Вы здесь

Как педагогу создать условия для личностного роста студента?


«Работа электрических цепей подчиняется закону Ома. «Не знаешь закон Ома — сиди дома!» Но что произойдет с электрическими приборами и техникой, если закон Ома перестанет действовать? Разработайте игру, где реализуется система электроснабжения жилого дома, в которой перестал действовать закон Ома. Определите ключевые события, которые могут произойти, и пути выхода из ситуации». Как вы думаете, будет ли интересно учащимся такое задание?

Или вот еще один пример. «В 1914 году началась война, которая, по мнению историков, привела к катастрофе человеческой цивилизации. Представьте себя немецким дипломатом начала ХХ века и напишите секретную служебную записку о положении в Европе перед войной. Поразмышляйте, была ли альтернатива ей, приведите три аргумента, что нужно было сделать, чтобы предотвратить войну».

И первое, и второе задания придумали слушатели авторского курса «Методика обучения через открытие: как обучать всех по-разному, но одинаково», который ведет ректор БГУ, профессор Андрей КОРОЛЬ. Его курс аккумулирует более чем двадцатилетний научный опыт и знания в области эвристического обучения. Это своеобразная школа педагогического мастерства для тех, кто готов оторваться от старых пожелтевших конспектов, отойти от лекционной формы обучения и посмотреть на учебный процесс под другим углом.

Может ли преподаватель создать «мотивационную воронку» для студента? Как активизировать креативное мышление? Насколько оправдан информационный подход в образовании, когда ученик рассматривается в качестве чистого листа, который нужно обязательно заполнить? А можно ли вообще совместить академические традиции и образовательные инновации? Обо всем этом рассуждали участники круглого стола, который прошел в стенах Белгосуниверситета. Участие в дискуссии приняли преподаватели из разных факультетов университета и российские гости —  представители научно-теоретического журнала «Педагогика».


Инновации ради инноваций?

Ранее образовательные стандарты оставались неизменными в течение десяти-двадцати лет, а теперь каждые год-два компетенции, требующиеся от выпускников, пересматриваются. Поэтому остро стоит вопрос: чему учить студента?

— Очень много инноваций предлагается в последнее время на уровне форм и методов, чрезвычайно активно продвигается дистанционная форма обучения. Но у меня всегда возникает вопрос: а для чего мы это делаем? Для развития креативности? Уверен, что впереди всех наших инноваций должна быть цель и понимание того, как наши действия отразятся на студенте в конечном итоге, — поделился своими мыслями и сомнениями с коллегами Андрей Король.

— Во время моей работы заместителем директора Института инновационной деятельности в образовании основную свою задачу мы видели в том, чтобы не просто собирать инновации. Конечно, их нужно собирать, создавать банк... Но наша первоочередная задача была в том, чтобы выявлять возможности для реализации и тиражирования этих инноваций, смотреть, в чем причина задержек, почему они или совсем «не пошли», или внедряются с такой скоростью , что и смысла нет их реализовывать, вырабатывать какие-то критерии для оценивания их эффективности, — констатирует главный редактор журнала «Педагогика», доктор педагогических наук, профессор Руслан БОЗИЕВ. — Не стоит забывать, что за любыми нашими действиями стоит судьба конкретного студента (учащегося). И мы можем сколько угодно упражняться в своих инновациях, а потом выяснится, что мы просто отбирали время у этого человека...

Андрей Король уверен, что ценность знаний зависит от способа их получения, однако студентов и учащихся лишают возможности участвовать в кухне по их «приготовлению», а просто подают на блюдечке в готовом виде... И вот тут возникает вопрос: а что такое образование вообще ? Процесс передачи и усвоения новых знаний? Трансляция готовой информации, упакованной и расфасованной по различным дисциплинам и учебным планам, чужого социально адаптированного опыта или приобретение своего, создание собственного образовательного продукта? Образование — это диалог или монолог?

— Человек сегодня все больше молчит, не в буквальном смысле молчит, а потому, что ему просто нечего сказать. Со всех сторон мы слышим постоянное тиражирование чужих цитат и фраз. Но можно ли смотреть на мир нестандартно и нешаблонно, когда тебе транслируют стандартную шаблонную информацию? рассуждает ректор БГУ. Полученное от других, как правило, быстро утрачивается. Второй фактор человек не только молчит, но и плохо слышит. Плохо слышит другого, потому что плохо слышит себя. Отсюда высокая степень тревожности, шаблонность поведения и мышления.

Тяга к знаниям исчезает вместе с расширением доступа к любой информации. Информация ворует, поглощает смыслы. Но знания и информация — все же разные понятия... Что такое эвристическое обучение? Это обучение на основе диалога. Важнейшим его элементом выступает открытое задание, на которое у каждого может быть свой ответ и которое раскрывает внутренний потенциал учащегося, мотивирует его на поиски... Функции преподавателя (учителя) при этом также изменяются: он не дает знания, а организовывает их поиск. В результате студент совершает собственные открытия, познает себя... В диалогичности обучения заложена возможность личного роста для студента или школьника: тот учится ставить собственные цели, сопоставлять, анализировать, дискутировать, развивает свои креативные качества, создает собственный образовательный продукт... И вопросы он задает уже не информационного плана, а объемные, которые выходят за пределы одного предмета, у него формируется целостность представлений о мире. Выявление потенциальных возможностей человека (креативных, познавательных), способностей рефлексировать, анализировать, принимать самостоятельные решения это и есть проблемное поле как для школы, так и для университета. Что важнее: научить давать правильные ответы или все-таки научить задавать вопросы?

Фундаментальные знания или прикладные?

У юридического факультета Белгосуниверситета есть своя специфика: будущие адвокаты должны уметь хорошо слышать другого человека.

