Вы здесь

Неписаные законы вождения, которые помогут спасти жизнь


Перед вами несколько моделей поведения водителей, о которых вряд ли расскажут теоретики ПДД и инструкторы по вождению. Зная их, любому автовладельцу будет проще выжить на дорогах большого города, да и при езде по трассе они не будут лишними. Мировой бестселлер Тома Вандербильта «Трафик», который исследует психологию и парадоксы поведения за рулем, стал доступен и русскоязычной аудитории. Журналисты портала maxіmonlіne.ru выбрали из книги самое интересное и предложили вниманию автолюбителей. Читаем, изучаем, запоминаем, используем.


Дорожное бешенство

Сколько раз вы ловили себя на том, что проклинаете идиота, который опасно подрезал вас на дороге, причем хочется громко выразить это ему прямо в лицо. Это абсолютно нормально. То, что с вами происходит, Джек Кац, социолог из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, автор книги «Как проявляются эмоции», называет «дорожным бешенством», или «асимметрией дорожного общения». Это основная причина нашей агрессии на дороге.

Дело в том, что мы постоянно взаимодействуем в потоке машин — прарываемся вперед или уступаем дорогу, и наше сознание воспринимает это как участие в череде различных конфликтов. Однако мы почти лишены возможности хоть какой-то коммуникации, что для человека является одним из основных комфортных способов разрешения спора. Кроме того, в потоке автомобилей мы постоянно находимся лицом к задней, так сказать, части потенциального обидчика, что культурологически воспринимается как ситуация подчинения.

В результате у нас возникает фрустрация, которая повышает уровень нашей агрессии. Исследование показало, что при наличии пассажира, способного выслушать наши гневные тирады, «дорожное бешенство» и уровень агрессивности вождения сокращались почти в два раза! Именно поэтому имеет смысл высказать все, что у тебя накопилось, пусть даже воображаемому собеседнику.

Правило трех секунд

Вспомните, какого цвета была ваша первая машина? Когда и что вы последний раз ели в автомобиле? А теперь проанализируйте, что вы сделали, когда прочитали эти вопросы. Скорее всего, отвели глаза в сторону или посмотрели на потолок.

Ученые считают, что движение глаз способствует работе памяти. А теперь представьте себе, что вам кто-то позвонил во время управления автомобилем. В тот момент, когда вам задали какой-то вопрос, который требует что-то вспомнить, вы неизбежно отводите глаза от дороги. Так вот, установив камеры наблюдения в автомобилях, исследователи из Политехнического института транспорта в Вирджинии и Национального управления по безопасности дорожного движения в Вашингтоне выяснили, что виноваты в 80% аварий и 65% аварийных ситуаций не смотрели на дорогу в течение всего лишь трех секунд до момента происшествия. Этого оказалось достаточно.

Впрочем, отказавшись от телефонных разговоров за рулем, можно улучшить ситуацию, но не кардинально. Первое место среди факторов, которые отвлекают внимание, занимает отнюдь не телефон, а поиск каких-либо предметов (сигарет, конфет, очков, того же телефона). Этим среднестатистический водитель занимается 11 раз в час. На втором месте располагаются дети, передавать которым воду, сладости, салфетки, приходится в среднем по восемь раз за час. Скромное третье место — семь раз в час — занимает налаживание аудиосистемы.

Отдельно отметим, что попытка увеличить дистанцию ​​между вашим авто и автомобилем, который едет впереди, чтобы затем со спокойной душой заняться доставанием сигарет из-под ребенка под музыку любимой станции, обречена на провал. По статистике, большинство аварий происходит именно с теми, кто это делал.

Контакт глазами

Американские исследователи заметили, что тот водитель, который по своей инициативе встретился глазами с шофером встречного автомобиля на перекрестке, будет пропущен более чем в 2/3 случаев. В то же время, если кто-то не хочет никого пропускать, он будет избегать любых взглядов и умышленно отводит глаза.

Вероятно, контакт глазами переносит взаимоотношения в транспортном потоке в область социального взаимодействия, в которой открытая демонстрация своих намерений и просьба о помощи вызывает мощный позыв откликнуться. Помощь лицам своего вида заложена у нас в подкорке.

