Вы здесь

Клара Малышева про балет, воспитанниц и то, что заставляет ходить на работу


Народная артистка Беларуси, заслуженная артистка РСФСР, 83-летняя Клара Малышева каждое утро на работе в 8:30. Ровно в это время она начинает занятия в балетном зале хореографической гимназии-колледжа. Поблажек ни для себя, ни для воспитанниц никаких, так как этот год для класса Клары Николаевны — выпускной. Последние дни, правда, внесли много суеты в жизнь педагога — она получила орден Восходящего солнца, которым император Японии отметил артистку за особый вклад в развитие балета в этой стране.


Уважение и тепло, с которыми относятся к преподавательнице в стенах родной гимназии-колледжа, ощущаются буквально на входе. Вахтер безошибочно определяет цель нашего визита: «К Кларе Николаевне? Она в последние дни — нарасхват. Это одна из наших лучших педагогов — ее воспитанницы с международных конкурсов без наград не возвращаются. Кто с ней может сравниться?» И не удивительно, ведь 73 года Клара Малышева посвятила искусству. После окончания хореографического колледжа 22 года служила в горьковском, челябинским и минском театрах оперы и балета. Она исполнила около двух десятков сольных партий, в том числе Джульетты, Золушки, Эсмеральды, Жизели. Завершив танцевальную карьеру, в течение 15 лет была художественным руководителем Минского хореографического училища (ныне Белорусская государственная хореографическая гимназия-колледж), здесь преподает и сегодня. Воспитала не только добрую треть артистов Большого театра оперы и балета Беларуси — ее дети, Нателла и Денис Дадишкилиани, также стали отличительными танцовщиками. Натэла имеет звание заслуженной артистки Беларуси.

— Клара Николаевна, что заставляет вас каждое утро идти на работу?

— Любовь к профессии. А она в свою очередь требует от меня творчества, поддержания определенного уровня. Дети же должны в тебе видеть прежде всего профессионального педагога. Ты их учишь профессии, и от того, как это делаешь, будет зависеть качество их работы, их профессиональная судьба.

— В чем секрет вашей отличной физической формы?

— Держать себя в тонусе очень важно. Правда, чем старше становишься, тем больше усилий приходится прилагать. Каждое утро делаю гимнастику, чтобы привести мышцы в порядок. Если не работать над собой каждый день, это очень быстро скажется на самочувствии.

— Если вы решили стать балериной?

— Я родилась в 1935 году в Горьковской области (ныне Нижегородская. — Авт.). Отец был капитаном речного флота, все лето мы проводили на Волге. Пережили войну, и в 1945 году, поскольку я была очень живая и эмоциональная, мама решила отдать меня в Горьковское хореографическое училище. Там я проучилась три года. С Пермского хореографического училища к нам приехали преподаватели и из 150 человек отобрали 15 — трое парней и остальные девушки, я была в их числе. Так я переехала на учебу в Пермь. В 1955 году окончила Пермское хореографическое училище. Потом работала в Горьковском театре оперы и балета, потом — в Челябинске, а с 1965 года — в Минске, в театре оперы и балета.

— В Минск вы приехали вместе с мужем, знаменитым режиссером-постановщиком Отаром Дадишкилиани. Как вы с ним познакомились?

— Когда работала в Горьком после хореографического училища, он приехал в наш театр в качестве балетмейстера. Увидел меня на сцене, в работе, а потом завязались и личные отношения. В 1956 году мы переехали в Челябинский академический театр оперы и балета, он там работал главным балетмейстером. В 1964 году его пригласили в Минск.

— Вам понравился город, театр?

— Сейчас Минск стал намного красивее, тогда был более прост. А театр мне сразу понравился. Но сначала чувствовала я себя не очень уютно. В артистической среде всегда непростые отношения, хватает и зависти, а я еще и жена главного балетмейстера... Хотелось вернуться обратно в Челябинск, где меня знали и любили, где никому ничего не надо было доказывать. Я к тому времени уже имела звание заслуженной артистки РСФСР... Но пережила все, и до 42 лет служила в театре.

— Ваши дети, Нателла и Денис, тоже стали танцовщиками. Это было их желание или вы подталкивали к такому выбору?

