Вы здесь

Все, что нужно знать о сносе пустующих домов


В связи с наличием в нашей стране в сельской местности более 30 тысяч старых домов и более 10 тысяч пустующих зданий для совершенствования порядка включения таких домов в оборот, сокращения расходов при их продаже, уменьшения бумажного документооборота в прошлом году появился Указ Президента «О пустующих и старых домах» № 357.

Ранее порядок работы с такими домами регулировал Указ № 100. За все время в целом по стране было снесено более 47 тысяч домов, ряд объектов нашли новых собственников. После принятия Указа № 357 прошло чуть более полугода. Особенности нововведений «МС» пояснила заместитель начальника управления — начальник отдела правового обеспечения земельных отношений, геодезии и картографии юридического управления Государственного комитета по имуществу Антонина Торбина.


Указ вступает в силу частями

Через три месяца после опубликования Указ № 357 вступил в силу в отношении старых и пустующих домов, что находятся в сельской местности, через полгода — в отношении таких домов, расположенных в областных центрах и Минске. А через год указ окончательно вступает в силу, в части того, что все местные исполнительные комитеты должны сформировать реестры пустующих и ветхих домов и разместить на сайте информацию о них.

До этого они пока проводят практическую работу. Согласно нормам указа, создаются комиссии и начинается обход территории с целью формирования соответствующих реестров. Поскольку ранее реестры старых домов, расположенных в сельской местности, не велись, то сейчас эта работа только начинается. По пустым домам в трехмесячный срок местные власти перенесли в новые реестры информацию о таких домах, которая содержалась в регистрах учета. Новые объекты только сейчас они начинают находить, после обследования всей территории.

Именно информацию по пустым домам местные специалисты разместили на сайтах районных исполнительных комитетов. Плюс по тем объектам, которые ранее были включены в эти реестры, они провели работу с учетом новых подходов Указа № 357. Кстати, разрешается сегодня не тратить бюджетные средства для сноса этих объектов, а при спросе на них передавать указанные земельные участки только при соблюдении определенных условий. Среди которых — финансирование сноса зданий, в отношении которых принято соответствующее решение, или непосредственно снос объектов.

Единые рекомендации для одинакового понимания

Сегодня изменился подход к определению критериев пустующих и ветхих домов в принципе, отмечает Антонина Торбина. Те, которые ранее подпадали под характеристику пустующих, сегодня по указу уже могут не быть такими. Так, например, ранее пустующим дом признавался в случае, если в течение трех лет люди проживали в каждом календарном году в нем меньше месяца. Теперь же дом не признают пустующим, когда там в течение трех лет собственник жил хотя бы один день.

Новый указ также позволяет исполкому принимать решение об исключении определенных домов из реестра, которые ранее туда были включены, но отпали основания их считать принадлежащими к соответствующей категории.

Кстати, есть постановление Совета Министров № 878 от 6 декабря 2018 года, которым определен порядок опубликования сведений, порядок ведения этих реестров. Формы реестров утверждены, так же как и порядок организации аукционов по продаже пустующих домов и по продаже пустующих домов без аукционов. Сегодня для работы исполкомом создана необходимая нормативная база. Сейчас необходимо непосредственно выходить на место. Правда, иногда возникают вопросы в практической деятельности, поэтому при поступлении соответствующих запросов Госкомимущество объясняет их досконально. Скорее всего, какие-то рекомендации на определенные ситуации будут разосланы во все исполкомы, чтобы указ был более эффективно реализован на практике.

Есть крупный проблемный регион

— В принципе по стране ситуация с пустующим и старыми домами достаточно разная, — дает свою оценку Антонина Сергеевна. — Определенная информация существует только по пустым домам. Конкретные цифры мы будем иметь только через год после принятия указа — в сентябре. Среди регионов можно выделить Гомельскую область, где таких объектов действительно много. Если в 2017 году в областях было включено в реестр по пустым домам в среднем по 300-400 объектов, то на Гомельщине этих зданий было более тысячи. С этой местности люди в свое время массово уезжали вследствие трагедии на ЧАЭС. Жилая недвижимость долгое время пустовала. Многое разрушалось.

Пустые и старые дома присутствуют практически во всех районных центрах страны. В Беларуси нет региона, где из сельской местности люди не уезжали бы в города.

На заметку — каждые полгода

Теперь, согласно указу, комиссия должна обследовать всю свою территорию, за которую она несет ответственность в формировании реестра, каждые полгода. Кроме того, специалисты будут визуально осматривать и оценивать на соответствие этим критериям (каким считать: старым или пустующим зданием), представители комиссий станут опрашивать людей, которые могут иметь информацию о собственниках. Если в эти шесть месяцев подтверждается, что никто сюда не приезжал, не проживал в жилом доме, то этот объект автоматически станет «на заметку». Потом, каждые полгода этому объекту будет уделено самое пристальное внимание. Если здание в аварийном состоянии — тогда надо в течение года за ним наблюдать (чтобы люди там не проживали), после чего дом может быть признан старым. Чтобы признать дом пустующим — надо быть уверенным, что там никто не живет в течение трех лет.