Однако просто автомобиль наш мозг не ассоциирует с личностью нашего вида. Многочисленные исследования показали, что водители склонны воспринимать машины в потоке скорее как роботов, чем как «аватары» других водителей. Реакция нашего мозга на чужое лицо, особенно если мы встречаемся глазами, чрезвычайно активная, энцефалограмма мозга показывает активное возбуждение.

Социальные контакты были и остаются основным способом выживания и самым главным навыком для человека разумного. Если водитель видит пешехода на перекрестке или лицо мотоциклиста в зеркале заднего вида, в его мозге возбуждаются многочисленные зоны, ответственные за социальное взаимодействие и воспоминания. А когда мы видим просто встречный автомобиль, такого не происходит. Именно поэтому попытка установить контакт глазами между водителями во время движения вызывает у нас странный дискомфорт.

Относительность скорости

Вы, конечно, замечали, что если долго ехать по скоростной трассе, а потом попасть на городскую дорогу, кажется, что все вокруг двигаются как-то неприлично медленно. Согласно статистике, среднестатистический водитель, который перемещался хотя бы полчаса со скоростью 110 км/ч, заезжая на городские улицы, едет в среднем на 24 км/ч быстрее потока.

Этому есть научное объяснение: наше восприятие скорости как бы замыливается, требуется какое-то время, чтобы перестраиваться. Причем это работает как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения: въехав на шоссе, мы тоже не сразу вливаемся в поток и какое-то время можем ехать гораздо медленнее, чем это комфортно другим водителям, вызывая у них «дорожное бешенство». Причем как в случае «слишком быстро», так и в случае «слишком медленно» мы помещаем себя в зону повышенной аварийности — по статистике, ДТП случаются как раз с теми, кто едет выше или ниже скорости потока.

Есть и другие факторы, которые влияют на наше восприятие скорости. Существует такое понятие, как «параллакс движения»: когда близко к обочине располагаются небольшие предметы, например деревья или столбы, которые как бы мелькают у нас перед глазами, нам кажется, что мы движемся быстрее. Шоссе, которое идет по бескрайним полям и равнинам, наоборот, вызывает ощущение замедления. Также ощущение скорости зависит от вашей высоты над дорогой. В спортивной машине нам будет казаться, что мы едем быстрее, чем на самом деле. В высоком джипе подсознательно захочется прибавить газу.

А еще при восприятии скорости имеет значение размер. Во время эксперимента людей просили оценить скорость сфер, которые перемещались по экрану. Большие двигались гораздо быстрее маленьких, однако их скорость подопытные определяли как одинаковую. Только когда большие сферы обогнали маленькие в два раза, в контрольной группы возникли сомнения. Таким образом, если вы видите, как по «встречке» на горизонте приближается что-то большое и неторопливое, возможно, стоит повременить с обгоном.

Наконец, на скорость влияет контрастность объекта. Чем четче мы видим предмет, тем быстрее он движется в нашем восприятии. Именно эта иллюзия является одной из причин повышения количества аварий во время тумана и снегопада.

Парадокс светофора

Если вам нужно попасть за город, выбирайте трассы со светофорами, а не прямые улицы, по которым сначала летишь с ветерком, чтобы потом упереться в «бутылочное горлышко» на выезде.

Хитрые проектировщики из Транспортного управления Вашингтона поставили эксперимент, который поможет вам смириться с ожиданием перед светофорами на трассах. Они взяли лейку и килограмм риса. Сначала проектировщики просто засыпали в воронку всю крупу сразу и посчитали, что на ее высыпание ушло 40 секунд. Затем рис стали сыпать тонкой струйкой, равной размеру отверстия. И выяснилось, что этот процесс занял всего 27 секунд! Нетрудно догадаться, что воронка служила моделью «бутылочного горлышка» на трассе. Когда к месту сужения подъезжает сразу много машин, они начинают активно взаимодействовать между собой, пытаться пробиться вперед. И на такое взаимодействие уходит гораздо больше времени даже у риса, у которого в принципе отсутствуют амбиции. В результате светофоры «размазывают» поток автомобилей по трассе, сокращают количество претендентов на «бутылочное горлышко», а значит, не только ускоряют общий поток, но и перенаправляют народный гнев с соседа по дороге на абстрактные дорожные службы.

