Вы здесь

Какие из озвученных на TЕDхMinsk идей способны изменить жизнь к лучшему


Стоит ли хвалить детей и как вообще может воздействовать на человека похвала? Какие качества нужно ценить и воспитывать в подрастающем поколении в первую очередь: трудолюбие, усердие или фантазию? Почему чувствовать себя бедным и быть бедным — не одно и то же? Насколько рискованно ставить личные интересы работников компании выше корпоративных? Что значит выглядеть безвкусно? Можно ли соединить любовь к пиву с марафоном? Почему волков нужно защищать от человека, а не наоборот? Ответы на эти и многие другие вопросы можно было получить на конференции TЕDхMіnsk, которая прошла в стенах Купаловского театра под слоганом «Пробуждение разума». В этот день со знаменитой сцены звучали три языка: белорусский, английский и русский. А в фирменное красный круг TЕD выходили по очереди психолог, эколог, музыкант, невролог, креативный директор, теоретик моды, режиссер, любитель бега, эксперт в области телекоммуникаций и глава представительства Всемирного банка в нашей стране... Конференция TЕDхMіnsk 2019, генеральным партнером которой выступила компания VЕLСОM, стала по-настоящему мультитематической и мультиязычной.


Но почему был выбран именно этот слоган — «Пробуждение разума»? Миссия TЕD-движения во всем мире — находить, собирать и продвигать решения и идеи, способные дать людям и обществу импульс к развитию и позитивным переменам на самых разных уровнях — от локального до глобального. Человеческий разум — мощнейший инструмент, способный в буквальном смысле менять существующую реальность. Иногда достаточно одного толчка, чтобы направить скрытые в нем ресурсы в творческое, созидательное русло.

Выступления на TЕDх-конференциях имеют особый формат: это 18-минутная творческая презентация идеи одним автором, цель которой — создать яркое интеллектуальное шоу, способное вдохновить аудиторию.

Глобальные и локальные конференции TЕDх собирают большое количество зрителей по всему миру и еще больше онлайн-просмотров. Видеозаписи всех событий TЕD-конференций переводятся на несколько языков и размещаются в открытом доступе на официальном канале TЕD.соm.

Хвалить правильно!

Поговорить о похвале и комплиментах предложила участникам TЕDхMinsk профессор психологии Сitу Univеrsitу оf Nеw Yоrk Анастасия ЛИПНЕВИЧ, лучший молодой ученый по признанию Американской психологической ассоциации.

Анас­та­сия ЛИП­НЕ­ВИЧ: «Даже в таком структурированном предмете, как математика, положительные эмоции стимулируют творчество!»

— Абсолютное большинство людей любят, когда о них говорят что-нибудь приятное, — утверждает Анастасия. — Нам нравится, когда коллеги по достоинству оценили нашу идею или девушка, которая стоит за нами в очереди в кассу в супермаркете, одобрила нашу покупку. Казалось бы, почему для всех нас такое важное значение имеет одобрение со стороны других людей? И что думает об этом наука? Вопросами счастья, успеха, психологического комфорта занимается позитивная психология. Доказано, что положительные эмоции расширяют наше мышление, люди отходят от рутинных реакций и автоматически увеличивается возможность творческого решения задач. Например, мы установили, что студенты, у которых преобладал положительный эмоциональный фон, гораздо чаще предлагали творческие решения задач по геометрии. Даже в таком структурированном предмете, как математика, положительные эмоции стимулируют творчество!

Но обязательно нужно обращать внимание на то, как вы общаетесь с людьми, которые вас окружают, предупреждает Анастасия, какую обратную связь вы им обеспечиваете. Потому что все мы имеем склонность замечать и озвучивать то, что нам не нравится, гораздо чаще, чем хвалить друг друга. Но навык говорить что-то приятное можно натренировать! Это как научиться ездить на велосипеде...

Однако не все так просто, потому что результат похвалы очень зависит от контекста, в котором она прозвучала. Это подтверждает следующее исследование. В лабораторию пригласили две группы людей. Задача была на внимание: от них требовалось нажимать на экране компьютера точки, которые там появлялись. Первую группу сразу отвели к компьютерам, а членов второй — при встрече похвалили за какой-то предмет гардероба, вроде: «Ну как же мне понравилась ваша рубашка!» И вдруг выяснилось, что вторая группа справлялась с относительно простым заданием медленнее, допускала много ошибок.

