Вы здесь

Вышел второй том «Истории белорусской государственности»


Недавно в Институте истории Национальной академии наук Беларуси свет увидело новое издание второй том «Истории белорусской государственности». Он посвящен «Белорусской государственности в период Российской империи (конец XVIII в начало ХХ века)». Это вторая книга пятитомника, причем сейчас она вышла на русском языке, но вскоре увидит свет и по-белорусски. О том, почему назрела необходимость такого издания в нашем обществе, что интересного содержит эта книга корреспондент «Звязды» расспросила ее составителей.


— История белорусской государственности в период Российской империи... Сложно поверить, что в то время у нас была своя государственность.

— Важно понимать, что шла борьба, происходили процессы, которые способствовали восстановлению белорусской независимости, так как она бывает в разных формах, — объясняет заведующий отделом истории Беларуси Нового времени Института истории НАН, кандидат исторических наук Андрей УНУЧЕК. —  В конце XVIII века историческая государственность, которая существовала в форме Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой, была потеряна. Но не была потеряна идея восстановления этой государственности. Не были утрачены идеи, принципы, согласно которым жила политическая элита. На страницах книги представлены важнейшие этапы борьбы нашего народа за восстановление своей страны.

—​ Какими были основные составляющие тогдашней государственности?

— Как уже упоминалось, в результате разделов Речи Посполитой наша историческая самостоятельность была потеряна. Власти Российской империи не согласились даже на автономию. Территория бывшего ВКЛ была разделена на шесть губерний, которые управлялись российскими губернаторами и были названы по географическому принципу — Виленская, Ковенская, Гродненская, Минская, Витебская, Могилевская. Власти стремились максимально унифицировать указанные губернии с российскими, так как на государственном уровне де-факто не признавалось существование отдельного белорусского народа. Бытовала концепция триединого русского народа, который составляют великорусы, малорусы и белорусы. А поскольку нет отдельного народа, то и о какой-то форме автономии не могло быть речи. Тогдашнее же общество Беларуси, наши предки, не принимали такой точки зрения и всеми средствами старались сохранить свою самобытность, как фундамент будущей реализации идеи белорусской государственности. Им приходилось постоянно доказывать, что белорусы — это самостоятельный народ, а белорусский язык —самостоятельный язык. К тому же абсолютное большинство представителей наших образованных кругов считало разделы Речи Посполитой несправедливыми. Это подтверждают многочисленные восстания, заговоры, борьба в форме общественных движений, политических партий, которые ставили своей целью восстановление Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой. Такой была основная ось белорусской истории конца XVIII — начала ХХ века. Пока в 1917 году, после коллапса Российской империи, на Первом Всебелорусском съезде представители Беларуси не заявили, что берут ответственность за судьбу страны в свои руки.

— Можно ли обозначить, какие делались попытки, чтобы восстановить белорусскую государственность, чтобы не допустить полной унификации?

— Здесь разворачивалось национально-освободительное движение. Фактически оно началось еще во время разделов Речи Посполитой, в том числе восстанием Тадеуша Костюшко. Это движение стремилось не допустить окончательного исчезновения Речи Посполитой. А когда она все-таки была разделена, то представители белорусского общества ставили своей целью вернуть государственность. Основной фигурой здесь являлся Кастусь Калиновский. В «Письмах из-под виселицы» он призывал бороться «за своего Бога, за свое право, за свою славу, за свою Родину». Это и стало национальной идеей белорусов в XIX начале XX века.

— Какова роль освободительных восстаний XIX века в истории белорусской государственности?

— Сам факт восстаний свидетельствовал о том, что общество Беларуси, при том в нескольких поколениях, было категорически несогласно с положением вещей, сложившимся тогда на наших землях. Большое количество людей не просто не соглашалось — они стояли с оружием в руках, и готовы были пожертвовать жизнью за свои идеалы. Восстания же не возникали на ровном месте, это крайняя форма борьбы. На страницах книги указывается, сколько существовало проектов мирного решения вопроса автономии земель бывшего ВКЛ в составе Российской империи, но власти, к сожалению, никак на это не реагировали, заявляя, что белорусам якобы ничего не нужно, а все требования — «польская интрига» . Дело в том, что белорусами правительство считало преимущественно православное крестьянство, а шляхту и в принципе всех католиков — «поляками». В исторической перспективе такой подход значительно ослабил связь центра с «западными окраинами». Очень интересной является эволюция целей, которые ставили перед собой разные поколения местной элиты. Если в первой половине XIX века альфой и омегой было достижение политической независимости от России земель бывшей Речи Посполитой в границах до 1772 года, то во второй половине XIX века, и особенно в начале ХХ века, политическое обособление от Российской империи уже рассматривалась как средство, при помощи которого должно состояться национально-культурное возрождение белорусского народа. Еще один из ключевых моментов — это то, что в восстании 1863—1864 годов уже звучал белорусский язык, проговаривался повстанческий пароль (и он помещен в книге): «Кого любишь? Люблю Беларусь. Это взаимно!»  («Каго любіш? Люблю Беларусь. То ўзаемна!») Именно тогда был фактически сформулирован важнейший принцип белорусского патриотизма —  «Любить Беларусь». Позже и гомоновцы, и нашенивцы стали говорить уже о белорусской национальной государственности. И уже в 1917 году Белорусский национальный комитет поставил своей целью юридическое оформление белорусской государственности, состоялся Первый Всебелорусский съезд, оформились БНР и БССР.

