Вы здесь

Кто стал обладателем медиаобразовательного «Оскара»?


«Каждый день мы сталкиваемся с огромным потоком информации. Но все ли из того, что нам говорят, правда? Проанализировав некоторые новости, мы пришли к выводу, что на веру надо принимать далеко не все. Необходимо учиться читать между строк, а смотря телевизор или видеоролик, думать, что на самом деле стоит за кадром. Эту мысль мы и попытались донести до наших одноклассников во время информационного часа. Подобрали яркие примеры того, как авторы сознательно или бессознательно искажают информацию, пытаясь повлиять на наши мысли и суждения. Но к сожалению, многие не задумываются, что к информации, как и к пище, которую мы потребляем, нужно относиться очень серьезно. Мы же не бросаем в рот что попало, а следим за качеством продуктов. У наших бабушек и дедушек радио работает с утра до вечера, как фон. Во многих семьях так же работает телевизор. Но можно критически воспринимать информацию, если она непрестанно льется вам в уши? Мы выступаем за осмысленное ее потребление: не просто слушать, смотреть и читать, а делать это через призму логики и здравого смысла ... ». Так рассуждают Татьяна и Андрей Сидоровичы, учащиеся 8 класса минской средней школы № 12, участники конкурса медиапросвещения «Лови фэйк».


Апокалипсис сегодня!

Надо заметить, что основы медиаобразования уже не первый год внедряются в рамках различных учебных предметов в белорусских школах, а принятая в этом году на государственном уровне Концепция информационной безопасности подтвердила актуальность той работы, которую развернули педагоги. Но есть ли у их усилий плоды? Это решило проверить Общество белорусской школы и объявило среди подростков в возрасте от 14 до 18 лет конкурс «Лови фэйк!» Представителям поколения, которое уже родилось с пальцем на клавиши Еntеr, предложили попробовать свои силы в роли медиаэкспертов и высказать мнение на тему «Быть ​​медиаобразованным  — это просто!»: рассказать о проблеме, с которой сталкиваются члены, одноклассники, учителя, родители, соседи, когда смотрят телепрограммы, фильмы, сериалы, читают веб-сайты или «сидят» в социальных сетях, и предложить свой способ их в решения.
Творчество никто не ограничивал: конкурсной работой могли быть мультимедиа (аудио или видео, клип, мини-фильм, анимация, учебный видеоролик, подкаст), графические и интерактивные медиа (инфографика, фото, плакат, комикс, игра, квиз, община или страница в социальной сети) или текстовые медиа (лонгрид, блог, пост, статья в школьной прессе, журналистское расследование, репортаж и другие).

Организаторы конкурса признаются: у них было опасение, что конкурс провалится. Или дети его вообще проигнорируют (мало ли у старшеклассников других забот?), Или не хватит компетенций, и качество работ окажется недостаточно высокой. Но все были приятно поражены и даже озадачен: открыть некоторые конкурсные работы и оценить их смогли только самые молодые из членов жюри — те, что тоже родились «с пальцем на кнопке». Чего стоит только игра-платформер «Путешествие бульбяша», созданная Павлом Корнеевым из средней школы № 2 города Дубровно. Попасть к финишу можно, только ответив на вопросы из истории, географии, литературы, геральдики и культуры Беларуси. Тем, кто преодолеет все препятствия, уже никакие фейки на страшны.

А победители этого конкурса были объявлены на Фестивале медиаобразования в столичном стартапхабе «Имагуру», где собрались малые и большие медиазведы (члены профессионального жюри), а также педагоги выпускники очередного дистанционного курса «медиаобразование в школе».

Из 59 проектов в финальную часть конкурса вышли 32. Их авторы были приглашены на праздник вместе со своими педагогами. В конкурсантов было 90 секунд, чтобы в максимально краткой и яркой форме рассказать о своей идее присутствующим и завладеть их вниманием. Настоящее испытание, с которым подростки блестяще справились.

Валерий МАЗЫНСКИЙ Ивану Зарубе: «Ты рискнул замахнуться на конец мира ...»