— С Нателлой, а она была очень резвой, подвижной, я занималась с трех лет. Она была очень способной девочкой. Но когда она пошла в училище, я над ней не тряслась — отдала педагогу и не вмешивалась. А вот сына, кажется, больше контролировала: я сама на то время уже работала в училище, и его сюда привела. Он был хорошим танцовщиком, таких называют характерными актерами, исполнил много партий и в оперном театре, и в музыкальном. Теперь он педагог, с Ириной Пушкаревой работает в инклюзив-театре, ставят спектакли с участием детей, в том числе и с особенностями. Нателла уже несколько лет работает в Омане.
С мужем мы расстались, он вернулся в Нижний Новгород, почти три десятилетия работал там главным режиссером театра, и теперь без него жить не может, два года назад поставил балет «Спартак». Но ему уже 95, в последнее время появились проблемы со зрением.

— Ваши внуки продолжат балетную династию?

— У меня их двое. Внук учится в колледже искусств, прекрасно рисует, заканчивает музыкальную школу, он барабанщик. У внучки, а ей сейчас восемь, есть все данные для балета, но она не захотела заниматься. Тоже пошла в художественный колледж, и рисует хорошо, и лепит. Возможно, когда ей исполнится десять, попробую привести в наш колледж — жаль терять такие данные и прерывать династию (улыбается).

— Недавно ваш вклад в развитие балета Японии отметил император Страны восходящего солнца. А ваш опыт работы с японскими детьми начался в далеком 1983 году...

— Сначала японцы приезжали по линии «Интуриста». После заключили договор с нашим хореографическим училищем, как тогда назывался колледж, и по сей день мы с ними общаемся, у нас сейчас учится девять будущих артистов балета из этой страны. Я, например, в этом году выпускаю девочку — очень способная, техничная. Она у нас уже танцует в балете «Щелкунчик» партию Маши.

С 1988 года, меня приглашали в Японию давать мастер-классы, и каждое лето месяц-два я ездила по всей стране. Мне там нравилось — японцы очень спокойные, улыбчивые. Я вроде бы на отдыхе была, хотя работать приходилось много. Возвращалась наполненная энергией, совсем в другом состоянии. Мы отбирали в колледж много детей из Японии. Они у нас учились 2-3 года, получали дипломы.

— С чем связан такой их интерес к нашему балету?

— С 1981 года японцы начали обращаться к классическому танцу. Стали приглашать на гастроли зарубежные балетные труппы. Потом сами открыли классический балетный театр. Поняли и полюбили классику. И я во всех городах преподавала именно классический танец.

— Японцы отличаются по своим данным для балета?

— Они и внешне, и внутренне отличаются. Если честно, в Японии сложно с физическими данными для балета — теми, которые мы требуем. У них другие и пропорции, и физические возможности. Но все равно они стараются научиться танцевать. Это очень работоспособная нация, если за что-то берутся, то обязательно своего добьются.

— Кто, на ваш взгляд, сегодня яркие личности в балете?

— От учениц знаю, что они ориентируются на Ульяну Лопаткину, Ольгу Смирнову, Светлану Захарову. Сегодня достаточно талантливых балерин.

— Клара Николаевна, ваши учащиеся живут и работают по всему миру. Кем из них гордитесь?

— Да, за рубежом работают мои выпускники, в нашем оперном театре большое количество наших воспитанников. Моя воспитанница, например, народная артистка Людмила Кудрявцева, исполняла партии Эсмеральды, Изольды, Джульетты, Жизель, Кармен. Мои ученицы преподают и в нашем колледже — Наталья Кузьменко, Жанна Лебедева.

— Как ваши воспитанницы относятся к вам?

— Кажется, хорошо! Вы лучше у них спросите.

— Клара Николаевна — замечательный педагог, научила меня всему с нуля. Если бы не ее требовательность и терпение, из меня, возможно, ничего бы не получилось, — добавляет Богдана Алексеева, учащаяся класса Клары Малышевой.

Елена КРАВЕЦ

Фото Татьяны ТКАЧЕВОЙ

Выбор редакции

Экономика

Более половины автомобильного рынка планеты станет электрическим уже через пять лет

Более половины автомобильного рынка планеты станет электрическим уже через пять лет

А наша страна рассчитывает, что через четыре года каждая 20 машина будет электрокаром.

Финансы

Как обезопасить себя от кражи денег с карточки?

Как обезопасить себя от кражи денег с карточки?

В I квартале 2021 года было зарегистрировано свыше 800 краж денег через интернет, это в 4,5 раза больше, чем за такой же период год назад.

Общество

Как раньше отмечали Радуницу?

Как раньше отмечали Радуницу?

На вопрос читателя отвечают Янка Крук и Оксана Котович.

Общество

В Будславе из-за пожара обрушилась крыша одного из красивейших костелов страны

В Будславе из-за пожара обрушилась крыша одного из красивейших костелов страны

Величайшая святыня — икона Матери Божьей Будславской — перевезена в безопасное место.