Если что, то и собственник не нужен

Со вступлением в действие нового документа все стало более понятно для исполкомов. Раньше, чтобы назвать жилой дом старым и дальше с ним работать, необходимо было признать его непригодным для жилья. А эта административная процедура имела в виду обязательное личное участие собственника этого дома, нужно была его согласие. А перед тем необходимо было сначала его найти. Все это вместе было практически невозможно сделать. Тогда исполкомы шли по процедуре пустующих домов. Фактически дом подпадал под категорию старого, а находился в реестре пустующего, потому что процедуру предварительного признания его непригодным для проживания без собственника пройти было невозможно. Поэтому исполкомы, пытаясь навести порядок на земле, использовали все механизмы предварительного «сотого» указа. Сейчас эти понятия четко разделили. Для того чтобы дом признали старым, он должен находиться в аварийном состоянии или угрожать обвалом.

Теперь урегулированы вопросы,если  собственника нет или он не идет на контакт. Здесь действует схема, по аналогии с пустующим домами. В этом случае также будут работать с такими объектами — размещать информацию на сайте, заниматься поиском этого человека, но... Если его не найдут и по истечении года после опубликования информации в СМИ он не объявится, не будут приняты меры для восстановления жилого дома либо никто не обратится за получением разрешения на его реконструкцию, то согласно Указу № 357 будет считаться, что собственник такого дома отказался от права собственности на эту недвижимость. А в отношении этого старого дома будет применяться соответствующая процедура. Он по решению суда будет поступать в коммунальную собственность, без всякой выплаты компенсации собственнику. Ранее этот вопрос не был урегулирован.

Антонина Торбина напоминает: кроме Указа № 357 в законодательстве есть другие правовые механизмы, позволяющие навести порядок на земле. «Так, например, исполкомы ставили на учет даже те объекты, от которых фактически остался только фундамент. А его объявляли пустующим и шли в суд, чтобы признать его бесхозным. Сегодня мы объясняем эту ситуацию таким образом.

Если фактически дом погиб, то эта гибель влечет за собой прекращение прав на него. То есть в такой ситуации исполкомам не нужно проходить всю процедуру, чтобы прекратить в Едином государственном регистре недвижимого имущества и прав на него и сделок с ним запись об этом объекте. Сегодня у нас есть механизм, позволяющий составить акт гибели на этот объект и зарегистрировать прекращение его существования и прав на него по заявлению местного исполнительного комитета, не дожидаясь заявления от собственника и не обращаясь в суд.

Но в такой ситуации есть определенные нюансы, и права собственника жилого дома будут в любом случае защищены. Так, если дом погиб в результате пожара или иного стихийного бедствия, то Кодексом Республики Беларусь о земле собственнику дается год с возможностью продлить его до двух лет на восстановление этого дома и только по истечении этого срока, если им не предпринимаются меры для восстановления дома, можно будет вести речь об изъятии земельного участка, на котором он расположен, и прекращении существования строения и прав на него. При этом в любом случае о подаче местным исполнительным комитетом в организацию по государственной регистрации заявления о прекращении существования такого жилого дома и прав на него, собственнику в обязательном порядке сообщит регистратор. При несогласии собственника он имеет право обратиться в суд. До решения судом соответствующего вопроса, прекращение существования такого дома и прав на его организацией по государственной регистрации осуществляться не будет.

И в городах есть дома, где никто не живет

По большим городам указ вступил в силу только в марте. На нынешнем этапе там формируются специальные комиссии. Далее они пойдут обследовать территорию, чтобы выявить проблемные дома. Первоначально этот проект был рассчитан на старые и пустующие дома в сельской местности. Но такие объекты существуют и в городах. Что с ними делать? Получалось, что механизма нет. Точнее — не было.

О каком количестве «ничейной» жилой недвижимости может идти речь в городах, говорить пока сложно. Это зависит от многих факторов, экономического благополучия, высокой ответственности и сознания людей. Одно можно сказать с уверенностью на 100%, пустые (да и старые тоже) дома существуют в частном секторе практически во всех крупных городах страны.

В городах, где действительно недвижимость стоит больших денег, где земельный участок под зданиями имеет повышенную ценность, скорее всего старых и пустующих домов будет по минимуму. Например, в столице и Бресте спрос на недвижимость очень большой, к тому же не хватает земельных участков. Поэтому там любые объекты, которые могут быть зарегистрированы и проданы, будут востребованы.

Сергей КУРКАЧ

Фото Анатолия КЛЕЩУКА

Выбор редакции

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.

Общество

К купальному сезону подготовят 459 пляжей

К купальному сезону подготовят 459 пляжей

Существуют строгие требования к местам для купания.