Вы здесь

Как борется с болезнью века обновленный столичный онкологический диспансер


Новый радиологический корпус минского онкологического диспансера принимает пациентов уже более года. Здесь не только созданы современные условия для пребывания больных, но и используются новые уникальные технологии диагностики и лечения рака. Мы побывали в Минском клиническом онкологическом диспансере и узнали, какие новейшие методы борьбы с онкологическими заболеваниями сегодня применяются.


Отделение, крупнейшее в Европе

Столичный онкодиспансер — старейшее лечебное учреждение этого профиля в стране, которое работает с 1934 года. В прошлом году здесь проведено более 11 тысяч операций. Ежедневно врачи выполняют полусотни хирургических вмешательств. Необходимость в реконструкции назрела давно.

— Учитывая наш прогноз, что за два десятилетия, с 2010 по 2030 годы число онкопациентов в столице вырастет на 92%, было принято решение реконструировать диспансер и построить новый радиологический корпус, — рассказывает главный врач Минского клинического онкологического диспансера Владимир Караник. — В рамках этого проекта был восстановлен корпус, где сейчас располагаются линейные ускорители. У нас появились новые возможности для проведения высокоточной лучевой терапии, включая ​​​​​​ радиохирургию. В декабре 2017-го был сдан радиологический корпус с самым большим в Европе отделением ядерной медицины.

Надо отметить, что потребность в новом радиологическом корпусе была чрезвычайно актуальна: прежний построили в начале 70-х. Больные размещались в палатах по четыре-пять человек с одним туалетом в коридоре. Теперь в новом корпусе 120 коек радиологического отделения, 20 одноместных палат в отделении ядерной медицины, а также 13 реанимационных коек. Пациенты размещаются в одно- двухместных палатах со всеми удобствами.

Отделение ядерной медицины увеличилось вдвое: вместо прежних десяти кроватей сейчас здесь одновременно могут получать лечение 20 пациентов в одноместных палатах с интернетом, телевизором, душем и туалетом.

— В специальном помещении пациенты получают капсулы йода, которые они принимают, и дальше отправляются в свои палаты, которые покидать им нельзя, поскольку они являются источником ионизирующего излучения, — рассказывает заведующий отделением ядерной медицины Дмитрий Клименко. — Там они находятся в среднем в течение восьми дней — периода полураспада радиоактивного йода. Когда пациент становится безопасным для окружающих, его выписывают.

В общем радиологический корпус построен таким образом, что пути движения ни радиоактивных веществ, ни даже пациентов не пересекаются. Если кто-то из больных решит нарушить рекомендации и оставит палату, над входом сработает специальный датчик и уведомит медицинский персонал. Когда пациенту необходима помощь, он пультом  может вызвать медицинскую сестру. Информация о том, что происходит в палатах, выводится на мониторы на посту.

Одним из непростых вопросов при проектировании и строительстве корпуса стала автономная вакуумная канализация. В результате была выбрана полностью герметичная компьютеризированная система с многоступенчатой ​​фильтрацией и двукратным дублированием, которая полностью исключает влияние на внешнюю среду и человека. Опыт ее строительства и эксплуатации белорусские специалисты изучали в Германии, а проектировали по примеру работы анологичных систем в профильных медицинских учреждениях Челябинска и Москвы.

В отделении радиологической медицины, а всего в стране их два, проходят лечение больные раком щитовидной железы, в том числе и дети. Здесь имеются все возможности как для диагностики, так и для операций и йодотерапии.

— На учете у нас находятся 2900 пациентов, 1900 нуждаются в лечении, — говорит заместитель главного врача по радиологической службе Галина Сильченко.

Новые возможности в диагностике...

...появились с введением нового корпуса. В частности, был закуплен позитронно-эмиссионный томограф, совмещенный с компьютерным томографом.

— С его помощью нам удается выявлять злокачественные новообразования небольших размеров. Мы вводим в организм меченую глюкозу, и за счет того, что большая часть опухолей очень активно ее поглощает, аппарат позволяет выявить те места, где она активно метаболизируется. Соответственно, мы видим те зоны, где находится опухолевая ткань, — объясняет Владимир Караник.

Такой метод диагностики используется, например, при злокачественных опухолях лимфатических узлов — лимфомах. А они, между прочим, нередко возникают в молодом возрасте.

