Вы здесь

Необычная посылка упала с неба борисовчанам в июле 1944 года


В июле 1944 года газета «Большевистская трибуна», которую издавал Борисовский горком и райком КП(б)Б, рассказала своим читателям о необычной посылке. 18 июля горожане нашли сброшенное с самолета длинное полотно с надписью «Передать горкому ВКП (б). Боевое приветствие гражданам Борисова от летчиков-борисовчан! М. Долин».


Рядом в скрутке с этим то ли полотенцем, то ли вымпелом было найдено сопроводительное письмо: «Сегодня, 18 июля 1944 года, над вашим городом пролетает авиационная часть, которой за участие в освобождении города Борисова присвоено наименование «Борисовской». Мы летим дальше на запад бомбить врага на его территории. Призываем вас, дорогие товарищи, скорее восстанавливайте свой город!»

А в следующем номере газета поместила коллективные письма в ответ летчикам. Рабочие железной дороги рассказывали о своих успехах в восстановлении железнодорожного сообщения, а трудовые коллективы всех предприятий города благодарили освободителей и брали на себя повышенные обязательства, чтобы быстрее наладить мирную жизнь в Борисове.

«Соколы наши боевые! Ваша сердечное письмо, которое вы сбросили с самолета, пролетая над нашим свободным городом, прочли тысячи рабочих Борисова. Оно воспринято как знамя освобождения, как боевой призыв к окончательной победе над подлыми гитлеровскими поработителями, к скорейшему восстановлениюд разрушенного гитлеровцами города. Пользуясь счастливым случаем, мы пишем вам ответ, пишем от всего сердца, от всей души... Вдохновленные большими победами славной Красной Армии и вашим сердечным приветствием и призывами, мы взялись за восстановление нашего города всеми силами, дружно и решительно. В городе работают уже все государственные и хозяйственные учреждения. Отстроена в короткий срок и пущена в ход электростанция лесокомбината «Коминтерн», работают уже жестяной цех завода «Металлист», швейная, обувная и гончарная мастерские, завод газированных вод. Кипит строительная работа на всех предприятиях города...» Эту корреспонденцию доставили адресатам, подразделению Долина полевой почтой 49759.

Всего две небольшие страницы газетного текста, а за ними -—не только часть масштабной наступательной операции «Багратион», но и история женского авиационного полка и летной школы «расковцев». О подробностях этих событий и о том, кем были Долин (на самом деле Долина) и Раскова, борисовчане узнали гораздо позже, когда отыскали отважных лётчиц полка пикирующих бомбардировщиков.

Летчица-штурман Марина Раяскова одна из первых женщин, которая получила звание Героя Советского Союза и добилась у верховного командования разрешения на формирование женских боевых частей трех авиаполков, в том числе знаменитых «ночных ведьм». Раскова первой из женщин-лётчиц совершила беспересадочный авиаперелет Москва-Дальний Восток. Погибла в январе 1943 года.

Мария Долина  гвардии капитан, заместитель командира эскадрильи, одна из самых узнаваемых героинь Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, обладательница множества боевых наград, летчица, которая на пикирующем бомбардировщике Пе-2 совершила 72 боевых вылета, сбросила 45 тонн бомб и в шести воздушных боях сбила три немецких истребителя. Это она в июне 1944 года взорвала эшелон с боеприпасами на станции Орша, нанесла ряд ударов по армии противника в деревне Зембин, поддерживала с воздуха форсирование Березины советскими войсками, которые освобождали Борисов. Наконец, это как раз ее подпись стоит на «воздушном письме» борисовчанам. Хотя за ту самовольную посылку, ради которой летчица снизилась до рискованной высоты, Долина потом получила выговор от начальства...

В 1974 году, накануне 30-летия освобождения Борисова и Минска, в местной средней школе № 17 решили создать музей боевой славы 125-го гвардейского Борисовского бомбардировочного авиаполка. Собирая информацию, первый директор школы Иван Ермолович и руководитель городского краеведческого музея Жанна Гиревич обратились в Московский совет ветеранов с просьбой помочь найти участников освобождения Борисова. Представьте себе — нашли, завязали переписку, а потом и встретились лично и подружились.

На открытие школьного музея приехало 10 автобусов с гостями — представителями всех воинских соединений, принимавших участие в освобождении Борисова. Лётчиц, узнав, что из всех цветов им наиболее по душе ромашки, встречали буквально ромашковые поля букетов, вся улица была полна цветов, а все местные жители высыпали из домов и приглашали героев к себе в гости.

С тех пор, кстати, появилась традиция — каждые 5, 10 лет встречаться в праздничные дни на борисовской земле (хотя, конечно, по причине возраста и состояния здоровья с каждым разом участников этих встреч все меньше — в 2009 году смогли приехать только двое).

В 1998 году музей реконструировали, а экспозицию переоформили заново собственными силами, не потратив ни копейки бюджетных денег. Даже центральные витрины учителя смастерили сами из школьных стекол.

