Вы здесь

Как педагоги и профессионалы IТ-сферы нашли общий язык?


«Я педагог, глубоко «застрявший» в инновациях, но для меня это было как выход в открытый космос без скафандра», — поделилась своими эмоциями от участия в первом хакатоне для педагогов и айтишников учительница русского языка и литературы из солигорской СШ № 5 Елена ВОЛКОВА.

«За эти два дня было все: страх, радость, смех, доброта, неисчерпаемые слова поддержки, мастер-классы, общение, новые знакомства, нетворкинг, снова страх и мой девиз на презентации «Беги или умри», потому что вложить в три минуты всю идею проекта — это, скажу я вам, очень сложно! Но мы справились! Научились! Стали крутыми! И очень хочется верить в то, что продолжение будет... Я до сих пор не могу прийти в себя от эмоционального подъема и вдохновения! Бесценно, когда в голове рождается сотня идей и ты чувствуешь, что способен на многое», написала на своей странице в «Фейсбуке» учительница русского языка и литературы столичной гимназии № 38, преподаватель в частной школе STЕАM Анастасия ГОНЧАРОВА.


Помочь и... получить удовольствие

Тестируется мобильное приложение, позволяющее сконструировать и рассмотреть пространственные фигуры в режиме дополненной реальности.

Первый в Беларуси образовательный хакатон ЕduTHОN должен был дать ответы на многие вопросы. Например, смогут ли педагоги и профессионалы из IТ-сферы найти общие интересы? Насколько непреодолима пропасть, что отделяет айтишников от проблем и нужд современной школы? Как каждая из сторон видит одну и ту же ситуацию? И что может получиться, если им все-таки удастся объединить свои усилия? С инициативой проведения хакатона выступила Ассоциация «Образование для будущего», а поддержала это смелое начинание компания РаndаDос.

Для участия в мероприятии собрались около трех десятков педагогов из Бобруйска, Пинска, Сморгони, Светлогорска, Барановичей, Борисова, Радошковичей, Смолевичей, Марьиной Горки, Минска и других городов. Среди них были учителя физики, математики, информатики, биологии, музыки, белорусского и русского языка и литературы, истории, дополнительного образования, психологи... Если для «айтишников» хакатоны давно стали будничным делом, то для абсолютного большинства педагогов это был первый подобный опыт.

Открывая ЕduTHОN, Сергей БОРИСИК, технический директор и соучредитель РаndаDос, подчеркнул: «Помогая учителям, мы делаем важный вклад в будущее нашего общества. В поисках перспективных сотрудников многие IТ-компании фокусирует сегодня свое внимание преимущественно на университетах, мы же работаем на долгосрочную перспективу. Для меня поддержать хакатон — просто большое удовольствие. Очень хочется помочь, но нужно знать, как именно мы можем помочь образованию? Возможно, педагогам будет полезен опыт проектной работы в IT, потому что процесс разработки программного обеспечения — это именно проектная работа. Мы можем научить их тому, как большую идею разбить на маленькие части, выделить главное, установить четкие критерии успешности. А учителя могли бы затем передать этот опыт своим ученикам».

Сергей Борисик: Очень хочется помочь, но нужно знать, как именно мы можем помочь образованию?

— А я чувствую к вам легкую зависть и легкое сочувствие, так как прекрасно знаю, насколько напряженными будут два проведенных на хакатоне дня. Но после них вы обязательно преобразитесь, так просто уже не сможете быть прежними, — пообещал педагогам директор Ассоциации «Образование для будущего» Александр ХОМИЧ.