Так, восьмиклассник Воропаевской средней школы Поставского района Иван ЗАРУБА представил свой короткометражный фильм «Конец света!»

— Всех приветствую, а попробуйте ответить на вопрос: какие проблемы остаются вечными? спросил парень в аудитории. выделить из них только две: как встретить Апокалипсис и как решить извечную проблему отцов и детей? За две тысячи лет было уже по меньшей мере семь «концов света». И проблемы отцов и детей за две тысячи лет тоже никуда не исчезли ...

Вот что вы будете делать, если узнаете из интернета, что сегодня в 19.00 конец света? Побежите в магазин запасаться «доширакам», сухарями и водой? Скроетесь в подвал? Перестанете обращать внимание на обычные социальные ограничения и нормы? Об этом фильм юного режиссера. Иван Заруба выступил в нем также в качестве оператора и занимался монтажом. Его родной брат снялся в главной роли, а мать была сценаристом.

Парень, кстати, в итоге победил в номинации «Мультимедиа». Театральный режиссер и режиссер документальных фильмов Валерий Мазынский, поздравляя юного «коллегу» с победой, констатировал: «Ты сделал кино! Задумал и, главное, довел дело до конца! Даже если делаешь фильм на 30 минут, то примерно раз сто хочешь все бросить и раз пятьдесят бросаешь ... А ты рискнул замахнуться на конец света! Это очень сложно: придумать идею, организовать вокруг себя людей, чтобы ее реализовать. Но у тебя все получилось ... »

Большая половина или меньше?

В номинации «Текстовые медиа» главный приз достался автору статьи-исследования «Математика против информационных «уток» Максиму ЮДЕНКОВУ с Усходовскай средней школы Могилевского района (руководитель - учитель математики Елена Михайлова). «Мне 15 лет, я учусь в математическом классе самой обычной деревенской школы, — рассказывает парень сам о себе. — Более года «охотился» в интернете на информационных «уток», перелопатил несколько сотен сообщений, перепроверял, сравнивая, вычисляя и получил от такой работы большое удовольствие. Так у меня появилась своя копилка «уток» из интернет-сообщений. С результатами моей работы я выступал на школьной конференции, а также перед учителями математики Могилевской области и их учениками. Считаю, что сделал очень полезное дело. Мои друзья признались, что начали перепроверять цифровые данные в интернете. Я привил им здоровый скептицизм. Кстати, проверил свой текст на tехt.ru. Результат — 95% уникальности».

Честно говоря, примеры, которые приводит Максим, нужно преподавать студентам еще на журфаке, чтобы не распространять информационные «утки» дальше.

— Среди текстов различных видов и жанров (новостей, информационно-аналитических статей, сообщений и докладов), размещенных в интернете и проанализированных в ходе исследования, довольно часто встречается словосочетание «большая половина», — говорит Максим. — После поискового запроса интернет выдал мне примерно 28800000 результатов! Вот некоторые из них: «большая половина участников опроса ... считают себя верующими»; «Большая половина британских детей хочет работать в видеосфере»; «Вот и прошла большая половина поста», «большая половина ретро-автомобилей в исправном состоянии» ...

Опираясь на математическое определение половины, делаем вывод, что половина не может быть большей или меньшей, она равна второй половине целого. В случаях сравнения частей целого автором медиатекста целесообразнее использовать словосочетания «большая часть» или «меньшая часть».

В результате исследования выяснилось также, что еще одной языковой конструкцией, которая очень часто используется, является фраза «на порядок больше». С ее помощью авторы статей стараются подчеркнуть существенную разницу между величинами, которые они сравнивают: «в целом из-за правильного питания продолжительность жизни диабетиков на порядок выше, чем у здоровых людей». Средняя продолжительность жизни в России в 2013 году (год выхода статьи) составляла 70,58 года. По утверждению автора, продолжительность жизни диабетиков на порядок больше, значит, составляет как минимум 100 лет. Это противоречит не только математике, но и здравому смыслу. «На порядок» означает в десять раз.

А утверждения такого рода, как «интеллект собаки на порядок выше кошачьего», «качество услуг на порядок выше» или «уровень жизни на порядок выше», с точки зрения математики вообще лишен смысла. В результате исследования приходим к выводу — популярная среди журналистов фраза «на порядок больше» не несет конкретной информации об изменении величины.

