Вы здесь

Что такое Комоедица?


«С детьми в школьном кружке организуем возрождение интересных белорусских обрядов. Узнала, что в начале весны на севере Беларуси некогда праздновали Комоедицу — в честь медведя, который просыпается. Можно узнать подробнее, какой смысл этого праздника и когда его отмечали», — спрашивает Анна Герасимович из Бреста.


Значительное место в древних верованиях и мифологических представлениях восточнославянских народов действительно занимал медведь. С одной стороны, сильное животное вызвало восторг; с другой — способность ходить на задних лапах провоцировало сравнение его с человеком и наделяло необычайной магической силой. Ярким свидетельством того, что медведь некогда был сакральным тотемным животным, является большое количество преданий, легенд и сказок и некоторые обряды и сакрально-магические взаимоотношения человека и этого мощного зверя.

Присутствие образа медведя в свадебных обрядах, в любовной магии, лечении бесплодия, а также в рождественских и масленичных обрядах объясняется тем, что медведь в народной культуре отождествляется с плодовитостью и плодородием. Одно из самых распространенных свадебных пожеланий звучит так: «Дарю вам меди, чтобы дети были как медведи». А если девушка потеряла девственность еще до свадьбы, то в песне звучали слова о том, что ее «задрал медведь».

Понятно, что такая сильная проявленность культа медведя в мифологическом и устнопоэтическом наследии белорусов не могла не приобрести статуса самостоятельного празднично-обрядового комплекса, в котором ритуальный диалог человека со своим первопредком должен был маркировать соответствующее событие в структуре традиционного календаря. Такой праздник на самом деле был зафиксирован в Докшицким районе (просторы Бегомльщины) Витебской области. Он отмечался 6 апреля (24 марта по старому стилю), как раз накануне Благовещения и получил название — Комоедица.

В этот день готовилась особенная еда. На первое блюдо готовили сушеный репняк в знак того, что медведь употребляет преимущественно растительную пищу. Потом подавали овсяный кисель, потому что медведь любит овес. А вот место третьего ритуального блюда занимала гороховая каша, которая разваривалась или упревала так, что когда ее подавали на стол, она была в виде комов (комочков, комков). Именно каша и стала основой для возникновения названия обряда — «кушать комы» — и праздник, во время которого он выполнялся.

После того как завершалась праздничная трапеза, все домочадцы принимали участие в выполнении специального обряда. И старые, и молодые ложились кто на кровати, кто на печь, но не отдыхали и не спали, а, как отмечали этнографы, «поминутно самым медленным способом перекатываются с боку на бок, как можно больше стараясь уподобиться поворачиванию медведя. Церемония эта продолжается около двух часов, и все это делается для того, чтобы медведь легко встал со своей зимней берлоги».

Исследования историков культуры и этнографов свидетельствуют о том, что подобные обряды, в основе которых лежит имитационная магия, относятся к наиболее архаичным и соотносятся по времени возникновения с той эпохой, когда главным занятием древнего человека была охота на зверей.

Таким образом, белорусский праздник Комоедица скорее всего относится к самой древней эпохе формирования системы мировоззренческих представлений в целом и структуры традиционного календаря, в частности. И очень хорошо, что такой древний обряд, пусть и в игровой форме, получит вторую жизнь.

Оксана КОТОВИЧ, Янка КРУК

Присылайте свои вопросы о корнях и приспособленности к современной жизни календарных и семейно-бытовых народных традиций и обрядов на почтовый или электронный адрес редакции с пометкой «Пра радзіннае».

Выбор редакции