Геометрия в 3D

Впрочем, как оказалось, опыт самопрезентации своей идеи может оказаться чрезвычайно полезен не только педагогам, но и айтишникам: они тоже пришли на хакатон с определенными замыслами, которые хотели бы осуществить. Но идею надо уметь «продать», а для этого ее необходимо завернуть в яркую упаковку, придумать маркетинговый ход и доступно преподнести аудитории. На выступление участникам отводилось всего 60 секунд. И не все с поставленной задачей справились. Были очень классные идеи, которые, к сожалению, не нашли поддержки. Например, по созданию ресурса, который бы позволял погрузиться в игру с изменением законов физики, окунуться в мир фантастики Стругацких (физика может быть увлекательной и понятной!). Или разработать проект, который поможет детям запоминать сложные термины, определения, правила по различным школьным предметам — своеобразную базу «запоминалок» вроде «Долго ели торты, не налезли шорты...». Предлагалось также создать ресурс в помощь учителям для формирования у подрастающего поколения навыков «человека будущего» (знаменитые четыре К: коммуникация, кооперация, критическое мышление и креативность).

В лучших традициях хакатонского «жанра» участники должны были образовать команды, сформулировать идею, совместными усилиями проработать ее возможную реализацию при помощи современных технологий и предложить командный проект или даже готовую программу на суд жюри. Всего образовалось девять команд. Следует заметить, что «айтишники» достались не всем. А кому-то, наоборот, сильно повезло: в команде «Стереометрия АR» педагоги оказались даже в меньшинстве. Сотрудники компании по созданию высокотехнологичных решений в дополненной реальности АR.TЕАM пришли на хакатон вместе со своим директором Константином Петрашко.Команда AR.TEAM делится впечатлениями от двухдневной совместной работы в творческой лаборатории с педагогами.

Кстати, самому юному представителю команды Алексею ПИЛЮГИНУ всего 16 лет (юноша учится в 10-м классе минской средней школы № 83), но это был уже девятый (!) хакатон в его жизни. А первый подобный опыт он получил в 14 лет. «Правда, чтобы меня приняли в команду, я тогда немножечко« солгал» — сказал, что мне на два года больше, — смеется Алексей. — Признаюсь, что я очень люблю хакатонить, даже ездил с этой целью в Москву. Для меня хакатон — в первую очередь, возможность найти единомышленников, познакомиться с интересными людьми». На одном из таких мероприятий на парня обратил внимание Константин Петрашко, и пригласил его присоединиться к «АR.TЕАM» — и вот уже около года перспективный программист работает в его команде.Алексею Пилюгину всего 16 лет, но это был уже девятый (!) хакатон в его жизни. На парня легла основная нагрузка по созданию мобильной программы.

Кстати, на ЕduTHОN на Алексея легла основная нагрузка по созданию программы и он с ней отлично справился. Но идея, которую разрабатывала команда «Стереометрия AR» — мобильная программа, которая позволяет сконструировать и рассмотреть пространственные фигуры в режиме дополненной реальности, — все-таки принадлежала педагогу. Ее предложила Ирина Адамович, учитель математики из борисовской средней школы № 20 и руководитель STЕM-центра, созданного на базе этого учебного заведения.

«Банды» энтузиастов

После 20 часов напряженной работы пришло время представлять жюри свои проекты. На итоговый питч командам дается всего три минуты. В результате в отведенный хронометраж вписалась только одна команда «Учиться легко».

— Вспомните, когда вы учились в школе, приходилось ли вам наверстывать пропущенный из-за болезни материал? Коллеги, поднимите руку те, кому пришлось отрабатывать с учащимися пропущенное, оставаясь после занятий? Уважаемые родители, а вы не объясняли своему ребенку темы, которые прошли мимо него, потому что он долго отсутствовал в школе? — задавала вопросы аудитории член команды Анастасия Гончарова. — «Витамин знаний» — это интернет-платформа, которая помогает учиться детям, которые долго болеют, через сеть, причем в интерактивной форме. Учебный материал будет на ней представлен по всем классам и темам, но изложен в «облегченном» виде: это могут быть 15-минутные видео, картинки, мультики, тесты, игровые форматы... Позже планируем добавить на платформу материалы для обучения детей с особенностями развития (дислексией, слабослышащих и слабовидящих), организовать возможность видеосвязи с классом.

