Для всех, кто интересуется государственными финансами, Министерство финансов второй год реализует проект «Бюджет для граждан», дающий возможность каждому жителю республики узнать максимум информации о бюджете и бюджетном процессе. Информация в доступной форме размещена на сайте Министерства финансов.
«В условиях новых реалий, в которых функционирует белорусская экономика, характеризующихся нестабильностью мировой финансовой системы, особую актуальность приобретают вопросы повышения эффективности государственных расходов. Ведь от того, как точно будет продуман и составлен бюджет страны, от выверенных решений, грамотного планирования и взвешенного подхода к распределению бюджетных средств зависит функционирование каждой отрасли в государстве и социальное благополучие каждого его гражданина», — обращает внимание министр финансов Беларуси Максим ЕРМОЛОВИЧ.
Субвенции и дотации
Для выполнения своих задач государству необходим бюджет, который формируется за счет налогов и других платежей. Фактически на эти средства общество приобретает у государства общественные блага. В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский бюджет и местные бюджеты. Республиканский бюджет утверждается в форме закона, местные бюджеты — решений местных Советов депутатов.
Для обеспечения соответствия между полномочиями государственных органов на осуществление расходов, закрепленных за республиканским и местными бюджетами, и бюджетными ресурсами, которые должны обеспечивать исполнение этих полномочий, предусматривается предоставление межбюджетных трансфертов — бюджетных средств, передаваемых из одного бюджета в другой на безвозвратной и безвозмездной основе. Трансферт, передаваемый другому бюджету на осуществление целевых расходов, называется субвенцией. При недостаточности в нижестоящем бюджете собственных доходов для финансирования его расходов в целях обеспечения сбалансированности из вышестоящего в нижестоящий бюджет передается межбюджетный трансферт в виде дотации.
Местные бюджеты делятся на: бюджеты первичного уровня — сельские (1152), поселковые (9), городские (городов районного подчинения) (14); бюджеты базового уровня —районные (118), городские (городов областного подчинения) (10); бюджеты областного уровня — областные (6), бюджет города Минска.
Доходы и расходы
Доходы и расходы консолидированного бюджета распределяются между республиканским и местными бюджетами в соответствующем порядке, закрепленном Бюджетным кодексом Республики Беларусь.
Разделение налоговых доходов, неналоговых доходов между республиканским бюджетом и бюджетами областного, базового и первичного уровней установлено статьями 30—37 Бюджетного кодекса Республики Беларусь.
Виды расходов, финансируемые из республиканского бюджета, областных бюджетов, бюджетов базового и первичного уровней, определены статьями 44—47 Бюджетного кодекса Республики Беларусь.
Более половины доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь приходится на доходы республиканского бюджета. Однако после передачи из республиканского бюджета в бюджеты регионов межбюджетных трансфертов соотношение по доходам изменяется в пользу местных бюджетов. В республиканский бюджет помимо иных доходов включены средства государственных целевых бюджетных фондов: фонда национального развития, республиканского централизованного инновационного фонда и республиканского дорожного фонда. В местные бюджеты — средства местных инновационных фондов.
Значительный объем консолидированного бюджета сосредоточен в местных бюджетах и направляется на финансирование расходов социальной сферы и национальной экономики. Это предопределено тем, что именно местные бюджеты несут на себе основную нагрузку финансирования социально значимых услуг государства, оказываемых населению: обеспечение функционирования организаций образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры, спорта, финансирование расходов на жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство, пассажирский транспорт.
Расчет на 2019 год
Формирование республиканского бюджета и местных бюджетов на текущий год осуществлялось на основе базового сценария параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2019 год, который предполагает сбалансированное развитие экономики и предусматривает в этом году рост ВВП на уровне 102,1 %, рост заработной платы, основанный на повышении производительности труда, и замедление инфляции.
