Вы здесь

Как относится молодежь к контрафакту?


Беларусь, по некоторым оценкам, входит в десятку стран с наиболее лояльным отношением населения к контрафактной продукции. Этот печальный факт подтверждают и результаты исследования «Молодежный бренд»: молодые не видят ничего зазорного в том, чтобы нарушить авторское право другого, при этом очень строго оберегают свое. Они спокойно относятся к тому, что в центре Минска можно купить бренды-паразиты, и сами их приобретают.

Отношение молодежи к контрафактной продукции и нелегальной торговле оказалось в центре внимания ежегодного социологического исследования «Молодежный бренд», проводимого Ассоциацией защиты интеллектуальной собственности «Белбренд» совместно с Молодежной лабораторией социологических исследований БРСМ.

В 2018 году им были охвачены более 1,2 тысячи белорусов в возрасте от 18 до 32 лет, представляющих основные территориально-экономические зоны Беларуси. Кроме столицы и областных центров, в исследование попали Светлогорск, Хойники, Пинск, Кобрин, Бобруйск, Горки, Борисов, Солигорск, Молодечно, Поставы, Новополоцк, Волковыск, Зельва, Юрцево, Жемчужный, Дрибин, Лельчицы, Сеница, Станьково и Берестовица.


Не экономят на гаджетах

— Мы имеем на руках богатый аналитический материал, — подчеркивает заместитель председателя ассоциации «Белбренд» Валентина Дынич. — Исследование помогает нам составить общую картину о том, как меняются покупательские предпочтения потребителей с учетом их возраста, уровня образования, места проживания, половой принадлежности и семейного статуса.

Как выяснилось, большинство респондентов знакомы с терминами «контрафакт» и «контрафактная продукция» (76%). Только каждый четвертый констатировал, что он не знает или не может дать точное определение этим понятиям.

— Когда мне говорят, что молодежь выбирает контрафакт по причине отсутствия денег, я с этим объяснением не могу согласиться. В случаях, когда речь идет об их здоровье и безопасности, они предпочитают оригиналы, — подчеркивает Валентина Дынич. — Наиболее критически респонденты относятся к лекарственным средствам, продовольственным товарам и биологически активным добавкам — практически все участники опроса выбрали в этих категориях оригиналы. А самое лояльное отношение к контрафакту выражают в категориях «одежда» и «обувь». Следует также заметить, что в категории «автомобильные запчасти» практически каждый третий респондент предпочитает контрафактную продукцию, однако собственный автомобиль есть далеко не у всех, поэтому это мнение не опирается на собственный опыт.

Участники опроса готовы переплатить от 10 до 20% от стоимости товара, если это гарантирует им оригинальность, в категориях «продовольственные товары», «лекарственные средства» и «биологически активные добавки». Также большая половина респондентов готовы переплатить от 10 до 20% за оригинальность компьютеров, ноутбуков и мобильных телефонов.

«Приемлемое» качество и невысокая цена

Когда исследовались установки молодежи на приобретение контрафактной продукции, 10% респондентов ответили «буду покупать» и 30% — «скорее, буду покупать». На оригинальную продукцию ориентированы 43% опрошенных, около 17% участников опроса затруднились сформулировать свою позицию по этому вопросу.

Основным мотивом приобретения контрафактной продукции молодежь называет более низкую цену по сравнению с оригиналом (96%). Также для значительной части респондентов (68%) это «приемлемый уровень качества у контрафактной продукции». Для каждого третьего респондента имеет значение доступность приобретения контрафакта в их населенном пункте.

Самым распространенным мотивом отказа от приобретения подделок участники опроса назвали «низкое качество контрафакта по сравнению с оригинальной продукцией» (78%). Также на эту установку влияет предыдущий негативный опыт приобретения контрафактной продукции (41%). Каждый четвертый респондент выбирает оригинальную продукцию, поскольку может себе ее финансово позволить (имеются в виду респонденты, которые сознательно отказываются от контрафакта).

