«8 марта 1943 года женщины всего мира встречают в обстановке жестоких сражений с озверелым фашизмом. Советский народ и вместе с ним рабочие женщины в эти суровые дни рядом с мужчинами отстаивают честь и свободу своей Родины... В борьбе с фашистом выросли десятки и сотни героинь советского народа, женщин и девушек, которые покрыли себя неувядаемой славой. Народ знает имена героинь-партизанок: Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Ани Петровой и многих других. Яркие примеры патриотизма и бесстрашия проявили женщины на всех участках фронта и тыла. Они возводили баррикады под Ленинградом и в Севастополе, копали противотанковые рвы под Москвой, тушили пожары, под разрывами бомб работали около станков, под градом пуль выносили с поля боя раненых бойцов и сами в нужную минуту свинцовым дождем уничтожали оккупантов. Таких героинь у нас тысячи», — это текст из передовицы номера «Бобруйского партизана» за 8 марта 1943 года. Только по официальным данным Белорусского штаба партизанского движения, участниками партизанских отрядов были как минимум 45242 белорусские женщины — и это без учета тысяч агентурных разведчиков и связных. И конечно, про них — матерей, жен, сестер, дочерей, соратниц и подруг, героинь и жертв Великой Отечественной — тоже писали подпольные и партизанские издания.
«Хочешь быть свободной — иди в партизанский отряд»
Согласно справке, составленной Белорусском штабом партизанского движения в 1946 году, на декабрь 1942 года в партизанских формированиях на оккупированной территории Беларуси находились всего 576 женщин — либо 5,3% от всего личного состава, однако уже летом это число увеличилось более чем в пять раз, и дальше тенденция сохранилась. Чаще всего женщины уходили в леса, к партизанам в тогдашних Минской, Витебской и Барановичской областях. Связано же это было, прежде всего, с практикой вербовки в Германию, которую нацисты особенно расширили в 1943 году: в рейх отправлялись целые эшелоны с бесплатной рабочей силой... А оттуда потом доходили до родных только горестные письма, которые перепечатывали и распространяли в листовках белорусские подпольщики. «Хлеб получаем два раза в день по 100 граммов. Работаем по 12 часов в день. Кроме завода и бараков ничего не знаем. За короткое время нашей жизни здесь мы все выбились из сил, недосыпаем, недоедаем, — приводит письмо Нонны Г. от 8 октября 1942 агитплакат «Раздавим фашистскую гадину». — В маленькой комнате нас 16 человек, все украинки и я. Если придется увидеться, то расскажу. Но увидеться едва ли придется, потому что зимовать остаемся в летних бараках из досок. При таком питании, да без сна, да голой и босой не выжить мне...» Рядом напечатана корреспонденция деревенской девушки с Витебщины: «Меня били десять раз, два раза бросали в холодный погреб за то, что я взяла на господской кухне три картофелины — не могла стерпеть голода. Вы помните Зоську из деревни Навойки? Она не выдержала издевательств, умерла. Вера, Балабина дочь, по дороге в Германию заболела тифом, и немецкие звери расстреляли ее. Убили немцы и мою подругу Зину только за то, что она намеревалась пойти в соседний имение, так как узнала, что там работает ее двоюродная сестра. На каждом шагу мы видим здесь смерть, слезы, страдания наших людей. Ой, как тяжело и больно мне, родные мои!»
Чтобы таких писем с немецкой неволи было меньше, по всей стране распространялись листовки с призывами уклоняться от вербовки и не верить нацистской агитации. Вот выдержки из обращения к женщинам Витебской области газеты «Витебский рабочий»: «ЖЕНЩИНЫ! Немец отобрал у вас семью, отобрал семейное счастье, отобрал любимого мужа. ДЕВУШКИ! Немцы унижают вашу честь. Лучшие годы вашей жизни — вашу молодость они превратили в черные дни страданий и горя. Они вывозят вас в Германию и превращают в рабынь, они загоняют наших девушек в дома разврата. Не будем безучастными в освобождении своей Родины! Вступайте в партизанские отряды, всеми средствами помогайте партизанам Красной Армии. Срывайте все немецкие мероприятия, сборы налогов, хлеба, продуктов, теплых предметов, не едьте в Германию в рабство, не идите на службу в немецкие учреждения. Знайте — победит Красная Армия, победит Советской народ! Вселяют же уверенность в победе Красной Армии в каждом гражданине и гражданке...»
