Пока минские кафе и рестораны соревнуются между собой за звание обладателя самого модного интерьера, региональные объекты общественного питания делают ставку на качественную еду и отдых для всех. Доказательство этому — Молодечненская «Улица стрит-фуда», куда приезжают даже минчане. Корреспондент «Звязды» оценила гастрономический потенциал города и общественные инициативы местных жителей.
Территория вкуса
В зимнем воздухе аромат печенья и кофе по-особому привлекателен. Именно он подсказал мне дорогу к месту, которое ни в коем случае нельзя показывать девушкам, которые сидят на диете. Бургерные, суши-бар, пекарня, чебуречная, вафли-бар, шаурмичная...
Вот она — «Улица стрит-фуда». По сути, это старый мини-рынок с небольшими крытыми павильончиками, которые обшиты белым сайдингом. Такие, наверное, найдутся в каждом райцентре страны. Но только здесь, в Молодечно, «наследство 90-х» смогли преобразовать в уникальное место взаимодействия экономических, социальных и культурных инициатив.
Первыми, кто облюбовал это место, были венесуэлец Жеан Франко Витриаго Гонсалес и его жена — белоруска Дарья. В прошлом году молодая пара открыла мини-кафе с латиноамериканскими бургерами, которые стали настоящим гастрономическим хитом прошлого года. Тогда даже многие кулинарные критики уверенно заявляли: отведать крафтовую (ту, что готовится на месте) булочку с сочной котлетой и необычным соусом должен каждый белорус. За полтора года здесь появилось еще шесть пунктов общественного питания, и на днях свои двери для посетителей откроет восьмой.
Но не пищей единой. В сентябре улица стала еще и культурным центром, благодаря неравнодушным жителям города.
— Молодечно всегда было местом притяжения интересных инициатив. Один только Национальный фестиваль белорусской песни и поэзии, который существует уже 25 лет, чего стоит! У нас находятся два театра, шикарный Дворец культуры и Минский областной краеведческий музей. Все это составляет определенный образ города и привлекает любителей традиционной культуры. Но, по мнению обычных жителей, нам давно не хватало места с неформальной уютной атмосферой, где могли бы собираться абсолютно разные люди — от молодежи и семей с детьми до бабушек и дедушек, — рассказывает Анна Холод, куратор общественного проекта «Улица стрит- фуда». — Все началось с фестиваля «Прищепка», который мы вместе с моей подругой Валентиной Сидоркиной провели в августе. Через социальные сети к участию приглашали всех, кому есть чем поделиться, — ремесленников, артистов, общественных деятелей. Неожиданно даже для нас самих удалось собрать на заднем дворике областного краеведческого музея более двух тысяч человек. Без опыта, средств и связей. Это подтолкнуло к мысли: молодечненцы легкие на подъем и они заинтересованы в развитии родного города не меньше, чем мы.
Сразу же после фестиваля, не откладывая дело, девушки запустили серию дискуссионных встреч для активных молодечненцев. Сюда каждый мог прийти и высказать собственные суждения по поводу того, чего не хватает в городе и каким образом можно изменить ситуацию.
— Именно на этих встречах собралась команда молодых людей, которые начали работать над новыми общественными инициативами. За осень мы успели запустить несколько проектов: создали креативную карту города, провели инклюзивный фестиваль и основали развлекательную платформу для мам и детей «Вместе». Но главным достижением стала «Улица стрит-фуда». Идея в том, чтобы расширить назначение места от «просто поесть» до культурного пространства. В нашем случае еда — инструмент развития территории и привлечения внимания.
— Мы работаем вместе, хотя у каждого особый продукт со своей историей. Там шаурма, там итальянское мороженое, а вот здесь — японские суши. На этом экзотическом фоне мои чебуреки кажутся довольно простым блюдом, знакомом всем с детства. Правда, если углубиться в историю, то выяснится, что у горячих пирожков с мясом «татарские корни». Кстати, готовим мы их по рецептам, которые давным-давно привезли из Крыма. Возможно, поэтому их так приятно кушать зимой: горячие, ароматные, напоминают лето на берегу Черного моря, — говорит владелец местной чебуречной Юрий Гурин. — Интересно, что первое время все предприниматели рекламировали свои пункты отдельно, а после как-то собрались и подумали: а почему бы не создать небольшой «фонд улицы», куда каждый будет бросать какую-то сумму на развитие пространства? Но реклама — это еще не все. Начались появляться мысли, как всего обновить нашу улицу. И чудом несколько месяцев назад, что называется, сошлись звезды. Анна с девушками пришли с предложениями, как можно довести до ума «территорию вкуса». Я и до сих пор помышлял, что здесь не хватает музыки. Тем более за спиной у меня несколько десятилетий работы на сцене. Поэтому во время пилотной презентации улицы в сентябре я с удовольствием взял в руки гитару и вместе с толпой спел любимые песни.
