Вы здесь

Было ли место новогодним праздникам во время войны?


Единственный в мире мемориальный комплекс партизанской славы «Хованщина» (Ивацевичский район) обзавелся собственным Дедом Морозом. Правда, чтобы познакомиться с лесным героем, посетителям нужно сначала его найти. Корреспонденты «Звязды» понаблюдали за тем, как музейщики из региона сочетают новогоднее настроение с патриотическим воспитанием.


По болотам, через чащу

Ни на новых, ни на довоенных картах эти места не указаны. Маленький остров среди полесских болот и канавок скрыт под высокими вековыми соснами и дубами. В годы Великой Отечественной войны немцы так и не смогли найти Хованщину. Да и в наше время попасть туда без «связных» нереально.

В назначенное время на опушке рядом с самой отдаленной деревней мы встречаемся с директором Ивацевичского историко-краеведческого музея Раисой Горбач и научным сотрудником Полиной Артемчик. Правда, здесь уместнее называть их «связными» — бабой Раей и Полюшкой.

— Сберечь Хованщину удалось благодаря самим партизанам, их женам и детям, жившим здесь в 1943-1944 годах. После освобождения Ивацевичской земли от захватчиков жители лесного поселения договорились ежегодно возвращаться сюда в конце мая, чтобы почтить память погибших и вспомнить былое. Ранее Хованщина «оживала» только в теплую погоду — туристы могли увидеть быт партизан с апреля по сентября. Но после того, как у нас поселился Дед Мороз, появилась возможность показывать партизанский быт и в зимний период.

Музейные сотрудники говорят, что многие взрослые, сопровождающие детей во время новогоднего квеста, задаются вопросом: «Разве на войне отмечали Новый год?»

— Конечно, — уверена Раиса Ивановна и, чтобы не быть голословной, поясняет: — Накануне Великой Отечественной войны в Брест приехала молодая пара — белорусский офицер и учительница из Тулы. Красивые, влюбленные, с большими планами на будущее. Казалось, впереди их ждет долгая счастливая жизнь до седины в волосах. Однако в первые же дни наступления немецких войск офицер погиб, защищая Брестскую крепость. Мария — так звали девушку — бросилась бежать из захваченного города. Жила в окрестных лесах, а после попала в партизанский лагерь. Поскольку за плечами у девушки был педагогический опыт, местные командиры назначили ее пионервожатой для детей партизан. И она была при деле, и у детей занятие появилось. Те, кто жил в партизанском лагере, вспоминали: именно Мария предложила отметить в лагере новый 1943 год. На Брестчине эта традиция закрепиться не успела (Западная Беларусь до 1939 года входила в состав Польши), а вот в советской Туле, откуда приехала девушка, справлять Новый год с елками и Дедом Морозом начали еще в 1936-м.

С кукушкой в ​​разведку не ходи

Прежде чем отправляться на поиски самого Деда Мороза, маленькие туристы проходят партизанскую экспресс-подготовку:

— Идем за мной след в след. Кругом трясина, поэтому даже маленький шаг влево или вправо может обернуться бедой, — дает инструкции Полюшка.

Летом, когда уровень воды поднимается, на остров можно попасть только по длинному тонкому мостику. Зимой, наоборот, мостик становится опасным (покрывается льдом), поэтому идти приходится по кочкам. Одним словом, полное погружение в прошлое.

Первое задание для новоиспеченных народных мстителей — незаметно пробраться на остров. Шестиклассники из Барановичей, вместе с которыми мы попали на Хованщину, идя по мягкой трясине, еле сдерживают эмоции. Радости нет предела! Для мальчиков и девочек, которые растут в каменных джунглях, прогулка по полесским болотам — уже приключение.

Сам лагерь напоминает маленькую деревушку: домики из бревен, землянки, шалаши. Семьдесят пять лет назад здесь находились штаб Брестского партизанского объединения, редакция газеты «Заря», обком партии и комсомола, санчасть. Была даже лесная школа. Теперь каждый из этих пунктов стал частью квеста. Дети бегают по тропинкам, заглядывают в домики в поисках шифров и новых заданий. Забрасывают «Гитлера» шишками и снежками, рассказывают антифашистские стихи, поют песни военной поры. С одной стороны, это просто игра. С другой, лучших занятий по патриотическому воспитанию не придумаешь. Во время интерактива среди детей обязательно находится тот, кто шепчет «связующим» на ушко: «Хорошо, что нет войны».

Большинство «приезжих» на Хованщину «партизан» проваливаются на последнем боевом задании. Оказавшись в предновогоднем лесу, они слышат кукушкино «ку-ку» и бегут на него. Думают, будто это сигнал от самого Деда Мороза. Как бы не так!

— Такая неосторожность стоила группе партизан жизни. Они приняли «кукованние» за опознавательный сигнал, но не учли, что зимой кукушки улетают в теплые края. Зато догадливый немецкий офицер особенности местной фауны знал хорошо и, услышав в январе «ку-ку», быстро вычислил нашу разведку. После трагического случая позывной заменили на «ухкание» совы, — рассказала баба Рая.

Поблуждав по лесу еще немного, школьники услышали долгие глухие звуки. Первым заметил Деда Мороза шестиклассник Влад Адамович.

— Он стоял в глубине леса, далековато от нашей тропы. Если бы не красная лента на шапке, мы бы прошли мимо. У него даже борода не белая, а серая. Такого персонажа в наших лесах, где зимой снега может не быть, так просто не высмотришь, — поделился впечатлениями мальчик.

Партизанский Дед Мороз своим внешним видом одновременно и удивляет, и вызывает уважение. Кожух подпоясан пулеметными лентами, брюки-галифе, валенки... Будто не к детям собирался, а на очередное боевое задание.

Праздничная елка также привлекает необычностью. Украшают ее игрушки из дерева и бересты, соломы, старых немецких газет, покрашенных соком из свеклы и зеленкой. А на верхушке — пятиконечная звезда, вырезанная из консервы и обтянутая красной тканью.

Тульский пряник по-партизански

Какой праздник без угощений? Набегавшись по зимнему лесу, после стихов, песен и хороводов у елочки, самое время отведать ароматного чая. Готовят его на шести травах по рецепту, который берегут на Хованщине еще с военных времен. В дополнение идет настоящее партизанское лакомство — сахар-рафинад вприкуску, сухари и легендарные пряники от Маруси.

— Как настоящая тульчанка, к Новому году учительница из Тулы задумала испечь пряники в нашем лагере. Собрав на лесной кухне все, что могло пойти в ход, — ржаной муку, мед, сухие ягоды, мак и орехи, — она ​​замесила тесто. По старой тульской традиции оно выспевало две недели. Печей в лагере не было. Тесто в строгой секретности доставили в деревню, там выпекали пряники и уже готовые возвращали на остров. Увлекшись делом, Мария даже хотела сделать свои пряники фигурными — выпекать в специальной доске. Но партизанский командир девушку остановил: «Подожди. Победим в войне, тогда и пряники фигурные будут, и халва, и конфеты», — рассказывает Раиса Ивановна, которая в настоящее время возродила старинный рецепт.

Удивительно, но современные дети, которые привыкли иметь на столе все, что пожелают, на Хованщине съедают «угощения от Маруси» до последней крошки.

Анна КУРАК

Фото Андрея САЗОНОВА

Минск — Ивацевичский район — Минск

Выбор редакции

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.

Общество

Республиканский субботник проходит сегодня в Беларуси

Республиканский субботник проходит сегодня в Беларуси

Мероприятие проводится на добровольной основе.

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.