Вы здесь

Старый замок в Гродно начали украшать художественными элементами


В скором времени на въездной арке появится барельеф ангела с крыльями. Массивный декор в конце прошлого года начали производить на Гродненском заводе по переработке камня. Часть кессонов уже смонтирована. Отделка ведется параллельно со строительством первой очереди королевского дворца.


Ангел весом в полтонны

К восстановлению замка подключились мастера по камню и скульпторы. Специальная бригада создана на Гродненском заводе по переработке камня. Ответственный заказ попал на крупнейшее в своей отрасли предприятие области.

Сейчас смонтирован портал со стороны арки, сделаны парапеты под крышей и балюстрадой. И это только начало масштабных работ по декорированию дворца, отмечают на предприятии.

Процесс довольно трудоемкий. Как рассказал гродненский скульптор Владимир Пантелеев, на подготовку только одного кессона, размером 60х60 сантиметров, требуется около 10 дней. Каждый элемент — это индивидуальная работа.

Сейчас уже готовы декоры из цветов, гроздей винограда, головы льва. Элементы довольно массивные — каждый весит не менее 200 килограммов. А голова ангела с крыльями — вдвое больше. Это скульптура займет свое почетное место в центре арки. Кстати, весь декор делается в соответствии с историческим обликом дворца времен Стефана Батория. Из такого же песчаника, который украшал замок в XVI веке. Поиски месторождения заняли много времени, отметил научный руководитель проекта Олег Шимбарецкий. И наконец нашли подобный песчаник в Польше, недалеко от Варшавы.

Блоки оттуда поступают трех цветов — белые, серо-зеленые и бледно-красные. На неделю завод принимает несколько фур с 20 тоннами песчаника. Пока сделано 10 кессонов — архитектурных элементов для арок. Все они смонтированы. До конца января здесь предполагают полностью оформить въездную арку. А вообще работы по декору гораздо длиннее, так как им украсят как внешний, так и внутренний объем замка. А он, как известно, возводился с присущим для королевского дворца размахом.

В поисках утраченного

Фото: grodnonews.by

Старый замок — единственная королевская резиденция, которая сохранилась в Беларуси. Поэтому и было решено восстановить замок в таком виде, каким он был во время правления короля Стефана Батория. В свое время король сделал дворец своей резиденцией и с помощью архитектора Санти Гуччи придал ему роскошный вид. Но до нашего времени замок дошел без былого величия. После реконструкции он вновь обретет черты королевского дворца XVI века.

Вот уже более года здесь ведутся работы. И вместе с этим не утихают споры вокруг исторического объекта. К дискуссии подключились и наши соседи-поляки. Экспертная группа во главе с руководством министерства культуры не так давно побывала на стройке и даже вынесла свой вердикт — реконструкция соответствует аутентичному виду.

А вот внутренний проект пока не определен. Это связано не только с большим объемом работы по восстановлению стен, но и с отсутствием полной картины исторических материалов по размещению комнат замка. Такая путаница связана с инвентарными документами. И хотя их довольно много — 10—12 томов, встречаются противоположные сведения по размещению тех же комнат. Например, сейчас ведутся споры, в какой из них король провел последние дни своей жизни.

— Есть эскизный проект реконструкции Старого замка 80-х годов, который сделал минский архитектор Бочков. И его проект не расходится с историческим инвентарным планом. Новые интерпретации вызывают вопросы, — отмечает Олег Шимбарецкий. — В окончательном виде этот план существует, и, согласно ему, в проект Бочкова вносятся коррективы. Например, спальня Батория могла находиться в другом месте.

Люди, которые делали инвентаризацию, чаще всего обращали внимание на какие-то проблемы, которые существовали в комнате. Например, скрипели двери либо не работал замок... В таких случаях эта комната отмечалась в документах. Если все хорошо, комнату могли и не вписывать в план. Поэтому этот вопрос не столько о появлении новых сведений, сколько об их интерпретации, считает Олег Шимбарецкий.

— В королевских замках проходила инвентаризация перед приездом короля, накануне важных событий или после разрушения. Так и в Старом замке было несколько таких инвентарных периодов, сведения о которых дошли до нашего времени. Но надо понимать, что писари скорее отмечали те моменты, которые требовали какого-то улучшения состояния здания, ремонта. И чаще всего не обращали внимания на художественные особенности комнат, наличие каких-то ценных вещей. Их задача была — составить смету для ремонта, — резюмирует Олег Владимирович.

Пока идет реконструкция первой очереди, историки, археологи и проектировщики ищут компромисс. Главное, чтобы эти споры не стали тормозом в восстановлении. Достаточно вспомнить, что реконструкция дворца из-за проектных споров и так затянулась на десятилетия.

Тайна под каменицей

Сегодня территория замка — это не только масштабная стройка. Здесь ведутся археологические раскопки, которые значительно пополнили экспозицию историко-археологического музея. Кстати, он находится как раз в Старом замке.

Буквально недавно, уже в новом году, найдена очередная шахматная фигура XIII века. Это деревянная пешка, на которой виден знак Солнца — круг со спицами. Эта находка стала уже четвертой в так называемой партии Замковой горы. Вместе с тремя шахматными фигурами — ладьей и двумя пешками, обнаружен и фрагмент шахматной доски.

Недавно археологи раскопали костяные пластины, которые украшали седло. Предметы отражают быт жителей этих земель конца XIV века. Это — керамика, остатки кожаных изделий — ремней и обуви. Найден бронзовый перстень и серьга.

Настоящей сенсацией стали остатки стены времен Витовта. Ее обнаружили во время прокладки теплотрассы. Открыто около 20 древних деревянных построек. Все спилы отправлены на исследования в столицу. Многие уже определены по дате — это XIV—XV века.

Раскопки ведутся на той части горы, где когда-то была каменица — хозяйственная постройка времен королевской резиденции. На месте раскопок планируется создание музейной экспозиции. И это будет следующим этапом реконструкции. Первый, самый сложный этап, завершит возведение арки, средней башни, галереи и стены над Неманом.

— Каждый уровень требует своего особого подхода, а опыт реконструкции такого объекта пока не наработан, — отмечает Олег Шимбарецкий, — приходится буквально показывать, куда класть кирпич. Это замедляет ход работ.

Также много времени требует поиск нужных строительных материалов — керамической плитки, того же кирпича... Выбор их среди местных предприятий довольно низкий, поэтому приходится искать за пределами страны. А между тем, времени остается все меньше. Первую очередь реконструкции намечено завершить на будущий год.

Маргарита УШКЕВИЧ

Фото автора

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.