Вы здесь

Цифровая повестка ЕАЭС: мы опаздываем!


Именно с этого начала свое приветственное слово участникам тематической сессии министр Евразийской экономической комиссии Карине МИНАСЯН. Проекты цифровой повестки Евразийского экономического союза обсуждали на полях второго Евразийского цифрового форума, который уже традиционно прошел на площадке XXVІ Международного форума по информационно-коммуникационным технологиям «ТИБО-2019» в Минске.


Пе­ре­до­вые технологии доставки  на стен­де РУП «Бел­по­чта»  на вы­став­ке «TІBO-2019».

«Хотелось бы сегодня только один важный тезис подчеркнуть: мы должны ускоряться. Больше года мы про цифровую повестку дня союза говорим, проводим научно-исследовательские работы, обсуждаем, но давно настало время переходить от принятия решений к реализации проектов. Мы опаздываем и можем не успеть использовать возможности интеграции», — сказала член Коллегии (министр) по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям ЕЭК Карине Минасян.

С этим тезисом полностью согласился и министр связи и информатизации Беларуси Константин ШУЛЬГАН: «Действительно обидно, что, имея потенциал, проекты, которые могут успешно реализоваться на площадях не только одного государства, но и евразийского содружества, мы тормозим... Надо перестать бояться ошибок. Надо научиться слышать друг друга, учитывать интересы каждого и находить решение, которое позволит проектам двигаться». Белорусский министр заметил, что проектов много, и предложил начать с тех, которые интересны всем государствам-участникам и уже в каком-то из них реализуются.

Две свободы из четырех

На этот раз в Минске обсуждали цифровые проекты ЕАЭС в трех сферах: транспортные коридоры, промышленная кооперация и трудоустройство. Две первые еще год назад были отнесены к числу приоритетных. И если в промышленной кооперации, по словам Карине Минасян, «этот процесс сам начал жить своей жизнью», то обсуждение транспортных коридоров показало, что разработчики модели и бизнес порой по-разному видят даже проблемы, которые должны в итоге решаться. А между тем эта сфера обеспечивает две из четырех (товары, услуги, капитал и рабочая сила) декларируемых свобод союза: общий рынок услуг и товаров.

Казалось бы, все очевидно: чем быстрее перемещается груз от поставщика к потребителю, тем он дешевле и в ряде случаев — качественнее. Представитель Аналитического центра при правительстве Российской Федерации Максим ГАЛЛ считает, что общей проблемой и для организаторов перевозок, и для исполнителей, и для государственных органов (пограничники, таможня, контролеры) является отсутствие той или иной актуальной информации (загруженность, пропускная способность, маршрут). «Основная причина — отсутствие взаимодействия между сервисами на уровне планирования и осуществления перевозки», — убежден он. И предлагает создать это взаимодействие в качестве еще одной государственной услуги.

Однако участники сессии заметили, что это приведет к увеличению и без того немалых бюрократических издержек для бизнеса и станет дополнительным негативным сигналом для инвесторов.

«У нас нет проблемы с доступностью актуальной информации, — говорили представители бизнеса. — У нас есть проблемы с постоянно меняющимися условиями. То есть если мы загрузили грузовик и, например, весовые параметры в одной стране считаются по одному алгоритму, а в другой — по-другому. Если вы хотите предложить нам новые сервисы, где будет информация про загруженность контрольно-пропускных пунктов, то спасибо, не надо! Мы узнаем об этом непосредственно на сайтах госорганов в режиме онлайн».

Евразийская электронная биржа труда

В прошлом году в офис управления цифровыми инициативами Евразийской экономической комиссии поступила инициатива от Министерства труда и социальной защиты Республики Казахстан о создании евразийской электронной биржи труда. Было составлено техническое задание на выполнение научно-исследовательской работы по разработке модели цифровой системы обеспечения трудоустройства и занятости в рамках государств — членов ЕАЭС.

Тема работы охватывает формирование цифровых сервисов по вопросам трудоустройства, трудовой миграции, дистанционной занятости и связанной с этим социальной защиты. Следующие этапы — трансграничные смарт-контракты и электронные трудовые книжки, рассказала на сессии помощник председателя Коллегии ЕЭК Айнур ЖЕТПИСОВА. «К данной научно-исследовательской работе должны быть привлечены исполнители из всех стран — членов ЕАЭС, — пояснила она. — Срок реализации — шесть месяцев». Она пригласила к участию в конкурсе на выполнение данной научно-исследовательской работы.

При этом необходимо использовать уже накопленный в странах-членах опыт участия в информационных системах, работы электронных сервисов в сфере трудоустройства и занятости и избежать дублирования процессов и информации, имеющейся в существующих системах. На сессии была презентована общероссийская база вакансий «Работа в России» и белорусская автоматизированная система управления «Занятость населения», а также портал государственной службы занятости, который развился из отдельной страницы на сайте Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Сеть промышленной кооперации

Год назад при встрече члена Коллегии (министра) ЕЭК по промышленности и агропромышленному комплексу Александра Субботина с немецкой ассоциацией, которая объединяет промышленников всей Европы, было предложено посмотреть предприятия ЕАЭС на предмет конкурентоспособности и возможности поставок комплектующих для мировых лидеров. Был выбран крупный завод в Германии, который выпускает 30 тысяч единиц сельскохозяйственной техники и сертифицирует предприятия-поставщиков. В прошлом году летом состоялась поездка западных инспекторов на первые шесть предприятий Республики Беларусь. Результат оказался неплохим: две трети предприятий по уровню технологий и менеджменту качества оказались готовыми поставлять свою комплектацию на конвейеры мировых производителей.

Но работа эта была проделана «вручую», а значит, охват предприятий оказался небольшим, рассказали представители ЕЭК. Тогда и возникла идея проекта, который предполагает формирование комплекса сервисов для взаимодействия предприятий реального сектора экономики, прежде всего обеспечивающих кооперационные связи, а также участие в закупках крупных корпоративных заказчиков. О евразийской сети промышленной кооперации, субконтракции и трансфера технологий шел разговор в третьей части секции «Проекты цифровой повестки Евразийского экономического союза».

В конце встречи Карине Минасян подчеркнула два момента. Во-первых, сами страны-члены должны определиться: мы создаем что-то свое, общее (безусловно, с помощью мировых лидеров) и на основе этого на равных взаимодействуем с другими мировыми игроками или каждая страна по отдельности является потребителем готовых мировых систем. Во-вторых, Евразийская комиссия не должна выступать разработчиком образцов тех или иных цифровых систем, она лишь формирует понимание и создает схемы, ниши в которых должен заполнить бизнес. «Бизнес должен взаимодействовать, и мы должны его объединять», — акцентировала она.

Ольга Медведева

Фото Татьяны ТКАЧЕВОЙ

Выбор редакции

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.