— У членов группы, которых перед началом эксперимента похвалили, отобрали часть когнитивных ресурсов, — объясняет Анастасия. — И наверное, они какое-то время думали о том, как здорово, что я надел именно эту рубашку, а потому не могли полностью посвятить свое внимание поставленной задаче. Рабочая память человека может одновременно обрабатывать только от пяти до девяти единиц информации, это значит, что наши когнитивные ресурсы очень ограничены (а в понедельник утром мы можем обрабатывать еще меньше — примерно две единицы информации). Поэтому, когда вы проходите мимо ребенка, который играет на музыкальном инструменте, и вас тянет его похвалить, лучше не делайте этого, а подождите завершения процесса или какой-то логической паузы, потому что ребенку требуются все когнитивные ресурсы, которые у него есть. Мы знаем, что похвала добавляет уверенности в себе, а также усиливает положительный эмоциональный фон, поэтому хвалите детей обязательно, но делайте это правильно и вовремя.

А как похвала влияет на успешность учащихся? Во время одного из экспериментов студентам предложили написать эссе. Некоторые из них получали за свою работу оценки, другие — похвалу, а кто-то — детальный анализ с рекомендациями, как и что можно улучшить. И что заметили? В течение последних десяти лет проведения эксперимента студенты в группе, которую хвалят, не улучшают свое эссе так же эффективно, как в группе, где никого не хвалили. Выяснилось, что студенты интерпретируют похвалу педагога как сигнал — стараться больше не надо, все в порядке. Поэтому, если у вас есть проект, который нужно улучшить, старайтесь не просто хвалить, а давайте какие-то конструктивные советы, как это можно сделать. И только когда вы уже подошли к финалу и ничего улучшить больше невозможно, то хвалите. Но хвалите конструктивно. Фразы вроде «Ты молодец!» или «Ты самый лучший» не являются конструктивной похвалой. Если вы говорите детям постоянно «Какой ты у меня умный», «Ты просто вундеркинд» или «Ты гений!», такого рода похвала может привести к формированию фиксированного взгляда на собственные способности. Такие дети намного реже идут на интеллектуальные риски, они будут избегать ситуаций, когда их видение себя может быть поставлено ​​под удар. Хвалить детей все-таки надо, но за конкретные достижения и успехи!

Вкладывать душу и сердце

Алекс КРЕМЕР: "Креативность и фантазия — главные качества, за которые нужно награждать детей".

А задумывались ли вы, почему те или иные страны становятся успешными? — поинтересовался у гостей TЕD глава представительства Всемирного банка в Республике Беларусь Алекс КРЕМЕР. — И от чего зависит производительность нашего труда? Известно, что примерно 55 процентов успеха приходится на наши способности, но этот аспект сокращается, зато вклад мотивации растет, и сегодня от нее зависит уже третья часть результата.

— Если посмотреть на данные, собранные по всему миру, то можно увидеть, насколько по-разному чувствуют себя люди на своих рабочих местах. «Считают ли они свою работу идеальной?» — поинтересовались у них. Среди довольных оказались жители южноазиатских стран и Северной Америки. А вот в странах бывшего социалистического блока, особенно СССР, большинство людей своей работой не довольны. Они демотивированы, поскольку чувствуют себя бедными. Несмотря на то, что эти страны намного богаче, чем, например, многие страны Юго-Восточной Азии или Африки, их граждане чувствуют себя беднее, чем есть на самом деле. Если вы спросите у белорусов, россиян, украинцев, достаточно ли у них денег, то с большой долей вероятности получите отрицательный ответ. Для них работа — это результат обмена усилий на деньги, по большому счету удовлетворение своих базовых потребностей.

Алекс Кремер рассказал, что последнее исследование, которое было проведено в Беларуси, показало, что примерно две трети опрошенных главной мотивацией для работы назвали высокий заработок, но при этом работать им хотелось бы меньше.