Расскажите подробнее о способах унификации белорусских земель с российскими, описанных в издании.

 Вводилось российское административно-территориальное деление на губернии, уезды, волости. Происходило внедрение российского законодательства и русского языка. Были введены российские деньги. После восстания 1830—1831 годов начала вводиться российская система образования. После восстания 1863—1864 годов проводилась политика расширения российского землевладения и замены чиновников выходцами из российских губерний. Была запрещена печать на белорусском языке латиницей. Было ликвидировано местное самоуправление. С самого начала пребывания Беларуси в составе империи осуществлялся разбор шляхты, была введена рекрутская повинность и многое другое.

Можно ли определить результаты пребывания Беларуси в составе Российской империи?

— Результаты были разные. В Беларуси, например, было ликвидировано высшее образование. С другой стороны, в период Российской империи название «Беларусь» распространилось на все белорусские земли, начала формироваться современная белорусская нация. В 1897 году около 5,5 миллиона белорусов назвали белорусский язык родным. Благодаря восстанию белорусские крестьяне, после отмены крепостного права, жили в лучших условиях, чем российские. Важно и то, что удалось сохранить поликонфессиональный характер белорусского общества. Несмотря ни на что родилась белорусская национальная интеллигенция. Она сформулировала основные постулаты белорусской национально-государственной идеи и реализовала их после распада империи.

 Своевременно ли «История белорусской государственности» появилась в нашем обществе?

— Хочу отметить, что это принципиально новое издание. Такой книги нет ни в одной стране мира, отвечает заведующий центром новой и новейшей истории Беларуси Института истории НАН, кандидат исторических наук, доцент Николай Смехович. — Есть «История российского государства», «История Франции», «История Англии» и другие. А вот книг по истории государственности нет нигде. Впервые в мировой историографии произошел прорыв в отношении подготовки и издания нового поколения научной литературы под названием «История государственности». Важно помнить, что реализация национального права на государственность зависит от элиты, от ее способности реализовать это право создать собственное государство. Если элита оказывается неспособна осуществить его дальнейшее развитие, то оно, конечно же, может остановиться.

— Можно предположить, что в стране назрела потребность выхода такой книги, целого пятитомника, посвященного истории белорусской государственности? Значит, сегодня мы хотим больше знать о своей государственности.

Действительно, обществу важно, чтобы ученые готовили и издавали книги такого содержания как «История белорусской государственности». Почему назрела такая необходимость? С одной стороны, наша государственность имеет тысячелетнюю историю. Просто нужно это конкретизировать и донести до каждого гражданина. С другой стороны, не все наши соседи и страны, которые взаимодействуют с нами, осознают, что наша самостоятельность имеет такие давние корни. Эти страны, не имея такого осознания, постоянно пропагандируют и вынашивают идеи, которые идут вразрез с интересами белорусского народа, в том числе построения нашего современного государства: они подвергают сомнению историю нашего суверенитета. Поэтому такие издания фундамент и основа идеологии белорусской государственности. Идеология же самого государства это Конституция.

— Вы говорите, что не все наши соседи осознают тысячелетнюю историю белорусской государственности. Однако осознаем ли ее мы сами?

— Для того чтобы в обществе было такое осознание, нужно, чтобы оно базировалось на определенных идеях и знаниях. Если этой базы нет, то формирование правильного понимания встречает большие трудности — даже на уровне школы, университета. А если люди не получили систематической информации, то сегодня интернет может дать им совершенно другую интерпретацию и освещение событий. Поэтому для некоторых людей вопрос «кто мы?», «белорусы?» — до сих пор остается нерешенным. Но благодаря тому, что подготовлена и выходит новая генерация литературы, многие сложные моменты четко прояснятся. И такой вопрос в принципе будет невозможным.

В ближайшее время планируется ввести новый учебный курс «История белорусской государственности». Для него готовится специальный учебник. А будут ли использоваться в нем издания, о которых мы ведем речь?

— Вопрос поставлен правильно. Перед тем, как вводить определенные курсы в высшем учебном заведении и перед тем, как составлять некоторые программы учебно-воспитательного процесса, нужно иметь базу, причем академическую. А не ту базу, которую подготовили один-два автора, и свои учебные пособия будут выдавать за научную истину. Это примитивный подход, не выдерживающий апробации современными реалиями. Ведь одно дело, когда один-два автора готовят учебник, в котором выражают свое личное мнение, но совсем другое, когда готовятся фундаментальные издания, которые и становятся учебниками.

Когда планируется выход следующих томов «Истории белорусской государственности»?

— Мы предполагаем, что он состоится в этом году. Однако возможно, что для последнего, пятого, успеем только сдать рукопись в издательство. В каждом томе будут подготовлены принципиально новые параграфы: «Становление белорусской нации и национальной идеи» и прочее. Важно, что впервые в отечественной историографии в таком формате выходит история белорусского народа и нации.

Нина ЩЕРБАЧЕВИЧ

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.