Опасная анонимность

Самые опасные участники движения — люди на затанираванных «безликих» автомобилях, а самые мирные — водители кабриолетов. У психологов Филиппа Зимбардо и Стэнли Милгрэма есть на этот счет отдельная теория. «Все дело в анонимности», — объясняют ученые. Люди, которые уверены, что их лица никто не увидит и имя не узнает, склонны вести себя более агрессивно.

Кругозор стажа

Исследователи выяснили, что опытный водитель отличается от неопытного тем, куда он смотрит во время вождения. Ученые показывали людям видеозапись аварийных ситуаций, снятую камерой, закрепленной на лобовом стекле. Те, чей стаж вождения превышал пять лет, запомнили почти в два раза больше подробностей.

Все дело в том, что новички почти все время смотрят прямо перед собой, на полосы разметки и на обочины. Они боятся уехать из своей полосы или врезаться в автомобиль, который едет впереди. Опытные водители едут в потоке инстинктивно, при этом они постоянно смотрят вдаль, на соседнюю полосу и в зеркало заднего вида (иногда даже не осознавая это, боковым зрением), сканируя дорожную ситуацию в целом.

Парадокс привычки

Знаете, где, по статистике страховых компаний, с водителями происходит больше всего аварий? За пять минут езды от дома. Если вы живете в городе, то в вашем собственном дворе. Привычка доводить выезд из дома до автоматизма. Наш мозг так устроен, что при любой возможности сэкономить ресурсы, он это делает. И вот вы уже почти не смотрите по сторонам, не оцениваете траекторию, едете «на автопилоте». Конечно, если при этом на дорогу из всегда пустынного переулка вдруг вылетает машина, вы просто не успеваете на нее отреагировать. То же самое характерно в целом для знакомых маршрутов: мы мало смотрим по сторонам, иногда даже возникает ощущение, что мы вообще не помним, как оказались в пункте назначения. Именно поэтому имеет смысл иногда изменить дорогу. Это не только повышает безопасность, но и стимулирует мозговую деятельность, улучшает память.

Национальная манера езды

Некоторые особенности управления в различных городах мира, с точки зрения ученых, действительно зависят от менталитета. Так, например, дистанция, которая в южных перенаселенных странах считается абсолютно нормальной для разъезда двух автомобилей, ставит северян в ступор.

Это связано с теорией личного пространства. На юге оно вообще меньше. При разговоре или в очереди люди могут подойти друг к другу почти вплотную, в то время как на севере разойдутся не менее чем на метр. То же самое происходит на дороге: в «горячей» Италии «контактная» парковка на улицах Рима никого не удивляет. В Индии переход через дорогу и езда по встречной полосе (даже на трассе с разделительным отбойником!) — факт дорожного движения, который абсолютно не подчиняется правилам и может произойти в любом месте и в любой момент. В Скандинавии люди будут стоять ночью около светофора на совершенно пустой маленькой улочке и послушно ждать, когда загорится зеленый. Мы все разные, это изумительно и прекрасно, но нужно не забывать учитывать это, когда выезжаешь на незнакомую дорогу.


Новые дорожные знаки появятся в Беларуси

Изменения в государственном стандарте вступили в силу с 1 января. Одно из самых заметных — табличка, обозначающая станцию ​​для зарядки электромобилей.

Также появится знак с силуэтом женщины с ребенком на руках и надписью «Служите примером своему ребенку!» Эти знаки уже появились около некоторых пешеходных переходов.

Произошли изменения в регулировании движения по тротуару велосипедистов и пешеходов. Новые знаки помогут определить, где начинается велосипедная или пешеходная дорожка и кто при этом пользуется преимуществом.

Изменения касаются указания на дороги с искусственными неровностями: на участках со скоростью не более 20 км/ч можно не устанавливать соответствующий знак и не наносить разметку. Новые знаки будут применяться для обозначения сельских населенных пунктов (кроме городков).

Регламентировано использование информационных щитов «Контроль режима движения» с надписью «Radar Фото Контроль». Новый стандарт допускает установку таких знаков в местах размещения камер фото- и видеофиксации, работающих в автоматическом режиме, на расстоянии 50-100 м от камеры в населенных пунктах и ​​на расстоянии 150-300 м от камеры вне населенных пунктов. При этом знак дублируется на дорогах с разделительной полосой.

Нововведением станут и знаки, сообщающие водителям о наличии пунктов обслуживания системы электронного сбора платы за проезд, а также схемы проезда к этим объектам.

Сергей КУЛАКОВ

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».