— Сегодня у нас более 990 экспонатов в основном фонде и более 160 в подсобном — это личные вещи, фотографии, карты и схемы, документы, копии газетных публикаций и переписка лётчиц с родными, небольшие видеоролики, — проводит мини-экскурсию руководитель и хранительница музея Тамара Холина. — Вот, смотрите, парадный костюм и личная летная книжка бывшего пилота авиаполка Антонины Григорьевны Бондаревой, в девичестве Спицыной, платье летчицы — командира экипажа Елены Мироновны Малютиной (Кульковой), планшет-сумка Александры Семеновны Вотинцевой. С 1956 года, кроме Дня Победы, бывшие однополчанки встречались ежегодно 2 мая в Москве около Большого театра. Мы попали на такую ​​встречу впервые в 1999 году. А в 2017-м побывали еще на одном очень интересном мероприятии: в российской столице впервые проходила международная конференция с потомками лётчиц всех трех женских авиационных полков, а также с руководителями посвященных летчицам школьных музеев Москвы, ленинградского Пушкина, Саратова, откуда-то из Северного Кавказа. Как раз виделись тогда со штурманом Галиной Брок-Бельцовой, которой сейчас 93 года, — на сегодня она последняя, ​​кто остался жив из женщин-пилотов бомбардировщиков. Надеюсь, она в добром здравии, и в этом году удастся снова встретиться.

Тамара Александровна признается: несмотря на то, что по специальности она учитель биологии, за много лет исследовательской работы, встреч и бесед с ветеранами настолько углубилась в тему Великой Отечественной войны, что иногда заменяет коллег — преподавателей истории. «С каждой встречи, после каждой беседы мы привозили какие-то новые детали и впечатления, которые дополняют картину боевого пути полка, и мы можем рассказать много интересного уже нынешним детям. А их, поверьте, «цепляет» эта тема и они приходят на экскурсию не для галочки: дети задают множество самых разных вопросов, пишут потом исследовательские работы, — уверяет руководитель музея.

Ее опыт показывает: самые впечатляющие экспонаты — отнюдь не осколки снарядов или фрагменты оружия, не летное обмундирование, не схемы авиаударов, а обычные, личные вещи. Вот, например, письмо, переданное подругами летчицы Любы Губиной, — его написал накануне освобождения Севастополя испанский летчик, с которым девушка познакомилась во время работы в Батайске летном училище. Летчик погиб, еще не зная, что любимая также не увидит его последний привет — письмо пришло в полк после смерти Любы, но слова — простые и одновременно пронзительные: «даже мертвым я буду продолжать жить и любить... если родится сын, назови его моим именем», — трогают до сих пор. Во время школьных экскурсий хранительница музея дает прочесть это письмо вслух кому-то из ребят, и старшеклассники не могут сдержать слез.

Сжимает горло и у тех, кто узнает о гибели самой Любы осенью 1943-го: при подлете к Орше у самолета был поврежден мотор, бомбардировщик остался без прикрытия истребителей и стал легкой добычей для врага, а потому Люба как командир звена приказала экипажу покинуть самолет. Стрелок-радист выскочил с парашютом, а штурман Катя Батухтина зацепилась лямкой за турель пулемета. Командир вернулась, рванула — и подругу сорвало воздушным течением, а вот Любе для прыжка уже не хватило высоты, она разбилась. Екатерина Батухтина прошла до конца войны, служила в литовском Паневежисе, а потом перевелась за мужем в Слуцк и наконец в Витебск. Сын летчицы, который живет в Минске, признался, что впервые услышал эту историю только три года назад от сотрудников музея: «Получается, мы родились и живем только благодаря подвигу маминого командира...»

— Знаете, с первой встречи с летчицами (а им тогда было, как сейчас мне, лет по 60) поразила их искренность и скромность, отсутствие такого героического пафоса, — - рассказывает хранительница музея. — Спрашиваем: неужели не страшно было? Конечно, отвечают, боялись, еще как. Но если ты на боевом задании и чувствуешь ответственность за жизни других советских людей, страх отступает... Видимо, из-за этой невероятной ответственности Лена Малютина, которую в битве за Двинск ранило в живот, четыре раза теряла сознание, но не оставила самолет и успешно посадила его. При этом свой поступок она не рассматривала как героический, опять рвалась на фронт. Она умерла, не дожив всего два года до 100-летнего юбилея, но до последних дней сохраняла ясный ум и сильный дух и еще успела слетать в США на встречу с американскими женщинами-пилотами, участниками международного союза «Авиатрисса». Чувствуя их невероятное жизнелюбие, внутреннюю человечность, я сама пересмотрела многие вещи в жизни. Ну, скажите, как можно жаловаться на возраст или здоровье, когда 90-летняя летчица, как молоденькая, лезет на стремянку, чтобы достать какие-то интересные фотографии, и только отмахивается: «Да не надо мне помощи, я сама со всем справляюсь!»

...Июль 1944-го. Всего две маленькие страницы газетного текста. Видите, как много поместилось между строк?

Виктория ТЕЛЕШУК

Борисов — Минск

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.