Нам сейчас нужны специалисты совсем другой, новой формации, объясняет заведующая кафедрой гражданского процесса и трудового права юридического факультета БГУ Оксана ЗДРОК.  Суды (не только у нас, но и во всем мире) не справляются с потоком дел, с ростом судебной нагрузки, которая образовалась из-за того, что на международном уровне была провозглашена идея защиты прав людей. Действуют правозащитные организации. Люди активно пошли в суды, и это один из признаков цивилизации. Поэтому сейчас перед правовой наукой стоит задача снизить поток судебных дел, научить людей самих решать спор в досудебном порядке, вот почему очень востребованы альтернативные способы судопроизводства: медиативные, переговорные технологии. Необходимо учить людей разговаривать. Сейчас все ориентируются на так называемую правовую позицию Европейского суда по правам человека. Одну и ту же ситуацию можно аргументировать по-разному. Поэтому видение ее с разных сторон, развитие проблемного мышления для наших выпускников очень актуально.

На механико-математическом факультете сегодня готовятся специалисты шести абсолютно разных специальностей, говорит профессор кафедры теории функций Наталья БРОВКО. У нас тоже есть свои особенности. Первое важное обстоятельство большой объем математических фундаментальных дисциплин, которые составляют ядро ​​обучения. Как шутят наши преподаватели, математический анализ, которому мы учим сегодня, это математический анализ, который был разработан еще в XVII веке, и что мы столько лет «жуем»? Очень часто такой вопрос возникает и у наших студентов: для чего все это нужно? Второй момент стремительное развитие ІT-технологий и уклон в эту подготовку. На факультете развернулась достаточно острая дискуссия между представителями чистой математики и представителями кафедр, которые преподают ІT-технологии. Вопросов много. Например: какое место должны занимать сегодня информационные технологии в обучении? Зачем студенту учить методы интегрирования, если он может просто нажать кнопку и программа посчитает интеграл? Как нам совместить фундаментальную подготовку с использованием ІT-технологий?

Наши выпускники говорят: «Если на первом-втором курсе я считал, что математика это что-то безумное, то, что нельзя постичь, то ближе к четвертому курсу, когда я уже стал готовить дипломную работу, понял, что это язык, который передает мысли». Но до этого он должен прийти, это называется формированием культуры занятий математикой...

Сопоставлять, анализировать, дискутировать

— А знаете ли вы, что когда в Массачусетском технологическом институте увидели, что их выпускники становятся людьми, которым другие люди неинтересны, там полностью изменили содержание обучения и включили в программу 11 дисциплин гуманитарного цикла, в том числе музыку, изобразительное искусство, поэзию и другие? И каждый студент (будущий специалист в области ядерной физики или астронавт) должен выбрать из них для себя три, прослушать полный курс лекций и сдать тестовые экзамены, — обратился к коллегам Руслан Бозиев. — В Советском Союзе на проблему гуманизации инженерного образования обратили внимание в Московском государственном техническом университете имени Баумана еще в конце 60-х годов.

Давайте вместе разберемся, кого мы готовим? Технократов в худшем смысле этого слова или людей, которые будут контактировать не только с машинами, а с такими же, как они сами, то есть человек с человеком? Сохранится ли при нынешних подходах в человеке человеческое: доброта, сердечность, умение понимать, сочувствовать другому?

Воспитание в современном мире — очень сложный процесс, потому что, с одной стороны, мы проповедуем ценности капиталистического мира: каждый человек успешен сам по себе, и он тем более успешен, чем больше преодолевает сопротивление окружающих. Человек человеку не друг, товарищ и брат, а соперник. И если мы будем поддерживать это соперничество без оглядки на окружающих, то получим печальный результат. Я думаю, что необходимо перейти какую-то точку, после чего мы, наконец, поймем: отношение к воспитательной работе надо менять. Что воспитывать? Как воспитывать? И главное, на чем воспитывать?

Очевидно, что кризис в гуманитарном знании отражает в первую очередь как изменение внутреннего мира человека, так и положение человека в мире. Извечный спор между лириками и физиками был, есть и, наверное, будет всегда...

— Мир все более усложняется и становится абсолютно непредсказуемым, — констатирует Андрей Король. — А что делаем мы? Даем правильную, предсказуемую информацию с заранее известным результатом... «пичкаем» студента знаниями, а не развиваем креативность. Для подготовки современных специалистов, которые будут востребованы нанимателями, требуется переход от монологического характера обучения к диалогу. Молодежь раскрывается только тогда, когда ей интересно. Формула мотивации очень проста: говоря языком математиков, мотивация прямо пропорциональна самореализации.

В прошлом году в БГУ был создан межвузовский портал «Креативное образование: методология, содержание, практика». Это интерактивная интернет-площадка с возможностью дистанционного участия в ее работе всех желающих и налаживания диалога. Эвристическое обучение, на которое мы делаем ставку — это обучение на основе диалога, которое раскрывает ученика. Главной проблемой при внедрении подобной формы обучения в наших вузах, наверное, будет нежелание некоторых преподавателей совершенствоваться и прилагать больше усилий для того, чтобы студент не просто зазубрил, а понял и знал, как этим в дальнейшем пользоваться. И никакие приказы не в силах изменить ситуацию в учебном процессе, пока конкретный человек не придет и не начнет ее менять.

Андрей Король:

— Портал — это зеркало деятельности наших педагогов. На нем размещаются и проводятся в онлайн-режиме тематические вебинары, круглые столы, семинары и конференции, дискуссии, обсуждаются образовательные стандарты, учебные программы, технологии обучения. И с удовольствием отмечу, что определенная часть педагогов уже посмотрела на свою деятельность под другим углом.

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото пресс-службы БГУ и Татьяны ТКАЧЕВОЙ

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.