Вы здесь

Корреспонденты «Звязды» посетили «Волчьи норы»


В исправительной колонии № 22 отбывают наказания мужчины, впервые осужденные за незаконный оборот наркотиков (статья 328 УК Беларуси). Тюрьму под Ивацевичами в народе называют «Волчьи норы» — по деревне, которую сожгли во время войны. Дорога в учреждение лежит через лес, ближайшие населенные пункты — Доманово и Борки — за 9 километров. Корреспонденты «Звязды» побывали в колонии и посмотрели, как живут те, кто однажды преступил закон.


— Тут я уже примерно год и семь месяцев, — знакомимся с Владимиром.

— Примерно?

— У меня большой срок, 12 лет, — считать по дням бессмысленно. Я сам не наркоман и даже никогда не пробовал. В тюрьму попал за перевоз контрабанды. Вес груза серьезный — 75 килограммов, — вспоминает 51-летний мужчина. — Почти три раза был женат. Последний просто не успел! Планировали расписаться в июне, а в марте меня «взяли».

На вопрос, что подтолкнуло нарушить закон, мужчина отвечает неохотно:

— Раскаиваюсь. Но зачем теперь искать причины? Все равно ничего не изменить, — замолкает. —  Мамочка и сын — самые близкие люди. Они не отвернулись от меня, простили. Поддержка на зоне нужна как воздух.

Звонить родственникам можно три-четыре раза в месяц. Владимир чаще всего связывается с 76-летней матерью: «В ее возрасте каждый звонок ценный». Он заранее продумывает, о чем будет рассказывать и спрашивать, чтобы все успеть. Раз в полгода осужденным разрешены длительные свидания с родными, три раза — краткосрочные.

Те, кто отбывает наказание в колонии, работают на деревообработке, разборке металла и кабелей. «Здесь ума много не надо — просто крути гайки»,— считает осужденный. Сам он по образованию юрист, но по специальности, признается, почти не работал: «В 90-е годы такие услуги мало кому были нужны». Мужчина занимался грузоперевозками.

Рабочая неделя состоит из пяти дней. В субботу и воскресенье, праздничные дни — выходные. Рабочие получают зарплату. Часть денег идет на покрытие госрасходов и выплату исков, если они есть. Остаток отправляется на счет осужденного — использует, когда освободится.

— Я никакой работы не боюсь. По жиму штанги молодежи фору могу дать! — хвалится Владимир. — Не курю и парням советую. Спортом на любительском уровне занимаюсь всю жизнь. На свободе раз пять в неделю ходил в спортивный зал. Первая жена моложе меня на 12 лет, вторая — на 11. Мужчина всегда должен быть в хорошей физической форме!

* * *

Сейчас в колонии № 22 отбывают наказание чуть более тысячи осужденных. Один из них — 29-летний Никита. Парню дали десять лет лишения свободы, три с половиной он уже отбыл:

— Я курил марихуану. Это было доступно в нашем городе. Не с той компанией связался. Вину признал еще на суде. Вы даже не представляете, как жалко терять здесь время!

Распорядок дня у осужденных простой, но строгий. Подъем в шесть часов утра, отбой — в 22.00. Питание — три раза в день. Готовят они сами, поэтому, как шутят собеседники, «на кухне никто не схалтурит».

— Первое время любимая девушка приезжала ко мне на свидания, переписывались. А потом я попросил, чтобы она устраивала свою жизнь без меня. Не хотел вовлекать ее во все это, она достойна большего! — делится осужденный.

Никита работает на промзоне: косит траву. Участки большие, поэтому есть чем заняться каждый день. Парень устроился сюда недавно, до этого заготавливал дрова для котельной.

— Я закончил четыре курса Международного гуманитарно-экономического института, учился на экономиста. У меня была неплохая успеваемость, средний балл 7—8, — рассказывает Никита. — Прекрасно знаю английский язык. Продолжаю изучать его и в тюрьме по учебникам. Люблю ходить в местную библиотеку.

Что касается образования, то в колонии его можно получить дистанционно. Предлагается обучение в профессиональном лицее по специальностям столяр-станочник, швея-портной, газоэлектросварщик, а также в Минском инновационным университете. Сейчас там числятся более 30 студентов.

— На воле работал в магазине спортивного питания, неплохо разбираюсь в этой теме, — продолжаем тему увлечений. — Вообще спорт люблю. Занимаюсь всем, чем можно,— футбол, волейбол, баскетбол, тяжелая атлетика.

О планах на будущее после освобождения Никита говорит охотно. Он мечтает о семье и детях. А еще собирается попробовать себя в промышленном альпинизме, считает эту отрасль перспективной.

* * *

34-летний Евгений осужден на 11 лет:

— По части распространения я свою вину не признал. Принимал — да, но не более.

Женя в прошлом профессиональный спортсмен. Парень играл за Национальную сборную по волейболу:

— Травмировал серьезно спину. Какое-то время сидел на таблетках, продолжал тренироваться. Боль не утихала. Я прекрасно понимал, что моя карьера подходит к завершению. Начал искать утешения в наркотиках. Думал решить одну проблему, а в итоге их стало еще больше.

На территории колонии построена церковь, куда каждую неделю приезжает священник. В возведении храма участвовали сами осужденные. Они могут обвенчаться там со своими женами. Правда, происходит это нечасто — раз-два в год.

— С женой расторгли брак, когда попал в тюрьму. Решили, что так будет лучше для обоих. Знаете, мне больше жаль родственников, чем себя. Мой проступок принес им много слез. Так не должно быть, — считает парень.

Евгений любит возиться с компьютерами. Как выйдет, думает сделать хобби основным занятием: «Тренером меня вряд ли с таким прошлым куда-нибудь возьмут. Поэтому нужно искать альтернативу. Но одно знаю хорошо — к наркотикам не вернусь».

На днях в колонии открыли «спортивный городок». В нем есть баскетбольные и волейбольная площадки, футбольное поле, хоккейная коробка, уличные тренажеры и турники для занятий воркаутом.

— Мы считаем, что эта площадка будет востребована у осужденных. Спорт для них — возможность почувствовать себя человеком, который не стремится к уголовным интересам, а придерживается здорового образа жизни и имеет увлечения. Тренироваться можно будет в свободное от работы и учебы время, — отметил заместитель начальника Департамента исполнения наказаний МВД Беларуси Владислав Мандрик.

* * *

Во время разговора из рук выпал карандаш, разлетелся грифель: «Сломанный карандаш — не беда. Главное — не сломать себе жизнь», — подметил один из осужденных.

Екатерина АСМЫКОВИЧ

Фото Анны ЗАНКОВИЧ

Минск — Ивацевичский район — Минск

Выбор редакции

Регионы

Реконструкция Лельчицкой центральной котельной идет полным ходом

Реконструкция Лельчицкой центральной котельной идет полным ходом

Проект чрезвычайно важен социально, но не только...

Общество

Как Минск украсят к юбилею Великой Победы

Как Минск украсят к юбилею Великой Победы

Более 1410 тематических конструкций появится на улицах столицы

Общество

Соблюдение каких правил сделает поездку на электросамокате безопасной?

Соблюдение каких правил сделает поездку на электросамокате безопасной?

Корреспонденты «Звязды» вместе с сотрудниками ГАИ понаблюдали, как минчане пользуются средствами персональной мобильности.