— И здесь автоматически возникает много вопросов. Значит, у них нет ощущения, что они делают что-то на самом деле важное, куда нужно вкладывать свою душу и сердце? — рассуждает Алекс Кремер. — Они уверены, что все, что от них требуется, — это усердие и трудолюбие, и никто не заинтересован в творчестве и креативном подходе, так как они не оцениваются работодателем. Между тем, список стран, где в детях очень высоко ценят усердие, возглавляют страны бывшего социалистического блока. Однако там совсем на поощряется и не вознаграждается фантазия детей. А, например, в таких экономически успешных странах, как Нидерланды, Япония, Германия, считают, что креативность
и фантазия — главные качества, за которые нужно награждать детей.

Алекс Кремер подчеркивает: «Нам, экономистам, нужно изучать мотивацию в различных секторах глобального сообщества. Мотивация — это одна треть успеха, и мы не должны ее игнорировать! Это не просто вопрос психологии, а стратегический вопрос для народов! Необходимо осознать, что успешными и состоятельными будут те из них, которые вкладывают в свою работу душу и усилия. Будущее каждой страны зависит от фантазии ее детей в такой же степени, как будущее всего мира зависит от фантазии народов».

Работать с талантами

Илья КУХАРЕВ: "Чем более однородный состав вашей команды, тем она слабее, даже если там собрались одни "звезды”.

— 14 лет я руковожу людьми, которые придумывают креативные идеи в рекламных агентствах. И хочу заметить, что градус незаурядности и требований к этой незаурядности в работе серьезно повысился, — утверждает креативный директор агентства Gеtbоb Илья КУХАРЕВ. — Сегодня никто не хочет чувствовать себя наемным персоналом. Намного более вдохновляющим мне видится управление талантами, и тут вопрос не только в другой формулировке, а в другой философии. Стоит ли нанимателям подстраиваться под каждого? Тот, кто считает, что это роскошь, ошибается. Доказано, что чем более однородный состав вашей команды, тем она слабее, даже если там собрались одни «звезды». Поэтому для повышения эффективности нужно создавать команду из разноплановых людей, работать с личностями. Должностные инструкции у всех очень похожи, но нужды у людей разные, поэтому необходимо подумать о персональном карьерном коучинге.

Тенденция последних лет — все молодые сотрудники требуют почти мгновенной обратной связи, оценки сделанного ими проекта, подготовленной презентации и т.д. Да, это накладывает на их руководителей дополнительную нагрузку, но если тебе обеспечивают обратную связь, ты быстрее учишься, растешь и, самое важное, видишь смысл в своей работе. Обратная связь стала более ценной, чем любые премии за переработки. Главное — даже в рутинных ежедневных задачах видеть смысл и пользу как для себя, так и для компании. «Все, я больше не могу, уволь меня», — это самое худшее, что можно услышать от одного из самых талантливых работников компании. Он честно признается, что былого драйва уже нет. И нам критически важно найти ту потребность, которая лежит в основе мотивации. Важно обеспечить его обратной связью, чтобы он мог идти с открытыми глазами к реализации своей цели... Мы должны помочь человеку создавать свой личный бренд и получить большую значимость и большую цену на рынке труда...

Конференции TЕDх (локальные мероприятия, организованные по стандартам и лицензии глобального TЕD) проводятся по всему миру с 2009 года. Изначально темы выступлений на конференциях в формате TЕD ограничивались тремя направлениями: технологии, развлечения и дизайн (Tесhnоlоgу, Еntеrtаinmеnt, Dеsign). Но с течением времени тематика конференций расширялась, и сегодня они знакомят людей со всего мира с передовыми идеями в самых разных областях науки, культуры, бизнеса и других направлений деятельности человека.

Надежда НИКОЛАЕВА

Выбор редакции

Общество

Индикатор женских проблем. Почему в декольте главное не красота, а здоровье?

Индикатор женских проблем. Почему в декольте главное не красота, а здоровье?

Часто непонятный «шарик» может быть, например, фиброаденомой.

Общество

Хормейстер Нина Ломанович: Можно выходить замуж, если жизнь женщины после этого улучшится

Хормейстер Нина Ломанович: Можно выходить замуж, если жизнь женщины после этого улучшится

Главному хормейстеру Большого театра 27 августа исполнилось 70 лет.