«Женщины Минска! Дорогие сестры! — подхватывает призыв газета «Минский большевик». — спасайте свое добро и государственное имущество от немецких грабителей и разрушителей. Спасайтесь от угона в немецкое рабство. Всеми силами и средствами помогайте наступающей Красной Армии. Этим вы приблизите время своего освобождение от кровавого фашизма».
«Лучше смерть на поле, чем позор в неволе»
«Десятки женщин нашего района прославили свои имена как мужественные и смелые в борьбе с врагом, за что представлены к правительственной награде. Среди них Бочарова Аня, Лопатина Шура, Рогатинская Елизавета, Бим Любовь, Надежда К., Александра С., Маруся Н., Алина Р. и Нина Захаровна Д., которая погибла смертью храбрых в последнем неравном бою с карательной экспедицией немцев... женщины Гресского района! Берите пример с мужественных партизанок, включайтесь во всенародную борьбу, отмечайте Международный день женщины 8 марта новыми ударами по тылам врага», — пишет газета «Сталинец», издававшейся в Слуцком районе в Гресских лесах, в номере за 8 марта 1944 года. В этом тематическом выпуске находим и другие заметки, авторы которых более подробно рассказывают про своих боевых подруг: как по инициативе комсомолок девушки в партизанском отряде изучают оружие — русскую и немецкую винтовки, автомат и пулемет; как врач Любовь Михайловна Бим не только спасает жизни раненых бойцов, но и участвует в боевых операциях — Жилин-Бродской засаде, разгроме полицейских гарнизонов, подрыве железной дороги; как Надежда К. в свои 20 лет уже 16 раз проявила себя на поле боя как смелый боец и надежный друг, за что и была представлена к награде.
Поименно перечисляет погибших минчанок-патриоток в обращении 8 марта 1944 года «Минский большевик»:
«С высоко поднятой головой шла на казнь работница фабрики «8 марта» Оля Щербович. <...> Разведчицу Олю Берзон поймали в Узлянах. Гестаповцы подвергли её жестоким пыткам. Олю ослепили, но ни единым звуком она не выдала отряд. Озверевшие людоеды повесили её 1 сентября 1942 года в Руденске. <...> Волчек Ольга перед смертью бросила палачам: «Всех не перевешаете! Всё равно победа будет за нами». Палачи отрезали ей груди, вырезали язык и на окровавленную героиню накинули петлю 1 января 1944 года в Минске...»
«Бессмертна будет память о партизанке Тосе, убившей во Мстиже немецкого офицера и его адъютанта и за это зверски замученной немцами. Бессмертна будет память о храброй подрывнице нашего партизанского соединения Марине Кленовой и других партизанках, погибших в бою с немцами», — доводит партизанская «Большевистская правда» (март 1944 года).
Ценные сведения — с указанием имен и мест событий, а иногда даже портретов их участников — содержат многие партизанские журналы. Так, например, в «Народном мстителе» (издавался в 208-м партизанском отряде имени Сталина, что действовал на Могилевщине) находим рассказ «Соня разведчица» о Соне Аринич, в «Книгах почета» различных отрядов — биографические заметки про героических партизанок — фельшерок, врачей, разведчиц и рядовых бойцов, а в «Красном Знамени» бригады имени Флегантова, которая действовала на территории Брестской области, художник Леонид Бойко (настоящее имя Абрам Розенштехер) создал небольшую, но выразительную портретную галерею бойцов отряда, среди которых и женские портреты — Мария Малишевская, К. М. Никулина и другие.
