Вы здесь

Кто сохранит наследие?


В поисках известных людей с белорусскими корнями важно не забыть про Высоцкого...

В Гродно живет человек, который собрал в своей квартире неимоверное количество материала о Владимире Высоцком. Одних только фотографий более 700. В свое время фонотека гродненца была одной из самых больших во всем Советском Союзе. Коробки со слайдами, десятки папок с документами, афиши и даже концертный магнитофон внушительных размеров — все это я увидела в квартире Вячеслава Иванова, хранителя творчества знаменитого поэта, актера и барда.


Автограф Высоцкого

С Вячеславом Викентьевичем мне довелось познакомиться на международной конференции, которая проходила в Гродно в минувшем году. В научных кругах таким образом откликнулись на юбилейную дату — 80-летие со дня рождения поэта (1938 год).

Вячеслав Иванов представил участникам свою уникальную коллекцию. Как оказалось, это была лишь ничтожная часть из того, что собрано им за 40 лет.

...И вот я вхожу в городскую квартиру на улице Мира, где живет семья Ивановых. Обстановка обычная, можно сказать, советской эпохи. А вот и шкаф, где хранятся все материалы. За стеклом — несколько небольших бюстов Высоцкого. По словам Вячеслава Викентьевича, это редкие экспонаты. Рассказывая о своей коллекции, он попутно извлекает несколько папок, содержимое которых строго пронумеровано. В таком порядке материалы ложатся на диван. Тут же несколько альбомов с фотографиями. Статьи, публикации, библиография, сценарии различных вечеров и акций, письма-благодарности самому Иванову и многое другое.

По мне, так самая большая ценность — это автограф Высоцкого. Его Иванов получил лично у поэта во время его знаменитого тура по Средней Азии в июле 1979 года. Об этом турне, кстати, снят кинофильм «Высоцкий. Спасибо, что живой». Владимир Высоцкий выступал тогда в Зарафшане. А на строительстве этого молодого города в Узбекистане работал тоже молодой тогда наладчик Вячеслав Иванов.

Акции в «Прогрессе» и «Химиках»

Надо сказать, что богатый материал не лежал мертвым грузом. На его основе Вячеслав Иванов проводил в Гродно вечера памяти поэта. Самый большой концерт состоялся в год его 50-летия в 1988 году во Дворце химиков (ныне областная филармония) и собрал полный зал. В концерте приняли участие артисты драмтеатра, театра кукол, филармонии, местные коллективы и артисты из Калининграда. Средства от концерта были перечислены в фонд культуры. В архиве сохранилась квитанция о том, что средства эти дошли по назначению, и благодарность от руководства фонда. Но самая значимая память о концерте — это афиша, на которой впоследствии оставили свои автографы известные артисты из Театра на Таганке — Леонид Филатов, Валерий Золотухин, Ала Демидова, Борис Хмельницкий и другие.

— Я был у матери Высоцкого, показал ей эти афиши, и вот что она мне написала: «Спасибо всем за энтузиазм и хорошее отношение к творчеству моего сына Владимира». Москва, 1988 год, — читает мне эту надпись Вячеслав Викентьевич.

Многим гродненцам запомнилась тогда и акция «Разберемся», в основе которой — протест против войны в Афганистане. Гродненский режиссер Владимир Шаталов снял проникновенный документальный фильм, который сопровождался военными песнями Владимира Высоцкого.

А после вечера, который был организован в Вертелишках, центре знаменитого колхоза «Прогресс», Иванову прислали свои благодарности ветераны войны. Вот что они писали в своих письмах: «Через песни Высоцкого мы вновь ощутили на себе события тех страшных лет, вспомнили тех, кто не вернулся из боев».

Есть в архиве и такое письмо от благодарной гродненки: «Раньше мое представление о Высоцком было поверхностным, в основном, это дворовое творчество. Концерт меня очень впечатлил. Каждая песня — это новелла нашей жизни».

Надо сказать, что слова благодарности высказывали не только обычные люди, но и местные власти, представители правоохранительных органов. Кстати, для них был также организован концерт памяти Высоцкого. Вячеслав Иванов вспоминает, что многие потом узнавали его на улице и лично благодарили за проведенное мероприятие. Также большую помощь в организации оказывал тогдашний первый секретарь обкома партии Семенов, большой поклонник Высоцкого. В Гродно в то время нашлось немало единомышленников. Это были специалисты заводов, журналисты, поэты, военные, художники и многие другие.

Ностальгия по человечности

— Когда Высоцкого не стало, о нем долгое время ничего не писали, его словно вычерк-нули из истории, — говорит Иванов. — Поэтому я, приехав в середине 80-х годов в Гродно, начал искать таких же энтузиастов. У меня уже была собрана большая библиография, огромная фонотека. Кстати, многое было передано в музей Высоцкого на Таганке. Там часто собирались поклонники поэта, чтобы обменяться материалами. Вместо того чтобы купить жене пальто, я ехал в Москву и возвращался оттуда с таким радостным видом! Как же, у меня прибавилось три новых фотографии! И таких «дураков», как я, было немало...

Вячеслав Викентьевич извлекает из тумбочки коробки со слайдами. Он сам их делал, а затем использовал в сопровождении к песням. Это был очень простой, но убедительный ход. Ведь застывший кадр более способствует восприятию песен, считает Иванов. Он даже хранит у себя довольно внушительных размеров аудиосистему, благодаря которой и звучали эти самые песни. На шкафу стоят и колонки к ней, пылятся...

— Мы работали на энтузиазме, за деньги сделали разве что один концерт, да и тот благотворительный. Выступали в колхозах, школах, домах культуры. Сейчас таких концертов давно не проводят, хотя возможностей для этого больше. Наверное, никому не нужно, — сокрушается Иванов.

Вячеслав Викентьевич зовет пить чай, и уже за столом я пытаюсь выяснить, почему, собственно говоря, все это было нужно? Зачем хранится эта богатая коллекция? И где ей место? На эти вопросы пока не может ответить и сам хранитель. На мой взгляд, эта коллекция помогает ему сохранить в душе то время, которое он вспоминает с ностальгией. Завершая встречу, Вячеслав Иванов пытается сформулировать нечто самое главное:

— Мы объединялись на человечности, которую давал Высоцкий. На доброте. Никто не был жадным, все приходили, чтобы что-то отдать, а не взять. Вот что удивительно...

Наследие поэта

Богатый архив Иванова — пока что достояние одного человека. Хотя материала тут могло бы хватить на целый музей. Есть в регионе и места, связанные с Высоцким. Более того, у поэта есть белорусские корни.

— Его бабка и дед по линии отца родом из Бреста, — рассказала заведующая кафедрой русской филологии Гродненского государственного университета имени Я. Купалы Татьяна Автухович. — Поэтому важно сохранить это наследие, не забывать про известных людей с белорусскими корнями.

К тому же и сам Владимир Высоцкий, по словам Татьяны Автухович, любил Беларусь, снимался здесь, в частности в фильме «Я родом из детства». Дружил с режиссером Виктором Туровым и часто бывал у него. Во время съемок фильма «Сыновья уходят в бой» Владимир Высоцкий вместе с женой Мариной Влади жил в деревне Литовка возле Новогрудка. И мотивы белорусские звучат в его творчестве, утверждает филолог.

В ГрГУ думают над тем, чтобы создать туристический маршрут Владимира Высоцкого в Гродненской области. Кстати, в Новогрудской гостинице оборудована комната, где он останавливался. Также в городе установлен памятник-бюст поэту с гитарой в руках.

Маргарита УШКЕВИЧ

Фото автора

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.