Вы здесь

Кто входил в литературную богему начала 1930-х годов


В начале 1930-х в стране бурлила литературная жизнь: выходили журналы «Маладняк», «Узвышша» и «Полымя»​. Существовал и Дом писателя, а напротив него располагалось Белорусское государственное издательство. Там же — редакции журналов, газет и бухгалтерия, в которой писатели получали гонорары. После шли отмечать событие в столовую, которая находилась в подвале Дома писателя. Там, наверное, и появился ТАВИЗ.


Валерий Марков в «Шашлычной» на улице Комсомольской. Минск, 1930-е годы.

В рамках проекта «На хвалі часу, у плыні жыцця» Государственный музей истории белорусской литературы предложил лекцию, которую подготовил исследователь, литературовед, сотрудник Белорусского государственного архива-музея литературы и искусства Виктор Жибуль. Первое, что отметил докладчик, это то, что в энциклопедиях нет информации про "Таварыства аматараў выпіць і закусіць" (именно так расшифровывается аббревиатура), так как это объединение было неформальным, создалось как богемное сопротивление белорусскому литературному официозу. Существовала даже версия, что ничего на самом деле и не было, все — мистификация. Но в журнале «Роднае слова» за 1997 год вышла статья Левона Юревича под названием «ТАВИЗовцы: о судьбах участников одного литературного объединения». Суть её в том, что в архиве поэта-эмигранта Юрия Витьбича исследователь наткнулся на его письма на критику Антона Адамовича с рассказом об объединении. Правда, в существование ТАВИЗа поэт не поверил, несмотря на то, что сам и нашел о нем информацию. Ведь подобных сведений нигде больше не встречалось ...

Но поиски не прекращались. Что-то открывалось и случайно. Так, свидетельством существования ТАВИЗа служит документ той эпохи: заметка, напечатанная в «Советской Белоруссии» за 1 февраля 1931 года за подписью Б. Б. Подхваченный волной борьбы с «богемщиной» и «нацдемовщиной», в заголовке автор утверждал: «Организаторам богемы не место в рядах пролетарских писателей!» Далее сообщалось, что « ... группа богемствующих писателей нашла себе убежище в Доме писателей и чувствовала себя там как дома ... Все приключения этой группы приобретают организованный уже характер и вырастают в объединение под названием ТАВИЗ .. . Наиболее печальным является то, что во главе ТАВИЗа находятся такие писатели, как Звонак, Ходыко и Моряков»...

Как писал в воспоминаниях об этой группе Юрка Витьбич (он и сам был ее участником), ТАВИЗовцами являлись Михаил Багульник, Тодор Кляшторный, Сергей Дорожный и много других. Они представляли из себя демонстрационную в отношении Союза писателей БССР запрещенную богему.

Витьбич подчеркивал, что не в залах и кабинетах Дома писателей, а в кабачках на Советской и Комсомольской столичных улицах обсуждали талантливые ТАВИЗовцы свое творчество — заседания обычно проводились в кафе, пивной, шашлычной, в гостинице или на квартире. Были даже встречи на закрытом от любопытных глаз балконе ресторана «Европа».

В самом названии ТАВИЗ ощущался и эпатаж, и пародия на тогдашние официозные учреждения, старались придумать такую аббревиатуру. Было и стремление скрыть крамольную литературную деятельность, так как на собраниях читались не стихи, предназначенные для печати, а те, что писались для себя, — каждый в них чувствовал себя сам собой. Писатели и камуфлировали свою общину под сборище алкоголиков потому, что так было проще и безопаснее. Если поэта застукивали за написанием контрреволюционных стихов, дело могло закончиться гораздо более трагично, чем когда его задерживали в нетрезвом виде. Тогда, в 1930-х, прокатилась волна репрессий по делу Союза освобождения Беларуси ... С другой стороны, чем ближе было до середины 1930-х, тем более в обществе чувствовалось напряжение, в печати часто появлялись статьи одиозных критиков с политическими обвинениями . Поэтому неудивительно, что у поэтов были трагические предчувствия — они старались ухватить последнюю возможность испытать радость в виде дружеского застолья перед тем, что их ждало впереди. Михаила Багуна, одного из ярких лидеров, и называет Юрка Витьбич изобретателем названия группы. Писатели тогда должны были вести двойную жизнь. Да, они печатали в газетах и ​​журналах стихи, в которых прославляли курс партии и тогдашних вождей. Однако Витьбич вспоминает, что поэты имели в запасниках и стихи на смерть партийных вождей и, если это событие случалось, вписывали фамилии в готовый стих и бежали в редакцию.

Двойная жизнь ТАВИЗовцев проявлялась еще и в том, что они занимались коллективным творчеством для детей. В журналах за 1934-1935 годы можно увидеть стихи, которые писали вместе Тодор Кляшторный и Алесь Дударь. Немного позже к ним присоединился и Валерий Моряков. Внимательное прочтение произведений для детей наводит на размышления: а кто подразумевается в главных образах? Возможно, творцы изобразили собственные переживания, тревожные предчувствия. Те же тревожные образы встречались и во взрослом творчестве ТАВИЗовца Тодора Кляшторного.

Среди воспоминаний Юрия Витьбича есть упоминания о том времени, когда принималась сталинская конституция: повсюду в государственных учреждениях шло активное обсуждение события, а чиновники от литературы отмечали ее горячими речами. Тогда же в столовой Дома писателя за бокалом горького пива сидели Алесь Дударь, Валерий Моряков и Владимир Ходыко. К ним подошел Купала и зачитал отрывок поэмы «Над ракою Арэсай», посвященной коллективизации и индустриализации. И спросил: «Ну как вам, ребята?» Те в ответ промолчали. Купала понял их молчание, сказал: «Да, и я с вами согласен, а вот им там понравилось ...» После Купала зачитал наизусть стихи Алеся Дударя — тот был настолько тронут, что заплакал.

У Витьбича есть удивительная история: ТАВИЗ просуществовал до самой войны. Но такого быть не могло, уверен Виктор Жыбуль, ведь в 1937 году многие участники общества были арестованы, расстреляны или отправлены в лагерь. Только Эдуард Самуйлёнок умер в 1939 году не в тюрьме — от туберкулеза. Деятелей, из которых мог состоять ТАВИЗ, уже не было, убежден исследователь.

Тем не менее кто знает, что еще скрывают архивы? ..

Яна БУДОВИЧ

Название в газете: Аб'яднанне, якога не было. Афіцыйна

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.