Вы здесь

Как современные полешуки готовятся к празднику Воскресения Христова


Булки — в печь, яйца — в луковник, хрен — на терку.

Чем дальше от столицы, тем больше вероятность сохранить то, что оставили нам предки в первозданном виде. Без лоска и притянутых за уши обстоятельств, которые помогают заработать деньги на так называемой аутентичности. Автор «Звязды» рассказывает на примере своей семьи, как современные полешуки готовятся к празднику Воскресения Христова.


Мои родители — люди возрастом 45+ — живут в деревне на Западном Полесье. Они активные пользователи интернета и регулярно выбираются в Минск и Брест, чтобы оставаться в курсе урбанистических перемен. Интересуются мировыми трендами во всех сферах — от культуры до политики. Но это не вытеснило из их жизни «старого порядка» — во дворе под яблонькой, как и сто лет назад, растет хрон (в нашей местности горькое растение называют именно так), а льняные самотканые рушники лежат в ожидании ароматных горячих булок из печи.

Пасха (слова «Вялікдзень» в западнополесской речи просто не существует) для родителей по-прежнему остается одной из основных дат в календаре. Без подготовки к ней невозможно представить ни одну весну.

Самое важное в этом — полешуки не воспринимают крашение яиц или приготовление ритуальной пищи как развлечение или временную моду на обращение к национальной культуре. Здесь так было, есть и, хочется верить, будет всегда.

Возрождение

Как-то попал мне на глаза материал о том, «как раньше белорусы готовились к Пасхе». Пока читала, насмеялась от души. Автор давал советы вроде «в понедельник надо выгребать прошлогодние листья из сада, а во вторник подметать пол в доме» и называл это народной традицией... Каким же бездельником надо быть, чтобы ждать последней недели перед Пасхой и только тогда начать выгребать листья?

В предпраздничных хлопотах полешуки начинают шевелиться еще до Великого поста. Как минимум, кабанчика в этом году родители закололи в середине марта. Чтобы домашние вкусности — колбаски и филе — были готовы как раз к «празднику праздников».

За уборку берутся примерно за месяц. Рано? Но ведь мы с вами говорим не о городской квартире, а о полноценной деревенской усадьбе — с сараем и огородом, которые весной требуют особого внимания.

Отец наводит порядок во дворе и вокруг него, как только сошел снег. Неделя за неделей все возрождается: ремонтируется, белится, красится и т д. В настоящее время исчез один ритуал, которому когда-то уделялось большое значение. Знаю о нем от бабушки:

— Поскольку пол в крестьянских домах никто не красил, доски становились темные. Однако перед праздником их надраивали до первичного состояния, они делались светлые-светлые. Обновленное дерево вновь начинало пахнуть лесом — «оживало».

Мамины обязанности касаются дома. Кажется, такой совершенной уборки, как перед Пасхой, больше не бывает никогда. Потому что делится она на несколько этапов. На последнюю предпраздничную неделю отводятся самые легкие задачи, среди которых приведение в порядок и самих себя.

Когда мы жили в дедовой хате «без цивилизации» (это я про водопровод), то банный день обязательно проводился на Чистый четверг. Вымывались все — от мала до велика. Интересно, что и сейчас, когда есть возможность принять душ в любой момент, мы не изменяем традиции и стремимся выделить время для внешней чистоты именно в «чисточетверговый» вечер.

Еда

Набор блюд, который появляется на столе утром на Пасху, всегда остается неизменным. Крашеные вареные яйца, хлеб-соль, запеченное мясо с хреном и сладкие булки. Остальное — по желаниям и вкусам. Причем готовится все даже не накануне, а в течение недели и в огромных объемах. Хрен — литрами, булки — десятками, яйца — чуть ли не сотнями. Как справедливо в свое время заметил Пимен Панченко: «А на Палессі ўсё нядробна».

О булках хочется рассказать подробнее. Когда в начале 2000-х родители строили новый дом с летней кухней, то ни у кого даже сомнений не возникало по поводу того, будет в ней печь или нет. Классическая побеленная, с заслонками. «Чтобы сушить грибы и ягоды, запекать кровянку и, конечно, печь пирожки к Пасхе», — планировала мама. Кстати, традиционный кулич она делает только один — чтобы освятить. Остальное место на широких противнях занимают длинные пузатые «крутени». Такие булки всегда пекла прабабушка Софья. Главное в них — правильно замешанное и хорошо выдержанное тесто. В начинку идут мак, творог и яблочное или сливовое варенье — то, что всегда можно было найти в закромах полесской хозяйки. Булки мать печет, как правило, в пятницу. Однако свежими они остаются не только к самой Пасхе, но еще и неделю-другую после нее. В чем секрет? Никакой химии в составе и хранение не в пластиковых пакетах, а под полотенцами.

Хрен отец выкапывает и натирает дней за пять, чтобы он успел настояться.

