютуб», например, платформы американские). Открыть интернет-телеканал сегодня легко и очень дешево, открыть собственную страничку — вообще бесплатно. Однако так же легко, без объяснений и предупреждений, хозяева могут удалить вас из сети.

И этому на медиафоруме приводили не один пример. Ведь каждый блюдет свои интересы, и всякая свобода заканчивается там, где она эти интересы затрагивает.

Получается, лучше создавать свое, чтобы интересы и понятие свободы совпадали?..

Елена ЛЕВКОВИЧ

Название в газете: Какие времена — такие медиа?

Выбор редакции

Общество

Если вор молчит, за него «говорят» следы. Разоблачить преступника поможет трасология

Если вор молчит, за него «говорят» следы. Разоблачить преступника поможет трасология

Банда грабителей «попалась» благодаря отпечаткам специального инструмента.

Калейдоскоп

Гороскоп на эту неделю

Гороскоп на эту неделю

ОВЕН. На этой неделе вы сможете выгодно проявить ваши деловые качества, что благоприятно скажется на профессиональных успехах.

Общество

Старинные усадьбы Гродненщины. Ищем балы, приведений и вдохновение

Старинные усадьбы Гродненщины. Ищем балы, приведений и вдохновение

Одни из самых интересных уголков нашего края зачастую не видны с трасс и, бывает, к ним не ведут специальные указатели, а лишь проселочные дороги.

Общество

Журналист «Звязды» проконтролировал ношение масок в общественных местах

Журналист «Звязды» проконтролировал ношение масок в общественных местах

Почему наш корреспондент в Витебске прицепился к покупательнице в магазине?