Вы здесь

Белорусский бизнес думает не только о прибыли


В нашей стране немало частных компаний, выбирающих деятельность, которая приносит пользу обществу

В Минске состоялся Третий форум социального бизнеса Беларуси. Участники обсуждали правовое регулирование этого вида деятельности в разных странах, а также делились успешным опытом.


Олег Токун.

Нужно больше себя популяризировать

В нашей стране разработан проект закона о социальном предпринимательстве и сейчас члены консультативного совета при Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь и представители общественных организаций и бизнеса активно обсуждают его. «Все признали, что такая деятельность в Беларуси есть, она полезна для общества и может помочь государству в решении социальных проблем», – отметил начальник управления политики занятости Минтруда Олег Токун.

Он напомнил, что социальное предпринимательство в нашей стране начиналось с решения проблемы трудоустройства инвалидов. Но практика показала, что через социальный бизнес можно еще улучшить жизнь уязвимых категорий населения, реализовать интересные проекты в области образования и экологии.

По словам Олега Токуна, одним из спорных моментов концепции закона о социальном предпринимательстве являются налоговые льготы и иные преференции. Он полагает, что стоит больше сконцентрироваться на нематериальной поддержке социального бизнеса. 

Отвечая на вопрос, чем сегодня можно помочь продвижению социального бизнеса, чиновник ответил, что этому сегменту предпринимательства нужно больше говорить о себе. Мало сюжетов по телевидению, репортажей в газетах. «Возможно, люди и не знают, что есть такое явление», –– предположил Олег Токун.

Координатор программы по развитию социального предпринимательства ОДБ Брюссель в Беларуси Максим Подберёзкин подчеркнул, что в этом году форум социального бизнеса впервые поддержало Министерство труда и соцзащиты. После проведения первого форума в 2017 году наметились следующие тенденции: появилось немало проектов, рассчитанных на поддержку пожилых людей, активно включаются в работу регионы. Не остались в стороне и айтишники: в частности, они разработали мобильные приложения, которые во многом облегчают решение социальных проблем.

Не бояться, верить в себя и уверено идти к цели

Среди успешных примеров социального бизнеса участникам форума рассказали о работе первого магазина товаров без упаковки zerro.by. В январе он открылся в интернет-версии, а уже в мае появилась стационарная торговая точка. «Нам казалось, что здесь будут покупать вещи наши знакомые из экологической тусовки, но приходят и совсем незнакомые люди, – поделилась соосновательница магазина Светлана Гатальская. – Сейчас у нас много заказов из регионов, есть желающие работать по франшизе. Мы стремимся к тому, чтобы в нашем магазине было как можно больше товаров отечественных производителей. Завтра поеду забирать наш заказ – первые металлические белорусские трубочки для коктейля». На этом примере хорошо видно, как одно предприятие социального бизнеса, в данном случае магазин, втягивает в свою орбиту несколько других – поставщиков товаров.

Директор «Центра активного долголетия» Елена Демидова рассказала об уникальном опыте сотрудничества с ОАО «Галантэя». Центр посещали несколько работниц предприятия пенсионного возраста. Они хотели продолжать работать, но чувствовали, что немного отстают от современных технологий. Специалисты центра долголетия встретились с руководством фабрики, обсудили варианты сотрудничества. В итоге пенсионерки прошли необходимое обучение, в том числе получили компьютерные навыки, и не просто остались на своих рабочих местах, а чувствуют там себя достаточно уверено. Всех работающих пенсионеров, приходящих в центр, специалисты просят: «Расскажите о нас вашим нанимателям».

Касаясь интересного опыта работы социального бизнеса в регионах, можно привести в пример УП «Сельская Столинщина». С 2011 года предприятие начало скупать у населения использованную полиэтиленовую пленку, чтобы отправить на дальнейшую переработку. Бизнес начинался в одной деревне и даже там некоторые жители по привычке выбрасывали пленку на стихийную свалку, или еще хуже –– сжигали. Однако разъяснительная работа, а также денежная компенсация за сданную пленку сделали свое дело: бизнес успешно развивается, к основному виду деятельности добавилась торговля новой пленкой, семенами, удобрениями. При этом предприятие решает важную экологическую проблему – снижается уровень загрязнения окружающей среды полиэтиленовыми отходами.

Сегодня, если есть желание заниматься социальным бизнесом, можно получить методическую и юридическую помощь в ОДБ Брюссель в Беларуси. Банк Развития Беларуси выдает кредит для такого вида деятельности на льготных условиях, также есть возможности для получения грантов. Главное, как единодушно говорили участники форума, не бояться, верить в себя и уверенно идти к цели.

Организаторами Третьего форума социального бизнеса Беларуси выступили Программа поддержки Беларуси Федерального правительства Германии, ОДБ Брюссель, Фонд «Добра» в партнерстве с социальным предприятием «Ценный капитал» и при поддержке Министерства труда и социальной защиты Беларуси.

Оксана ЯНОВСКАЯ

Фото Facebook ОДБ Брюссель

Выбор редакции

Общество

Инструкция по использованию самого себя. Почему при самоопределении не стоит тратить время на достижение чужих целей?

Инструкция по использованию самого себя. Почему при самоопределении не стоит тратить время на достижение чужих целей?

Как совместить в будущей профессии чтение книг и киберспорт и можно ли это сделать?