Среди молодежи, которая приобретает контрафактную продукцию, большая половина респондентов пользуются при этом услугами интернет-магазинов.

Для предотвращения появления и распространения контрафактной продукции 19% опрошенных предложили усилить контроль на границе (таможне), 16% — ужесточить законодательство в отношении контрафакта и 12% — ввести запрет на ее ввоз в страну.

Каждый пятый считает, что с контрафактной продукцией, которая уже попала в Беларусь, ничего не надо делать. Столько же считают, что ее надо уничтожать. И около 9% участников опроса высказали предложение отправлять контрафакт назад по месту его производства.

За фильмами и музыкой... в интернет

А как молодежь относится к брендам-паразитам? Значительная часть респондентов констатировали, что покупали подобные товары, поскольку перепутали их с оригиналом (43%). Каждый третий никогда не приобретал продукцию брендов-паразитов, а каждый пятый — делал это сознательно.

Среди молодых людей, которые приобретали когда-нибудь продукцию брендов-паразитов, каждый третий был доволен их качеством, а не доволен — каждый пятый. По мнению каждого третьего респондента, имитация оригинального бренда допустима, если она не вредит репутации оригинального бренда (32%). Также для 30% молодых людей имитация бренда допустима в отношении определенных групп товаров. Только 22% респондентов считают, что имитация бренда — это обман покупателей, а 15% считают ее вполне допустимой.

В ходе исследования также выяснилось, что молодые очень лояльно относятся к интернет-пиратству (средний балл — 4,8 по десятибалльной шкале). Большинство опрошенных знают, что существует юридическая ответственность за нарушение авторских прав, но 20% о подобной ответственности не слышали.

Интересно, что большинство респондентов никогда не задумывались, что они нарушают авторские права, когда пользуются пиратской продукцией в интернете. Вообще молодежь осознает нелегальность бесплатного скачивания лицензионной продукции в сети, однако на практике не собирается отказываться от подобного способа приобретения контента.

Среди главных причин, влияющих на распространение интернет-пиратства, участники опроса называют наличие у пользователей сети установки на бесплатное приобретение контента (68%) и нежелание платить большие деньги за лицензионную продукцию (65%). И только незначительная часть респондентов указали на невозможность получения лицензионного контента из-за ряда технических, географических и других моментов.

Наибольшей популярностью у молодых людей при скачивании из интернета пользуются фильмы (только 5% заявили, что они этого не делают, 2% не смогли точно сформулировать свой ответ). Большая половина опрошенных признались, что скачивают фильмы часто или чаще, чем другой контент. На втором месте идет музыка — ее активно потребляют 44% респондентов. Также охотно молодежь скачивает книги. А реже всего — игры и программное обеспечение.

Профилактика или запреты?

Между прочим, ассоциация «Белбренд» запускает новый проект «Белбренд аудит», направленный на обнародование информации о наличии контрафактной продукции в Беларуси и оценке экономических последствий нелегальной торговли и подделки отечественной продукции. На ресурсе планируется размещать информацию о наличии контрафактной продукции по различным категориям: одежда, обувь, лекарства, косметика, продукты питания, гаджеты и др. Ассоциация призывает общественность к активному сотрудничеству в наполнении сайта — сообщать им о случаях торговли контрафактом.

— Отношение к интеллектуальной собственности, авторским правам — один из ключевых критериев при вступлении во Всемирную торговую организацию. Поэтому позицию населения, в данном случае молодежи, нужно кардинальным образом менять, — подчеркивает Валентина Дынич. — Но я уверена, что только запретительные меры никогда не смогут повлиять на выбор покупателей. Поэтому мы стараемся находить способы, на которые молодые люди реагируют позитивно: организуем для них выставки, фестивали, работаем с молодыми ремесленниками. Стараемся показать, что можно самим стать брендами и зарабатывать. Работая в правовом поле и защищая свою интеллектуальную собственность, молодые люди, возможно, пересмотрят и свое отношение к чужим авторским правам.

Надежда НИКОЛАЕВА

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.