Вы здесь

Как судэксперты готовятся к играм?


Судебные эксперты также готовятся ко II Европейским играм. Перед спортивным форумом они получили новейшее оборудование, которое позволит оперативно осматривать места происшествий и делать срочные экспертные исследования. Демонстрация достижений состоялась в Минском городском управлении Государственного комитета судебных экспертиз (ГКСЭ). Подготовленность экспертов к Играм проверил лично председатель ведомства Андрей Швед.


— Подготовка к работе во время масштабных спортивных соревнований была начата в прошлом году, — отметил глава ДКСЭ. — Мы не только закупили десятки комплексов новейшего оборудования, но и подготовили людей, в том числе и за рубежом. И это дало огромный плод. Например, обработка следов пальцев рук и ладоней теперь будет занимать менее 20 минут. Кроме того, наш специалист может на месте получить информацию о том, кому именно принадлежит отпечаток. Немногие страны обладают комплексами подобного рода. Достоверность и эффективность их работы очень высока. И это еще не все — мы дооснастили наши лаборатории мобильными комплексами, которые за считанные минуты позволяют определить подлинность документов, денег.

В течение нескольких лет мы оснастим подобным оборудованием все наши структуры в крупных городах. Такую технику можно увидеть в ФБР, Европоле, других ведущих криминалистических подразделениях мира. Но мы стараемся, где возможно, внедрять отечественные разработки.

Председатель ГКСЭ отдельно остановился на теме ложного «минирования» в Минске крупных объектов.

— В любом случае, телефонный «минер» оставляет свой индивидуальный след. Это голос. Он, как и отпечаток пальца, и ДНК, — вещь исключительно индивидуальная, — заметил Андрей Швед. — Да, голос можно попробовать исказить, придать ему другую тональность. Но это не поможет изменить его физические характеристики. У нас есть базы данных, где записан большой массив голосов подозреваемых лиц. И если к нам поступает очередной образец голоса, то мы или сравниваем его с теми, которые дают нам правоохранительные органы, или «прогняем» через свою базу.

На площадке возле управления ГКСЭ по Минску были размещены передвижные криминалистическая и взрывотехническая лаборатории. Свою готовность показало и специальное подразделение по работе с источниками ионизирующего излучения.

Автор этих строк смог частично примерить на себя амуницию, которую надевает эксперт, когда забирает радиоактивную пробу. Сперва — свинцовый фартук, защищающий от гамма-излучения. На голову надеваю шлем. Беру в руки щуп и цепляю белую пластинку, которая является по легенде условно радиоактивной. Что и говорить, под почти тридцатиградусным жарким солнышком амуниция, которая весит килограммов семь, нагревается очень быстро. А это мы еще не защитили ноги!

— Обратите внимание на этот белый костюм, — говорит начальник отдела исследования механизмов горения центрального аппарата ГКСЭ Ростислав Курсевич. — На первый взгляд кажется, что он весит много. Но на самом деле костюм очень легкий. Он предназначен для защиты от альфа- и бета-излучения. На обоих рукавах закреплено по дозиметру. Один из них показывает радиационную обстановку в режиме реального времени, второй — накопительный. Он используется, когда в загрязненной зоне нужно провести определенное время.

Такое оборудование появилось у судебных экспертов где-то около года назад. Разработано оно в Беларуси. Исключение — панорамная камера на капюшоне. Она нужна для съемки местности. Небольшие радиоактивные объекты можно положить в специальный фольгованный конверт. А вот если речь идет о гамма-излучении или габаритном предмете, то здесь уже будет использована специальная бочка, сделанная из специальной марки стали.

Эта бочка используется и во время взрыво-технических экспертиз. Она может выдержать взрыв около 400 граммов тротила. Скажем, автомобиль такое количество взрывчатки разнесет вдребезги. Обычную гранату в такой бочке взорвать можно спокойно. Раньше эксперты собирали взрывоопасные предметы и везли их централизованно на полигон. Теперь же это правило действует только для крупных боеприпасов — например, снарядов. Соответственно, сама экспертиза готовится быстрее. Эта камера сделана в России. Однако наш Институт порошковой металлургии ее существенно модернизировал. Российские там остались только внешние стены.

Эксперты также продемонстрировали деятельность лаборатории, предназначенной для забора биологических следов. В том числе — и запаха.

— Запах может храниться или на предмете, или в воздухе на месте происшествия, — говорит главный эксперт отдела криминалистических учетов Центрального аппарата ГКСЭ подполковник юстиции Денис Кузьменко. — Эти следы собирают довольно давно — уже несколько десятилетий. И все это время нашими помощниками остаются собаки. Лучше их запах не распознает никто.

В арсенале экспертов есть и разноцветные ультрафиолетовые фонари. Они используются для того, чтобы найти биологические следы. Например, если слюна высыхает, человеческий глаз ее не увидит. А вот специальный фонарь ее высветит, как на рентгене.

Кроме того, эксперты показали возможности оптического автомобильного эндоскопа, который используется при поиске повреждений автомобилей в труднодоступных местах и скрытых полостях, а также мобильный комплекс, предназначенный для добытия информации с мобильного телефона.

Существенный шаг вперед сделан в дактилоскопических исследованиях. Новое оборудование может получать и передавать информацию о найденных на месте происшествия следах рук даже под водой.

Таким образом, судебные эксперты подходят ко II Европейским играм в максимальной готовности.

Валерьян ШКЛЕННИК

Фото Андрея САЗОНОВА

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.