Команда "Професс и Я" трудится над профориентационной проектом

Интересно, что команда «Витамин знаний» взяла на хакатоне два главных приза: от компании ЕРАM — в номинации «Социальные образовательные нужды» и специальный приз от технического директора компании РаndаDос в размере 1000 долларов.

— Именно у девушек была самая интересная командная работа. Наблюдать со стороны за тем, как они взаимодействовали, было очень круто, — объяснил свой выбор Сергей Борисик. — К сожалению, им не достались «айтишники»...

В команду-победителя кроме Анастасии Гончаровой вошли Татьяна Богданович (учитель физики из бобруйской СШ № 10), Виктория Колотюк (учитель математики и информатики, СШ № 1 из Пружан), Марина Кулинович (учитель информатики и программирования, СШ, № 13, Бобруйск), Татьяна Войтко (учитель информатики со сморгонской СШ № 5), Ирина Митрофаненкова (учитель музыки из Лошницкой гимназии Борисовского района), Татьяна Пархомчук (учитель биологии) и Елена Шумак (учитель русского языка и литературы) — обе представительницы пинской гимназии № 2. Девушки признались, что когда в первый день поняли, что остались без «айтишников», их охватил страх, но потом взяли себя в руки...

Приз от компании BigDаtа Tесhnоlоgiеs в номинации «Технологии XXI века» получила команда «Стереометрия АR». Их программа для мобильных устройств MАTH RЕАLITY позволяет учителям самостоятельно делать визуализацию фигур для задач по стереометрии. Это инструмент, при помощи которого можно создать 3D-модель, чтобы школьники увидели объемную фигуру. Можно покрутить в воздухе виртуальные призмы или пирамиды. На момент тестирования было создано уже более 100 фигур. Мобильная программа позволяет сделать процесс обучения более зрелищным и эффективным, особенно для учеников, лишенных пространственного мышления.

Ассоциация «Образование для будущего» выбрала своего победителя. Им стал проект «UKI диктанты». В команду объединились три учителя, программист, аналитик и РR-менеджер, чтобы вместе решить проблему грамотности населения. Персональные онлайн-диктанты внутри гаджета позволяют войти в программу, выбрать любой язык, тему, пройти диктовку (текст начитывается заранее) и тут же проверить свои ошибки. Ключевым преимуществом программы является онлайн-консультация преподавателя и возможность каждому педагогу создавать тексты под свои конкретные нужды.

Команда-победитель работает над проектом "UKI диктанты".

Первый совместный образовательный хакатон финишировал. Будет ли продолжение? Во время награждения победителей компания ЕРАM объявила о своем намерении принять участие в организации следующего ЕduTHОN! Это сообщение все встретили аплодисментами. Как очень метко заметила одна из участниц, такую ​​концентрацию умных и идейных людей можно встретить очень редко. Одиночки в нашем мире выживают с трудом, и учителям-энтузиастам работать в школах совсем непросто. Но если такой педагог приезжает на хакатон и встречает «банду» таких же, как он — это дарит ему надежду и вдохновение.Команде «Учиться легко» не достались «айтишники», но девушки не растерялись и... победили!

Программа для мобильных устройств MATH REALITY позволяет учителям самостоятельно делать визуализацию фигур для задач по стереометрии.

ЕduTHОN — это двухдневная творческая лаборатория, в ходе работы которой профессионалы из сфер образования и IТ собираются вместе, чтобы обменяться идеями, объединиться по интересам и создать минимальный рабочий продукт. Цель ЕduTHОN — придумать и попытаться быстро сделать проекты, которые сокращают разрыв между школой и современным обществом.

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото автора и Ассоциации «Образование для будущего»

Выбор редакции

Регионы

Что обсуждали на совещании органов местного самоуправления Брестчины в Пинском районе?

Что обсуждали на совещании органов местного самоуправления Брестчины в Пинском районе?

Благоустройство населенных пунктов и наведение порядка на земле.