Как не заразиться коварным хеликобактером

Язвенная болезнь и гастрит — нет других болезней, взгляды на которые так кардинально изменились в последние пару десятилетий. Диагностика, лечение, диета — все пересмотрели с открытием новой бактерии. Она «летает», вертя жгутиками, как вертолет (хеликоптер). За это ее назвали хеликобактером. Доказали ее значение в развитии гастрита и язвы два австрийцп Барри Маршалл и Робин Уоррен. Сначала никто не верил, что в кислоте (чем, собственно, и является желудочный сок) может жить какая-то бактерия. Но ученые доказали, что правы. Чтобы победить скептицизм коллег, Маршаллу даже пришлось выпить культуру бактерий самому, а через какое-то время он почувствовал первые симптомы острого гастрита. В 2005 году ученые за свое открытие получили Нобелевскую премию. К тому времени считалось, что к язве и гастриту приводят нездоровый образ жизни и стрессы.

Впоследствии выяснилось, что хеликобактер ​​«помогает» и развитию рака желудка. Поэтому онкологи говорят, что неплохо было бы от нее избавиться всем. Но поскольку «вертолетный» микроб есть у большей части населения планеты, то назначать серьезные антибиотики всем, пока нет язвы или гастрита, медики не решаются. В каких случаях нужно обследоваться на хеликобактер? Требуется ли обязательное лечение, если микроб обнаружили у близкого родственника и где его можно «подхватить», мы расспросили у врача-инфекциониста 11-й городской поликлиники г. Минска Андрея Макаревича.

— Андрей Михайлович, как можно заразиться бактерией хеликобактер ​​пилори?

— Это возможно в любом месте общественного питания, в гостях — через посуду. Путь ее передачи — пищевой.

— Через грязные руки, немытфй овощи, воду можно заразиться?

— Да, все это тоже может стать источником заражения. Считается, что чем беднее страна, тем санитарно-гигиенические условия хуже и, соответственно, риск заражения выше. В общем более 50 процентов населения планеты считается зараженным этой бактерией. Но поскольку не все мы хорошо обследованы, на самом деле эта цифра может быть больше.

— Хеликобактер ​​пилори всегда проявляет себя определенными симптомами? Или она может жить в организме тихо, никаких вредных последствий не вызывая?

— Определенные диспепсические расстройства (тяжелое и болезненное пищеварение. — Авт.) она периодически может вызвать.

— С какими симптомами следует идти проверяться?

— Это классические симптомы острого и хронического гастрита: боли в эпигастрии, отсутствие аппетита, чувство тяжести в желудке, вздутие живота, тошнота, неустойчивый стул (запоры и понос), изжога, отрыжка. Соответственно, и слабость, так как не усваиваются питательные вещества. С такими симптомами следует обращаться к терапевту.

— Как обнаруживают эту бактерию?

— Способов несколько, в том числе по анализу крови, дыхательном тесте. Но золотым стандартом является фиброгастродуоденоскопия с биопсией, или попросту зонд. Желательно брать кусочки ткани из нескольких отделов желудка, затем под микроскопом определяется степень изменений эпителия слизистой.

— Если у кого-то в семье обнаружили хеликобактер, это означает, что, скорее всего, она есть и у остальных членов семьи? Им тоже надо лечиться? Противостоит ли этому микробы наш иммунитет?

— У микроба есть свои особенности, благодаря которым он стремится выжить в жестких условиях соленой среды желудка. Они называются факторами вирулентности. Соответственно и наш иммунитет стремится справиться с этим микробом. И здесь многое зависит от генетических особенностей человека и вирулентных свойств микроба. Есть люди более восприимчивые к этой инфекции «благодаря» особенностям своей иммунной системы, есть менее подверженные. Считается, что инфицировано большинство населения планеты. Но не всем этот микроб наносит вред. Течение может быть как бессимптомно, так и с клиническими проявлениями.

— Доказано, что хеликобактер ​​пилори вызывает гастрит. А вредная пища может его вызвать?

— Сложно представить такую ​​пищу, с которой не справится достаточно агрессивная соляная кислота, которую вырабатывает наш организм во время пищеварения. Другое дело, когда в организме повышена выработка соляной кислоты. Если в таком случае съесть что-то острое или кислое, то может возникнуть острый гастрит. И одним из факторов повышения уровня соляной кислоты может быть хеликобактер. Поэтому ее наличие считается одной из причин острого гастрита.

— Как лечится хеликобактер?

— Есть несколько схем эрадикации (уничтожения бактерии). На международных конгрессах они постоянно корректируются. Ведь в разных странах население по-разному реагирует на лечение. Классическая схема — это два антибиотика и ингибитор протонной помпы — препарат, который снижает выработку кислоты в желудке. У нас первая схема, как правило, такова: классический амоксициллин, кларитроамицин и что-то из ингибиторов. Желательно все препараты принимать брендовые: они более эффективны. Курс лечения — около двух недель. Хотя случается, что пациенты не выдерживают лечения и прекращают его самостоятельно. Все-таки дозы антибиотика довольно большие.

— Правда ли, что лечение с первого раза редко бывает эффективным?

— Если все-таки принимать препараты и следовать всем рекомендациям врача, результат будет положительным. Эффективность лечения составляет около 85 процентов. Если не помогла первая схема, лечение корректируется, назначаются другие препараты.

— Если от бактерии не избавиться, она может вызвать рак?

— Да. Считается, что хеликобактер ​​может быть одной из причин рака, способствовать его возникновению. Сначала появляется гастрит, потом происходит изменение структуры слизистой желудка или двенадцатиперстной кишки и замещение нормального эпителия на не совсем здоровый — так называемая метаплазия. И создаются условия для возникновения дисплазии (перерождения нормальной ткани в опухолевую). Поэтому если в семье у близкого родственника была язва или рак желудка и двенадцатиперстной кишки и у самого пациента выражена клиническая симптоматика, то желательно пролечиться. Если же беспокоит, например, нарушение аппетита, но при этом помогают такие препараты, как омепразол, то антибиотики обычно не назначаются. Ведь через какое-то время в гостях, местах общественного питания бактерию снова «подхватывают». Согласно статистике, через несколько лет около 30 процентов пролеченных пациентов заражается снова, причем чем больше времени с момента лечения проходит, тем больше вероятность снова заразиться. В течение десяти лет бактерию почти точно подхватишь. Если иммунная система изначально не сработала, то и дальше она не будет справляться.

Елена КРАВЕЦ

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.