— Все виды лимфом считаются потенциально излечимыми — при условии, что пациент обратился к нам в том состоянии, когда мы можем проводить лечение, — отмечает Владимир Караник. — И тут новое оборудование помогает не перелечивать больного. Ранее с опухолями на третьей-четвертой стадиях автоматически назначалось шесть-восемь курсов химиотерапии, причем достаточно агрессивной, из-за чего в дальнейшем пациент мог столкнуться с другими проблемами (кардиологическими, индуцированными опухолями, которые появляются через некоторое время после лечения). Выполнение позитронно-эмиссионной томографии после четырех курсов химиотерапии позволяет определить, что активной живой опухоли у пациента нет и соответственно не требуется дальнейшая химиотерапия. Кроме этого, ранее при лечении определенных лимфом мы применяли более агрессивные режимы лечения, а теперь начинаем со стандартных и после двух курсов оцениваем эффект. Если он положительный, нет смысла усиливать лечение.

Используются новые возможности диагностики и во время назначения пациенту лучевой терапии, которая также применяется для лечения лимфом. Если раньше поля облучения определялись с определенным запасом, то сейчас их можно определить абсолютно точно.

— Уменьшение полей облучения — это опять же более легкая переносимость и снижение риска поздних осложнений у пациента, — объясняет Владимир Караник.

Когда у пациентов, находящихся после лечения под наблюдением, выявляются изменения, и возникает вопрос, что это — рецидив болезни или рубцы после лечения — позитронно-эмиссионная томография показывает, есть ли активное накопление глюкозы, и позволяет точно поставить диагноз. Так же, как и пациентам, которых ждет большая рискованная операция.

—  Мы должны быть уверены, что даем больному шанс на выздоровление, это значит, что вся опухолевая ткань, которая есть в организме, во время операции будет удалена. Только в таком случае есть смысл идти на риск и выполнять сложное хирургическое вмешательство с возможными осложнениями. Если мы во время позитронно-эмиссионной томографии видим, что имеются не выявленные другими методами метастазы в других органах, то выполнение этой операции бессмысленно, —  говорит главный врач.

Изотопы для позитронно-эмиссионного томографа с начала этого года доставляются в минский онкодиспансер из Боровлян. Там, в ПЭТ-центре РНПЦ онкологии и медицинской радиологии имени Н. Н. Александрова, есть еще три таких аппарата и циклотронный комплекс, который производит для них изотопы. Дело в том, что период их полураспада составляет всего около двух часов, поэтому привезти их из-за границы или доставить в отдаленные регионы страны невозможно. А оснащение позитронно-эмиссионным томографом столичного онкодиспансера позволило расширить доступ к этому методу диагностики.

От открытых операций до малоинвазивных

В следующем году должен быть введен в строй 9-этажный корпус диспансера. Это позволит существенно улучшить условия для хирургической службы, в частности, там разместится пять новых операционных залов, оснащенных в том числе и эндоскопическим оборудованием для выполнения малоинвазивных операций.

— С прошлого года при опухолях кишечника мы начали активно использовать в том числе и эндоскопическую технику. Операции на кишечнике часто требуются пациентам старших возрастных групп — 80-85 лет, и лапароскопическое оборудование позволяет снизить объем операционной травмы, риск послеоперационных осложнений. В новом корпусе каждая операционная будет оснащена эндоскопической стойкой. У нас достаточно подготовленных специалистов, и они готовы более широко применять лапароскопическое оборудование в урологии, гинекологии, проктологии, в хирургии органов грудной клетки, — подчеркивает главный врач.

Сегодня нередки нарекания, что доступ к высокотехнологичным методам диагностики, таким как компьютерная или магнитно-резонансная томография, непростой. В новом корпусе дополнительно появится три компьютерных томографа, один из которых передвижной, что позволит проводить обследования даже в реанимации в послеоперационный период. Также будет установлен еще один магнитно-резонансный томограф, четыре линейных ускорителя.

—  Учитывая, что методы диагностики и лечения и далее будут совершенствоваться, а население продолжит стареть, новое оборудование будет востребовано, а доступ к лечению и диагностике уже в скором времени упростится, —  уверен Владимир Караник.

Елена КРАВЕЦ

Фото Татьяны ТКАЧЕВОЙ

Название в газете: Перамагчы і жыць далей

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.

Энергетика

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

А среди стран ЕАЭС — на первом месте.

Молодежь

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Финалистка проекта «Академия талантов» на ОНТ — о творчестве и жизни.

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.