Идеи активистов предпринимателям понравились сразу. Юрий уверен: «Проведи сюда нормальный свет, поставь скамейки и подключи вай-фай — от народа отбоя не будет». Важно, что владельцы местных кафе готовы поддержать проект и финансово: они смастерили небольшую сцену, а недавно выделили средства на материалы для нового арт-объекта.
Путь к «Мечте»
Сейчас инициатива в стадии реализации. Анна и ее команда ищут спонсоров и участвуют в конкурсах, где можно получить грант на дальнейшее развитие замысла.
— Средства нужны на перепланировку улицы, чтобы она стала пешеходной. Разрешение на это у местных властей мы уже получили, посоветовались с архитекторами — они не против. Планируем также поработать над безбарьерностью среды и ее озеленением. А поскольку речь идет о стрит-фуде, который по умолчанию едят на улице, понадобится уличная мебель — скамейки и столики, — делится планами Анна. — Но это не означает, что наша инициатива заморозилась в ожидании денег. Многое делается и исключительно собственными силами. Например, вместе с горожанами работаем над формированием бренда места. «Улица стрит-фуда» — рабочее название. Хотим заменить его на что-то более звучное и запоминающееся. В социальных сетях люди прислали нам около сотни предложений. Кто-то взял за основу оригинальное название улицы — «Ешь, молись, люби, Франциск!» (Место находится по адресу: ул. Ф. Скорины, 12), другие оттолкнулись от гастрономической тематики — «Сан-трапЕза», «Обжорной ряд», «Пузатовка». Один из самых креативных вариантов - «Путь к «Мечте». Дело в том, что через улицу действительно можно попасть к «Мечте» — магазину мебели с таким названием.
Кроме двух кураторов проекта, над ним работает еще девять человек: фотограф, SMM-специалист, юрист, дизайнер и другие. Кто эти люди? От школьников и студентов до мамочек с детками. Например, Ольга Дашкевич — юрист. Но в свободное время не любит сидеть дома:
— Мне не жаль времени и сил, которые вкладываю в проект. Поскольку делаем мы его для жителей города, в том числе и для себя, своих близких и друзей. Вместо того чтобы вечером сидеть с сыном перед телевизором, лучше приду сюда. Возьмем вафли с какао и поиграем с такими же семьями.
Нить к нити — дереву рубашка
Помните, как в старой советской комедии «Девчата» главный герой Илюшка морочил голову Тосе, рассказывая, что ее рукавички сделаны из ели, а его шарф — из сосны? Молодечненские активисты перед новогодними праздниками сделали наоборот — двухметровую елку... связали из обычных ниток! На зеленую красавицу потребовалось около 18 километров акрила. Автор необычного арт-объекта — местная вязальщица, мама в декрете Анна Сафонова.
— Когда мы только начинали продумывать концепцию украшения улицы, то отталкивались от того, что можем сделать сами. Фонарики, мишура — банально и требует средств. Поскольку я давно вяжу, предложила «одеть» несколько деревьев в разноцветные «водолазки», — рассказывает рукодельница.
Первые «рубашки» для деревьев Анна вязала сама. Они настолько понравились посетителям улицы, что скоро арт-объекты превратились в популярное место для селфи.
— Вязание — не только носки-рукавички. Это еще и искусство, доступное каждому. Кроме того, никто не отменял вязальную терапию. В наше время постоянных стрессов она необходима многим. Вскоре к моей инициативе начали присоединяться местные бабушки: одни помогали нитками, другие приносили целые связанные куски, которые после вплетались в новые украшения, — рассказывает Анна. — задумывая новогоднюю елку, мы сразу же попросили молодечненцев сделать для нее игрушки своими руками. За несколько недель принесли десятки уникальных изделий — вязаных и сшитых. Причем это были игрушки и от детей, и от молодежи, и от профессиональных рукодельниц. Кто бы мог подумать, что такое простое явление, как вязание, объединит столько людей!
Анна КУРАК
Все, что важно знать перед сезоном вирусных инфекций, рассказали специалисты.
Множество вопросов встает перед каждым молодым педагогом.
«Эффект шофера» считается одной из распространенных ментальных ловушек.