Вы здесь

В Гродненской области на одного водителя приходится 10 вакансий


Это самая востребованная на сегодняшний день специальность. Водители нужны везде — в автопарках, компаниях по перевозке грузов, даже за рубежом именно такой специалист быстрее других найдет работу. Если в прошлом месяце в регионе требовалось 500 человек по этой специальности, то на начало марта — уже 540. Тенденция хоть и не катастрофическая, но требует внимания. В таких условиях многое зависит от нанимателей. Чем они могут привлечь водителей, спрос на которых, можно сказать, зашкаливает.


Аренда жилья

В Гродненском автобусном парке положением с кадрами обеспокоены. Город прирастает новыми микрорайонами, что влечет за собой и новые маршруты. А водителей не хватает, сообщили в отделе кадров. Например, на середину марта есть около 20 вакансий. На летний сезон прогнозируется их рост.

— В работе немало стрессовых ситуаций с пассажирами, которые не хотят оплачивать проезд, — отметила специалист по работе с кадрами, — да и парк старый: около 70 процентов автобусов отработали свой срок амортизации. Не везде есть кондиционеры, а человек хочет работать в комфортных условиях.

Между тем проблема автопарка не остается без внимания городских властей. Например, в этом году планируется приобрести 10 автобусов. Решается и кадровый вопрос. В рамках программы переселения привлекаются водители из других населенных пунктов. Они обеспечиваются арендным жильем на льготных условиях. И такой возможностью воспользовались 14 человек. В автопарке ищут пути увеличения зарплаты, теперь она достигает в среднем одной тысячи рублей.

Финансовая сторона

Спрос на водителей вызван и развитием транспортно-логистического сектора экономики. Появляется все больше компаний, занимающихся грузовыми перевозками. Многие специалисты именно здесь ищут более высокие зарплаты. Например, в прошлом году из автопарка в дальнобойщики ушли 60 человек. И остановить этот процесс пока не получается.

Кстати, идут на дальние рейсы не только профессионалы. Некоторые переучиваются, имея неплохие специальности. Не так давно узнала, что бывший коллега, профессиональный режиссер из областной телерадиокомпании, уволился и пошел в дальнобойщики. Удивилась — как так? Столько лет работал, досконально знает свое дело, да и работа интересная, которая дает широкое поле для творчества. Но финансовая сторона оказался более весомой. К тому же вакансий здесь хоть отбавляй.

Достаточно зайти в интернет, чтобы убедиться в спросе на таких специалистов на рынке труда. Есть предложение для водителей, в том числе международников. И такая ситуация распространена, рассказал предприниматель из Гродно Геннадий Семчук. Его компания имеет небольшой парк грузовых автомобилей и несколько лет занимается перевозкой грузов по Европе и России. У него всегда есть вакантные места для водителей.

Но и предложений хватает, отмечает Геннадий. Именно на таких маршрутах можно неплохо заработать. За месяц — от тысячи евро и выше. Вместе с тем к соискателям есть и требования. Геннадий не берет на работу, когда видит, что человек часто меняет работу, например раз в полгода. Учитывает, конечно, и состояние здоровья, возраст. Кстати, предпочтение отдается более зрелым водителям. По его словам, в Польше, куда часто едут работать белорусы, больше шансов у тех, кому от 40 до 65 лет.

Рынок труда за рубежом

Приграничный регион, безусловно, чувствует конкуренцию на рынке труда со стороны соседей. Чаще всего жители Гродненщины, в том числе и водители, едут работать в соседнюю Польшу. В интернете немало сайтов, на которых перевозчики предлагают работу в этой стране, причем срочно и с высокой оплатой. И все же многие, по словам Геннадия Семчука, возвращаются по семейным обстоятельствам. Многие, но далеко не все. И процесс трудовой миграции только расширяется. Правда, темпы его несколько замедлились.

Начальник управления государственной службы занятости комитета по труду, занятости и социальной защите населения Гродненского облисполкома Александр Соболь приводит такие цифры. В прошлом году через агентства выехали на работу за границу 1600 человек, что на 300 больше, чем годом ранее. Перед этим был скачок трудовой миграции в два раза. Подавляющее большинство направляется в Польшу.

Понятно, что масштабы миграции значительно больше, так как многие ищут работу самостоятельно. Например, по выборочному обследованию личных хозяйств, число трудовых мигрантов достигает 10 тысяч.

Как заполнить вакансии

Например, водителей. В регионе потребность в них только растет. Если на начало февраля было 500 вакансий, то на начало марта — 540. Количество вакансий в 10 раз превышает количество безработных водителей. Но проблема еще и в самой личности соискателя. Например, в автопарк не возьмут человека, который был лишен прав или имел нарушения правил дорожной безопасности. Зато здесь бесплатно проводят курсы для получения соответствующей категории. В прошлом году такой возможностью воспользовались 45 человек. Содействует в поиске водителей и служба занятости. Постепенно эту профессию осваивают женщины. В автопарке такие примеры есть. Возможно, этот процесс приобретет больший размах. Как известно, женщины начали управлять и крупногабаритными фурами.

Маргарита УШКЕВИЧ

Выбор редакции