Вы здесь

Как девушка-электромеханик обеспечивает движение поездов


На железную дорогу девушки чаще устраиваются проводницами, кассирами или диспетчерами. Но есть дамы и в «неженских» профессиях. Так, среди электромехаников Минской дистанции электроснабжения усердствует брюнетка Маргарита Баглай. На подстанции Помыслище она работает четвертый год и отвечает за то, чтобы поезда ходили без сбоев.


Подстанция обеспечивает энергией контактную сеть железной дороги и частный сектор ближайшей деревни. Для этого здесь стоит много оборудования. Каждый из железных «шкафов» - блоков микропроцессорной релейной защиты - отвечает за определенный участок железной дороги. Задача электромеханика - контролировать работу приборов и ремонтировать их при необходимости. Что-то Маргарита ремонтирует сама, что-то приезжает наладить бригада.

Множество выключателей, таблички, аббревиатуры...

- Первые два месяца я тоже не понимала, что к чему, - смеется девушка. - Но мне помогали со всем разобраться, готовили к дежурствам, чтобы можно было оставить одну.

Как красавицу занесло в эту профессию?

- Когда мне было лет восемь, моя мама работала на дистанции электроснабжения. Я иногда заходила к ней на работу и однажды сказала: когда вырасту, тоже сюда устроюсь, - вспоминает Маргарита.

С железной дорогой были связаны также ее бабушка и дедушка. Да и отец какое-то время работал на вагонном участке. Поэтому после девятого класса девушка собиралась поступать в железнодорожный колледж. Но там документы не приняли, так как Маргарите еще не было 16 лет. Тогда она решила пойти в энергетический колледж. «Вы уверены, что вам будет интересно изучать котлы и трубы?» - только и спросили у нее члены приемной комиссии.

- С учебой я в целом неплохо справлялась. Оказалось, что была, пожалуй, единственной из своей группы, кто не пожалел, что туда поступил, - делится собеседница.

Большинство парней, которые учились с ней, распределили на теплоэлектростанцию. Девушкам выдавали свободные дипломы. Некоторые из них пошли в энергосбыт, заниматься документацией. Маргариту же влекла железная дорога. Быть проводницей она не хотела («разъезды не для меня - я домашний человек»), поэтому устроилась электромонтером на дистанцию ​​электроснабжения. А со временем стала электромехаником.

- В начале дежурства я провожу осмотр оборудования подстанции, записываю в оперативный журнал, в каком состоянии принимаю смену, докладываю об этом диспетчеру. Обычно все проходит тихо - не каждый день здесь что-то случается.

Среди внештатных ситуаций, с которыми приходится сталкиваться: короткое замыкание на линии. Случалось, и подстанция полностью гасла. Но железная дорога в таком случае не останавливается: контактную сеть быстро обеспечивают энергией из резервных источников.

Линию может повредить сильный ветер или гроза. Маргарита вспоминает, как года два назад весной был ураган, который повалил много деревьев и оборвал провода. Тогда поезда стояли. Но обычное повреждение на линии задерживает поезд только на 10-15 минут. Аварийная бригада выезжает быстро: у нее стоит цель ликвидировать все неполадки максимум за час.

Маргарита переодевается в спецодежду и выходит на улицу. Скоро должны приехать рабочие, и ей нужно подготовить для них рабочее место. Девушка обесточивает участок, который будут ремонтировать, и проводит заземление. Чтобы проверить, есть ли напряжение, она подносит специальный указатель: если ток остался, прибор начнет пищать. Все свои действия электромеханик записывает в бланк и ставит напротив каждого подпись: так требуют правила безопасности, нельзя полагаться только на память.

Через некоторое время раздается сирена - оповещает, что на подстанции звонит телефон. Маргарита спешит в здание и снимает трубку.

- На одном из участков будут вестись работы, поэтому меня просили вывести автоматическое повторное включение. Это нужно, чтобы, если вдруг что-то случится, включатель у нас опять не подал напряжение, - объясняет после звонка девушка и нажимает кнопку на одном из железных «шкафов». А после вешает туда предупреждающую табличку - дополнительное напоминание лишним не будет.

Спрашиваем о сложностях в работе.

- Мне бывает трудно физически что-то сделать: заземление, например, или тележки выкатить. Иногда и мужчинам с этим непросто справиться, - замечает собеседница.

На работу она добирается на электричке: Маргарита живет в поселке Негорелое Дзержинского района, в 50 километрах от Минска. «У нас обычный дом, без удобств, поэтому приходится и дров принести, и воды набрать, и постирать одежду вручную. Жизнь меня к трудностям подготовила», - смеется девушка.

В свободное время электромеханик сидит за конспектами (заочно учится на энергетическом факультете в БНТУ) и поет. Благодаря своему таланту Маргарита стала «Мисс Минского отделения железной дороги» в 2015 году, выступала на одной сцене со звездами белорусской эстрады. А однажды после концерта в родной деревне ей даже работу хотели предложить - в Доме культуры соседнего поселка Энергетик. На вопрос, почему не связала профессию с музыкой, девушка шутит: «У нас так говорили: чтобы работать в этой сфере, нужно или быть виртуозом, или больше ничего не уметь».

Своей нынешней работой Маргарита довольна. К ночным сменам и легкому гулу оборудования в кабинете тоже привыкла. А по каблукам и юбкам (на дежурстве же обычно приходится быть в спецодежде и каске) ​​не скучает - подождут до следующего концерта.

Наталия ЛУБНЕВСКАЯ

Фото Анны ЗАНКОВИЧ

Название в газете: Ёсць кантакт!

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.