Максим советует авторам вместо такого неконкретный сравнения пользоваться термином относительности (вдвое больше, втрое, в семь раз) или пользоваться процентами: на 150% больше (это означает в два с половиной раза). Здесь изменения вполне понятны и не противоречат законам математики, утверждает юноша.

Создатели группы «Ваши фейки в наших руках» - учащиеся Оршанской 20-й средней школы: «Мы сами учились, что такое фейк, как их ловить и что с ними делать».

«Холодное оружие» на войне

Настоящая охоту на фейки организовали учащиеся средней школы № 20 из Орши, создав в социальной сети «ВКонтакте» группу «Ваши фейки в наших руках». Их банк постоянно пополняется новыми примерами — ухищрениями маркетологов, рекламодателей, письмами и рассылками по электронной почте, которые содержат множество привлекательных предложений, ошибками, найденными в учебных пособиях и так называемых «решебниках».

Шестиклассницы Кристина Харланова и Дарья Богданович советуют не списывать домашние задания с ресурса ТД. Во-первых, там много ошибок, а во-вторых, номера заданий могут не совпадать. «Похоже на то, что люди зарабатывают на нашей лени и нежелании учиться, — предупреждают они. — Если что, лучше у одноклассников за пирожок списать, а идеальный вариант — самим мозгами пошевелить! Вывод — учиться, учиться и еще раз учиться !!!» В своей группе девушки разместили скриншоты реальных домашних заданий и их фейковые готовые решения.

«Многие думают, что фейк — это исключительно поддельный аккаунт, мошенничество или недостоверная информация в СМИ. Однако фейковую могут быть и действия. Отдельное видом психологической оружия фейки становятся на войне, — узнаем мы из общин в социальной сети. — Яркий пример такого фейка можно найти в повести Василя Быкова «В тумане». Главный герой произведения Сущеня, попав в плен к фашистам, не соглашается с ними сотрудничать, и за это его страшно наказывают: отпускают домой. В результате этого фейкового действия жизнь героя становится невыносима, и вот он уже завидует своему повешенному другу, так как они погибли героями, а к нему, честные люди, все, даже самые близкие, относятся как к предателю. Это только один пример использования фейка как холодного оружия на войне».

Учитель белорусского языка и литературы из 20-й школы Елена ПАНКРАТОВА, курирующая подростков, констатирует: «Главная особенность нашего проекта в том, что во время реализации идеи мы сами учились. Если остальные знали, что они хотят сказать, мы создали общину и вместе учились тому, а что же такое фейк. Как их ловить и что с ними делать? Дети сами снимают видеоролики, пишут тексты, делают видэападборки ... Борцы с фейком Глеб Анисимов, Кирилл Соломенников, Илья Коташи, Мария Ольшевская и Екатерина Барановская получили на конкурсе победу в номинации «Графические и интерактивные медиа».

Ярким украшением медыяфэсту стала игра «На очертя голову», посвященная медиа: образованные случайным методом команды из учителей и учеников учились вместе на фестивале в формате мазгабойни. «Хитом» стал вопрос, на который никто из присутствующих не смог дать правильный ответ: «Сколько пар животных взял с собой на ковчег Моисей?»

Учителя из гродненской средней школы № 26 Татьяна и Сергей ФАДИНЫ (Татьяна преподает английский язык, а Сергей — физику) презентовали во время фестиваля авторский дистанционный курс для подростков «Вижу. Слышу. Понимаю », который они планируют запустить в новом учебном году. Знаете ли вы, откуда взялось слово «спам»? А на какое понятие британские власти постановили заменить в официальных документах термин «fаkе nеws»? Что такое кликбэйт? А в какой социальной сети больше всего сапог — аккаунтов, управляемых программами, ориентированными на манипуляции и изменение общественного мнения? Возможно, нам всем вместе с подростками надо записаться на их курсы?

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото автора и Веры МАЦКЕВИЧ

Название в газете: «Вашы фэйкі — у нашых руках»

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.