Еще одно традиционное угощение — запеченный или вареный окорок. В прикуску к которому и подается хрон. Утром обязательно едят именно такое мясо, а вот на праздничный обед или ужин подаются и колбасы, и филе.

Красная суббота — день, когда красят яйца. Чугунок, шелуха от лука (луковник), вода, огонь и никакой магии — так несколько десятков домашних белых яиц превращаются в насыщенно багровые. Если на деревьях и кустах уже распустилась молодые листья, то с помощью ниток или старых капроновых колготок, которыми эти листики к яйцу «приклеивают», можно перевести изображение на скорлупу.

Что насчет так называемой творожной пасхи? Ее последние годы мы не делаем только потому, что нет своего молока, масла и собственно творога. Была бы коровка — другое дело. Из магазинных продуктов ничего не получается.

Когда еда готова, то по небольшой части каждого блюда мы складываем в корзину. А вечером в субботу отправляемся с ней... на самый край леса за огородами. Церкви в деревне нет давно, сгорела еще в начале ХХ века. Однако место, где она когда-то стояла, травой не зарастает там поставили деревянный крест, где и происходит освящение пищи. Священник молится, дымит кадило, сотня (или две) православных верующих прикрывают руками свечи от ветра, а над ними шумят вековые полесские сосны. В другом месте такое даже представить невозможно.

Тропа к предкам

В нашей местности на первый день Пасхи принято ходить на кладбище. Идут, конечно, не с пустыми руками. На могилу кладется пасхальное угощение. На многих из них, кстати, поэтому можно и заметить тарелки, вилки с ложками и даже рюмки. «Поели сами принесли вкусности предкам». Признаться, до переезда в Минск я думала, что у всех белорусов такая традиция существует.

Спроси у наших людей, почему они так делают, и с 95-процентной вероятностью получишь ответ: «Потому что так заведено». Найти истоки тех или иных обычаев очень сложно. Однако есть мнение, что конкретно этот зародился в советское время. Идеология атеизма выгнала людей из храмов, но ходить на кладбище им никто запретить не мог. Вот и начали собираться там с главными атрибутами праздника Воскресения Христова крашеными яйцами и булками.

Утром после молитвы и христосования едой деревенские улицы словно умирали часа на два. Живые шли «проведать» мертвых, вспоминает бабушка о своем детстве, которое пришлось на конец 50-х. До самого распада Советского Союза на кладбище возле часовенки всегда сидели «юродивые». Сельчане выстраивались в длинную-длинную очередь, чтобы попросить их помолиться за родственников-покойников. Верили, что калеки будто «отмечены Богом», а потому ближе к нему. В качестве благодарности за молитву старцам оставляли пасхальную еду, которую они после праздника раздавали нищим и убогим.

Местные священники к таким традициям относятся по-разному. Одни открыто запрещают или настоятельно просят прихожан не идти в первый день Пасхи на кладбище и тем более не нести с собой еду. Другие относятся к этому обычаю более терпимо, потому что знают: полешуки упрямые, если к чему-то привыкнут, то их не переубедить. Третьи смотрят на ситуацию по-философски и даже радуются тому, что народ в целом не забывает тропу к предкам.

Стоит отметить, что пасхальный ход на кладбище сильно объединяет наших людей. В этот день ни одна могила не остается без внимания.

Отличается наша Пасха еще и тем, что знакомые (а незнакомых людей в деревне не бывает по умолчанию, все друг друга знают) три праздничных дня здороваются фразами «Христос воскрес!» — «Воистину воскрес». Даже пьяницы, которые в церковь десятилетиями не ходят, первые выкрикивают тебе весть о воскресении Сына Божия. Казалось бы, всего несколько слов, но какую силу они имеют и создают атмосферу всеобщего праздника. Иногда мне и в городе хочется так поздороваться с кем-нибудь, но никогда нет уверенности, что перед тобой человек, который это поймет.

Кстати

Что ни край — то свой обычай

Поездив по Полесью как журналист, я не раз убеждалась в том, что наших людей хлебом не корми дай к какому-нибудь обряду присоединиться. Самое интересное, что во многих деревнях заведены свои, ни на какие другие не похожие традиции.

Например, в небольшой деревушке Данилевичи в Лельчицком районе местные жители ходят на поклон к «каменной девочке». По легенде когда-то во время жатвы мать с дочерью работали в поле. Девочка от работы отлынивала, а мать, не желая с этим мириться, разозлилась и не подумав выпалила: «Чтоб ты камнем стала!» Так на окраине Данилевичей и появилась каменная фигура, напоминающая силуэт человека.

Ежегодно накануне Пасхи жители села наряжают «девочку» в новое цветистое «убранство», а старое сжигают. В сам день Воскресения Христова они приходят ее угостить пасхальными яствами. Водят вокруг хороводы и поют праздничные песни. Говорят, что если бездетная пара попросит у «девочки» ребенка, то он обязательно родится.

Анна ВОЛЯНСКАЯ

Фо­то Ана­то­лия КЛЕ­ЩУ­КА

Выбор редакции