В отряды лесных мстителей шли преимущественно молодые девушки и женщины в возрасте 16-30 лет, но и взрослые, и те, кто оставался в городах и деревнях, откликались на нужды партизан. «Наши девушки сделали для партизан несколько десятков пар теплых носков и рукавиц. Сейчас они готовят подарки бойцам Красной Армии», — рассказывает издание Гресского райкома КП (б) Б «Сталинец». В партизанской «Большевистской правде» находим рассказ про крестьянку Ольгу Пескареву со Смоленщины: осенью 1941 года она спасла боевое знамя артиллерийского полка — буквально завернула его вокруг тела и скрывала таким образом, пока длился гитлеровский налет на деревню, а потом сделала земляное укрытие и через два с половиной года передала бойцам Красной Армии, освободившим деревню от фашистов... А жительница Речицкого района Мария Митрофановна Кулик, двое сыновей которой боролись с фашистами на фронте, поддержала Красную Армию материально: женщина лично внесла на постройку танковой колонны «Ответ Речицы» 4000 рублей!
Стихами и прозой
Уникальный источник информации — специальный журнал «Рогачевские партизаны в борьбе с немецкими захватчиками», который бойцы 8-й Рогачевской партизанской бригады в 1944 году подарили секретарю ЦК КП (б) Б Пантелеймону Пономаренко. Это настоящая энциклопедия партизанской жизни, отделанная художником Мечиславом Липенем, рассказывает все подробности: где жили, как строили курени и землянки, что носили, как питались, чем и как лечились, как проводили свободное время. А поскольку бытовое обеспечение во многом лежало на плечах женщин, то им на 98 страницах журнала отдано много внимания — и уважения, и благодарности. Вот партизанка Маруся печет лепешки... на лопате, вот в партизанском подземном лазарете близ деревни Химы другая Маруся — Мария Мархасева, раненная пулей в ногу, ждет перевязки, а вот в рассказе про партизанских медиков тепло упоминается зубной врач Стефа Дучко, которая устроила курсы — «лесной медицинский институт», чтобы научить добровольных помощников санитарному деле. А вот партизанка Сима танцует «барыню» на вечеринке 265-го отряда — а что вы думали, в периоды относительного покоя бойцы только спали и ели? И пели, и танцевали, и устраивали лесные школы для детей, и даже партизанские спектакли ставили...
Вообще, женщины в подпольных и партизанских изданиях — не только героини статей. Это символ. Символ семьи и любви, женщины-матери, которую надо защищать любой ценой, символ доброты и милосердия, противопоставленный зверствам немецко-фашистских захватчиков, — наконец, символ самой мирной жизни. Но также и борьбы:
Ад краю ў край па Беларусі
Ідзе гамонка аб Марусі:
Яна аднойчы летнім ранкам
Падбіла пяць нямецкіх танкаў.
Праз нейкі тыдзень тая ж Маня
Разбіла карнікаў дазвання
І, каб адзначыць чым хаўтуры,
Спаліла дом камендатуры, —
читаем стихотворение Язепа Касилы «Наша Маша», помещенное в агитплакате «Раздавим фашистскую гадину». Оно про всех дочерей, сестер и матерей, народных мстителей. А еще были «Баллада про партизанку Галину», стихотворные посвящения матери, многочисленные варианты «Лявонихи» и множество сатирических частушек, героинями которых становились женщины...
«Пройдут года, снова зацветет наша земля. Снова вернется счастливая жизнь, мир и покой, — прадракала ў 1944-м газета «Минский большевик». — И всюду, и везде по всей нашей земле с глубокой любовью и великим уважением будут вспоминать геройскую жизнь и борьбу верных дочерей Родины». И это как раз тот случай, когда пафос кстати, а 8 марта— больше, чем праздничный день в календаре.
Виктория ТЕЛЕШУК
Александр Рогожник обратил внимание, что совсем скоро белорусскому народу предстоит очередной судьбоносный выбор.
Бюллетени по выборам Президента Республики Беларусь уже готовы.
Президент Беларуси Александр Лукашенко одобрил стратегии участия Беларуси в работе Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и БРИКС.
Практика комплексного благоустройства населенных пунктов на Гомельщине дает новую жизнь райцентрам региона.