Местные бюджеты на 2019 год сформированы с учетом необходимости выполнения социальных стандартов и гарантий государства перед гражданами, а также своевременного и полного исполнения долговых обязательств регионов. Проводимая бюджетная политика в части межбюджетных отношений направлена на выравнивание бюджетной обеспеченности и обеспечение стабильности налогового режима для регионов в целях обеспечения граждан любой административно-территориальной единицы равными правами и возможностями для получения оказываемых государством услуг.
Объем финансовых ресурсов местных бюджетов ежегодно увеличивается. Доходы местных бюджетов в 2019 году прогнозируются в сумме 17,8 миллиарда рублей (без учета повышения ставок налогов местными Советами депутатов), в том числе: налоговые и неналоговые поступления местных бюджетов составят порядка 13,8 миллиарда рублей, или 77,5 % в общем объеме доходов; безвозмездные поступления — 4 миллиарда рублей, или 22,5 %.
Неналоговые доходы — это доходы, получаемые в виде платы за пользование государственными фондами или имуществом либо компенсации за оказанные государством услуги юридическим или физическим лицам. К безвозмездным поступлениям относятся необязательные платежи, которые включают в себя поступления от иностранных государств, международных организаций, а также другого бюджета в форме межбюджетных трансфертов.
Самостоятельность местных бюджетов
Основными источниками формирования доходов местных бюджетов являются: подоходный налог с физических лиц; налог на прибыль, уплачиваемый негосударственными и коммунальными организациями; налоги на собственность (земельный налог и налог на недвижимость). Данные налоги в полном объеме зачисляются в местные бюджеты. Чем выше уровень экономического развития территории, тем больше собственных (налоговых и неналоговых) доходов поступает в местный бюджет.
Структура собственных доходов местных бюджетов в 2019 году: подоходный налог — 40 %, налог на добавленную стоимость — 20 %, налоги на прибыль и доходы — 16 %, неналоговые доходы — 9 %, налоги на собственность без учета дополнительных поступлений от повышения ставок налогов на собственность — 8 % , иные доходы — 7 %.
Местные Советы депутатов вправе увеличивать или уменьшать до 2,5 раза установленные Налоговым кодексом Республики Беларусь ставки земельного налога и налога на недвижимость в отношении организаций, расположенных на соответствующей территории. Местные органы власти самостоятельно определяют размер повышения (понижения) ставок данных налогов отдельным категориям плательщиков, а также направления использования дополнительно поступающих в соответствующие местные бюджеты средств.
В целях создания равных финансовых условий и возможностей для органов местного управления и самоуправления для реализации возложенных на них полномочий и задач регионам из республиканского бюджета в 2019 году будут переданы дотации в общей сумме 2,900 миллиарда рублей. Данные средства не являются целевыми и могут быть направлены на финансирование расходов по усмотрению местных властей.
Кроме того, в местные бюджеты из республиканского бюджета будут переданы финансовые ресурсы (субвенции) для финансирования целевых расходов — 1,021 миллиарда рублей, а также иные межбюджетные трансферты — 43,9 миллиона рублей.
Самая большая доля в субвенциях текущего года приходится на выплату льгот и компенсаций населению, пострадавшему от катастрофы на Чернобыльской АЭС, — 399,2 миллиона рублей. На развитие сельского хозяйства будет направлено
166,7 миллиона рублей, на строительство, реконструкцию, ремонт местных дорог, улиц в населенных пунктах за счет средств дорожного фонда — 145 миллионов рублей, строительство жилищной структуры — 115 миллионов рублей, погашение обслуживания долга местных органов власти (в соответствии с принятыми указами главы государства) — 79,5 миллиона рублей, оказание поддержки гражданам в строительстве жилья — 75 миллионов рублей.
Средства местных бюджетов направляются на предоставление базовых бюджетных услуг населению: образование (5,318 миллиарда рублей), социальная защита (451,2 миллиона рублей), здравоохранение (4,376 миллиарда рублей), культура (402,2 миллиона рублей), пассажирские перевозки (403 миллиона рублей), жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство (1,460 миллиарда рублей).
По материалам проекта «Бюджет для граждан»
Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.
Профессионально, оперативно, по-хорошему.