Вы здесь

Жительница Гродно выступает в театре La MaMa на Манхэттене


В Гродно Евгения Романович заслужила репутацию человека, который создает атмосферу внимания и уважения к театру. Открытого. Нового. Смелого! Скоростью мысли, внутренним куражом, способностью к грандиозным проектам и фантастическим целям девушка вдохновляет единомышленников, привлекает учеников. И вот теперь она танцует в театре La MaMa на Манхэттене.

Корреспондент «Звязды» связалась с Евгенией Романович в разгар премьерных показов в Нью-Йорке. Побеседовали о глобальном и конкретном. Куда идут театр и современный танец? Какие тренды задают тон? Какая экзотика есть в Гродно в творческом пространстве «ДОМ46»? Обсудили и сумасшедшие, безумные творческие ритмы Нью-Йорка.


Американский вау-эффект

«Это удивительный город. В метро встречаются поразительные музыканты, каким бы, казалось, место на большой сцене. Но это — Нью-Йорк, варварская конкуренция, — делится Евгения. — Удивляет смелая открытость американцев. Я ехала в лифте гостиницы с незнакомцем, а он мне говорит: «Хм... Сегодня были очень вкусные булочки на завтрак». Пожелать хорошего дня прохожему — легко! Другая атмосфера, другое общество. Молниеносны скорости! Я ходила на разные занятия в танцевальные школы: уличные, контемпорари, балет. И хочу сказать: американцы технические, быстрые, они не знают слов «не могу», «не умею».

Для постановки «Солнце взошло — мы здесь» всемирно известная американская хореограф Калин Томас-Янг прилетела в Польшу. Она отобрала 10 человек: американцы, поляки, украинец и белоруска. Евгения Романович чудом узнала о кастинге в Люблине. После Белорусской академии искусств девушка работала в кукольном театре в Гродно, были за плечами польские и русские проекты, французский фестиваль. Но опыт с американским хореографом — впервые.

«Солнце взошло — мы здесь» — контемпорари перформанс, это значит, показывает современный танец, импровизацию, движения из джаз-танца, йоги, восточных единоборств и многих других направлений. Считается, что контемпорари родился от модерна, который стал возможен благодаря свободному танцу. Основательницей последнего считают Айседору Дункан, которая первая сказала «нет» классическому балету. И сегодня мы имеем современный танец как отдельный свободый язык тела, способный передать не только попсовую любовную историю, но и глубокие серьезные вещи.

«Все контемпорари перформансы неоднозначные, нельзя сказать: «А работа о том». Потому что каждый через собственный опыт (какие книги читал, какие фильмы смотрел, как разбирается в политике, экономике) будет читать язык тела по-своему, — говорит Евгения. — Для меня наша постановка — о состоянии человека. Мы делим мир на «пати» (вечеринку), где все классно, все тусуются, яркий свет, нам весело, и реальность, где много мусора. Это же ставила хореограф из США. У них и правда грязные улицы, столько мусора, что нам, белорусам, и не снилось. И у Калин ощущение мира через эту грязную улицу. Мы использовали крафтовую бумагу. Она валялась у нас повсюду, висела хлопьями, лежала. Мир, где разруха, где все не так, как тебе кажется или хочется. И для меня вечеринка, когда мы в детстве видим все в огнях, а дальше вырастаем и попадаем в мир реальный. В нашей постановке человек часто наклонен, не состоит прямо, лежит, сидит неровно. Вот это ощущение неудобства, когда тебя постоянно ломает (пауза). Для меня мой смысл очень ценен. Ведь я долго не понимала, о чем работа. Однажды в Люблине вышла после репетиции на улицу и увидела бомжа, который сидел и спал на скамейке именно так (!), в наклоненном состоянии. Я поняла о чем наша работа! Состояние нестабильности, клоненности. Как ты это проживаешь, ищешь счастье».

«Как же вас встретил зритель?» — спрашиваю.

«Режиссер сразу сказала, что американский зритель опытный, любит технику, вау-эффект. Чтобы бах, бах! Сильное шоу! Да, здесь действительно поп-культура профессиональная, яркая. Посмотрите на суперкрутой концерты Мадонны, Бейонсе! И в современном танце американский зритель также опытный. Мы получили позитивные отзывы на постановку, люди благодарили, говорили, как им интересно, как это классно. Раскрывались политические, экономические штуки. Многие подчеркивали дружности команды. Я не видела работу со стороны, но внутри нее было очень здорово существовать, потому что я понимала, что и для чего мы делаем, и чувствовала в этом миссию. Кстати, нас пригласили в Японию. И (смеется) было бы классно выступить в Беларуси. Режиссер спрашивала: «Женя, а это реально? — улыбается Евгения Романович и добавляет: — Мы хотим приехать в Беларусь, но нужен организатор».

Быть или не быть?

Белоруску вдохновляют вещи тонкие, едва заметные движения духа. Помните? «Душа должна работать и день и ночь, и день и ночь». В случае Евгении душа любит свою работу и часы не считает. И для саморазвития в США работают сутками непрерывно. Если танцор за час зарабатывает 17 долларов, а час мастер-класса стоит 20, то он не заработает, чтобы учиться. В этом Евгения Романович видит обратную сторону медали. Хотя много есть и бесплатных занятий, а театр La MaMa выделяет два миллиона долларов ежегодно на поддержку молодых артистов. В постановках задействованы актеры, танцоры из семидесяти стран мира.

«Отличительный ли стиль работы американского режиссера?» — интересуюсь.

