Среди театров, которые получили награды Национальной театральной премии в различных номинациях, постановки не только из Минска, но и из Гомеля, Могилева, Бобруйска, Молодечно, Бреста... И действительно, качественных спектаклей достойны зрители разных регионов. Однако определять лучшее в театре — задача все же не для зрителя, о чем охотно шутили ведущие церемонии актеры-купаловцы Валентина Гарцуева, Марта Голубева и Павел Харланчук. Они сумели придать мероприятию праздничный характер и одновременно подчеркнуть условность конкуренции. Однако театральная премия — это возможность стимулировать театральный процесс. Конечно, если ее получают лучшие. Согласно жюри (в каждой из секций был свой состав профессионалов) в качестве лучших определены следующие постановки:
1. «Богема» Национального академического Большого театра Беларуси — лучший оперный спектакль V Республиканского конкурса театрального искусства «Национальная театральная премия». За исполнение партии Марселя в этой опере награжден певец Владимир Громов (лучшая мужская роль в музыкальном театре).
Однако за сценографию отмечена другая постановка Большого и художник-постановщик Александр Костюченко (за работу над оперой «Тоска»). Среди лауреатов Национальной театральной премии также балерина Ирина Еромкина как «исполнитель лучшей женской роли в музыкальном спектакле» (в балете «Любовь и смерть» Большого театра оперы и балета Беларуси). Но...
2. Лучшей балетной постановкой стал «Вишневый сад» Белорусского государственного музыкального театра, отмечена и работа в нем молодого балетмейстера Сергея Микеля — как лучшего постановщика музыкального спектакля.
3. Еще один музыкальный спектакль ожидаемо обратил на себя внимание жюри: необычный для нас мюзикл «Недалеко от нормы» Б. Йорки (театра «Территория мюзикла»). Постановку Анастасии Гриненко отметили как «Лучший спектакль в жанре оперетты, музыкальной комедии, мюзикла». Такое решения жюри в секции музыкального театра вызывает уважение.
4. Жюри в секции театра кукол поразило невероятной принципиальностью и признанием: в этом направлении многое меняется, и традиционные подходы к определению лучших вообще некорректны. Как определить лучшего исполнителя роли, когда одного персонажа иногда «оживляет» целая команда и наоборот, все кукольные роли в спектакле может вести один артист. Но что отменить невозможно — впечатление, которое оставляет постановка или сценография в ней. Например, созданная Татьяной Нерсисян для спектакля «Новая земля» Брестского театра кукол (премия за лучшую работу художника-сценографа). Или впечатление от спектакля, если в нем есть режиссер, способный создавать искусство, например такой, как Юра Диваков, получивший премию как постановщик спектакля «Плих и Плюх» Гомельского государственного театра кукол. При этом лучшим спектаклем для детей и юношества согласно жюри в этой номинации стал также кукольный спектакль — «Рождественская история» Белорусского государственного театра кукол в постановке Игоря Казакова.
5. Но реальный триумф ждал в этом году режиссера Евгения Корняга: лучшим спектаклем театра кукол стала постановка «Сестры Грай» Минского областного театра кукол «Батлейка» (г. Молодечно).
6. Лучшим экспериментальным спектаклем признали еще одну постановку Евгения Корняга — пластически-поэтический «Бетон» Республиканского театра белорусской драматургии.
7. Однако этот театр даже не фигурировал среди номинантов в направлении белорусской драматургии. Национальной театральной премией за лучшую постановку по произведению белорусского автора отметили спектакль «Точки на временной оси» по Дмитрию Богославскому Могилевского областного театра драмы и комедии имени Дунина-Марцинкевича (Бобруйск). Режиссером выступила Татьяна Троянович, руководитель Центра экспериментальной режиссуры Белорусской государственной академии искусств. И именно этот спектакль, как ни странно, обратил на себя внимание жюри, которое определяло победу в номинации «лучшая работа сценографа в театре драмы»: награду получила Валентина Правдина.
8. В категории драматического театра недоумений было больше всего. Лучшим спектаклем театра драмы малой формы назвали «Метод» (режиссер-постановщик Виталий Кравченко) Гомельского городского молодежного театра, который обошел ряд громких постановок. В одной из них все же рассмотрели исполнителя «лучшей женской роли в спектакле театра драмы» — Юлианна Михневич ( «Опиум» Центра визуальных и исполнительских искусств «АРТ корпорейшн»). Актриса, кстати, опередила Светлану Аникей, которая была номинирована сразу за выполнение восьми женских ролей в спектакле купаловцев «Радзіва Прудок».
9. Но купаловцы в этом году среди фаворитов. Лучший драматический спектакль — «Ревизор» Национального академического театра имени Янки Купалы, а постановщик спектакля Николай Пинигин отмечен в номинации «Лучшая работа режиссера в театре драмы». Отмечена и работа народного артиста Беларуси Виктора Манаева — как лучшего исполнителя мужской роли (Городничего).
10. Могилевский областной драматический театр в этом году также был в номинациях с несколькими постановками. В результате Национальную театральную премию за вклад в развитие театрального искусства Беларуси получил директор Могилевского областного драматического театра Андрей Новиков.
Пятый по счету республиканский конкурс «Национальная театральная премия» приобрел номинации, которые открывают возможности выделить новые веяния в театральном движении, в том числе и желание театра быть площадкой для диалога по темам, которые волнуют сегодня. Однако подтолкнут ли итоги конкурса к развитию этой тенденции? Покажут афиши...
Лариса ТИМОШИК
В последние годы количество очередников существенно уменьшается
Пенсии рабочим — без ограничений, дополнительная поддержка — семьям.