«Я бы не говорила о менталитете. Режиссеры разные: один табуретку в актера бросит, а другой — тактичный. Но то ли это истина, то ли мое субъективное, но в западном подходе нет схемы «руководитель — подчиненный», мы на равных. В Беларуси я чувствовала трепет перед режиссерами. Калин Томас американка и буддистка. А потому работа с ней для меня большое открытие. Она ничего не навязывала, мы рождали постановку все вместе, — говорит Евгения. — Правда, разница есть. Например, ты сделал этюд. Наш режиссер будет долго объяснять, что было плохо вот то-то, и ты будешь переделывать этот этюд раз 20. Калин дает — внимание! — 1 шанс. Не справился? Она говорит с вежливой улыбкой «окей» и молча отвергает твою работу (разводит руками). Идея может быть классная, но если она сразу не стреляет, ее не берут. Мы же в Беларуси можем долго копать, искать один жест часами... А тут: "Ты не нашел жест? Пфф... Все! Кто-нибудь другой сделает этот жест!" С одной стороны жестко, с другой — классно, мегаинтересно, мне нравится такой стиль. Одного для развития нужно погладить, другого — бить (улыбается)».

Гамлетовский вопрос «быть или не быть» стоит перед консервативным театром остро. Новое время диктует свои условия, и театр вынужден торопиться. «На оперных фестивалях в Варшаве азиаты пели — представьте! — классическую европейскую музыку. Значит, интерес к ней у них есть. Но это частный случай. Нельзя воспринимать отдельные явления как тренд. А вот смешение всего — факт. Так, в Европе популярное направление — экспериментал, когда танцоры, скажем, хип-хопа понимают, что им интересно не только осваивать техники, танцевать под музыку, но и рассказывать истории, искать идею и концепцию движений. И вот это уже напоминает театр. Сейчас танцор учит самые разные техники, и успех будет иметь тот, кто сможет их грамотно соединять, ища в этом личное. И в США ценится индивидуальность в любых проявлениях, — акцентирует артистка. — А еще я заметила и такой тренд: аудитории неинтересно просто смотреть танец, она хочет участвовать сама! Танцевать, петь!»

Родной край

Танцевать, петь, рисовать учат в арт-пространстве «ДОМ46». Его открыла Евгения Романович, всколыхнув творческую атмосферу в Гродно. «ДОМ46» не просто студия танца, его выделяет своя широкая творческая политика и собственная философия минимализма. Современные танцы, балет, поэтические вечера, музыкальные мероприятия, показы фильмов, рисование, лекции, встречи в черном и белом залах. Сегодня арт-площадка предлагает и экзотику: бразильское боевое искусство капоэйру, гуржыевския движения, фитнес на батутах. «ДОМ46» — это альтернатива для города, сюда открыт путь людям смелым, возлюбленным в творчество, кому мало просто театра, хочется перформанса. Такие арт-площадки частое явление в Москве, Париже, но для Гродно — новинка.

«Я понимаю, что вы не тот человек, который при трудностях забирает свои игрушки из песочницы и идет в другую... Но, Евгения, не опускались ли руки, когда с некоторыми проектами вы выходили в ноль, а иногда в минус?» - спрашиваю.

«На такую ​​арт-площадку нужно человек пять-шесть, чтобы разделить обязанности и каждый делал свое дело. Мы же и вели занятия, бухгалтерию, организовывали процесс, занимались арендой, мыли пол. А ведение проектов — менеджмент. У меня в этой сфере нет образования, поэтому все интуитивно. Но есть большое желание самой учиться и делиться классными людьми. Например, познакомилась на фестивале и вижу, что человек обладает уникальными знаниями, и мне кажется: «О! Это то, что может помочь нам в Беларуси!» Зажигаюсь, приглашаю в Гродно. Проект заканчивается, он собрал немного людей, но все, кто пришел, получили то, что хотели. И я получила желаемое, и «ДОМ46», и педагог. И обнаруживается, что мы ушли в минус. Я зарекаюсь: больше никаких мастер-классов, но снова приглашаю», — говорит артистка.

Евгения Романович признается, что сейчас в Нью-Йорке очень скучает без «ДОМа46», своего родного пространства, где так тепло, комфортно. Но, начиная заниматься чем-то новым, отнюдь не комфортным для себя, мы сильно расширяем спектр возможностей, как в геометрической прогрессии. Ты идешь навстречу вызову, и пространство открывается тебе. Это напоминает эффект снежного кома, который растет, а с ним растет количество и масштаб возможностей, предложений. Только начни.

Маргарита САДОВСКАЯ

Выбор редакции

Экология

Что каждый желающий может сделать, чтобы улучшить любимый город?

Что каждый желающий может сделать, чтобы улучшить любимый город?

Сотрудники Минприроды рассказали, какая польза от деревьев в городе.

Общество

Универсальный язык качества

Универсальный язык качества

О развитии стандартизации в Беларуси рассказали эксперты.

Сельское хозяйство

Какие задачи стоят перед аграриями осенью?

Какие задачи стоят перед аграриями осенью?

 Аграрии страны подготовили почвы под сев озимых зерновых культур на зерно на площади свыше 1,362 миллиона га, или 89,8 процента к плану.

Молодежь

Ангелина Самолетова: Творчество живет в сердце каждого человека

Ангелина Самолетова: Творчество живет в сердце каждого человека

Студентка БГУКИ — о том, как достигать желаемого, не бояться рисковать и заявлять о себе.