Вы здесь

Как скоро люди смогут стать менее агрессивными?


Не так давно интернет-сообщество взбудоражило видео, которое учащиеся одного из витебских колледжей выложил в сеть. Там они издевались над однокурсником: заклеили ему рот скотчем, связали руки, таскали по полу... Многие тогда задались вопросом: откуда у подростков столько агрессии? Где вообще искать ее истоки — в семье, в социуме, в интернете?

Разумеется, органы охраны правопорядка привлекают к ответственности тех, кто так или иначе применяет насилие к другим. Правда, если те попались. Вот, например, тот же парень из витебского колледжа не заявил сразу на своих обидчиков. Их преступление стало известно, как только видео появилось в сети. И таких, как этот парень, хватает — они просто терпят. Но есть и хорошая новость. Все чаще проблема насилия стала подниматься в обществе. В его причинах стараются разобраться. Проводят круглые столы с психологами, милицией, общественными активистами и деятелями. Не дремлет пресса. А некоторые даже устраивают необычные перформансы. Так, например, однажды неизвестные в столичном парке развесили женскую одежду, облитую красной краской, а на земле разбросали брошюры для жертв домашнего насилия. Психолог и руководитель коррекционной программы для мужчин в Минском городском Центре социального обслуживания семьи и детей Роман Крючков уверен, что на самом деле агрессия присуща всем людям.


— Она словно универсальный двигатель, как в экономике — деньги, или вода в этом мире, — говорит специалист. — Если рационализировать, то агрессия необходима нам, чтобы обозначить свои границы. Эта энергия существует, и мы должны с ней считаться и уметь контролировать. Нас всегда «посещают» какие-то импульсы, которые мы контролируем, несмотря на то, осознаем это или нет. Все живут по каким-то правилам и нормам в отличие от тех же обезьян. Но некоторые не контролируют свою агрессию — неумышленно или умышленно.

— Вы хотите сказать, что есть люди, которые намеренно агрессивные, а есть те, кто неумышленно?

— Здесь на самом деле тонкая грань. Я уже не первый год работаю с людьми, которые испытывают трудности с контролем, и заметил, что у них наиболее распространенная попытка объяснить свое поведение такова: «Я не думаю, что это насилие» или «Все так делают, не только я». Люди ищут способ нормализации своего поведения.

— Вы считаете, что они чаще занимаются самооправданием?

— Да. На самом деле этим занимаются больше людей, чем можно себе представить. Почти все агрессивные люди выросли в семьях. Но мало кто из родителей возьмет ответственность за свои действия или бездействие в воспитании. Как правило, большинство стремится объяснить агрессивность своих взрослых детей тем, что «они такие родились». Люди не привыкли жить сознательно, просто живут рядом с насилием и все.

Разумеется, все жители нашей планеты живут в состоянии перманентного стресса. А вот наш способ справиться с ним — индивидуальный. Если жить в обществе, где считается нормой «разгрузиться от стресса» через насилие над своими близкими и не понести за это ответственности, то такое есть легитимный способ использовать насилие в своей жизни. Но если вы живете в обществе, которое не принимает насилие за норму, воспитывает своих детей без насилия, учит их конструктивно разрешать конфликты с дошкольного возраста и принимает адекватное законодательство в этом направлении, то градус насилия в обществе и агрессивность будут существенно меньше.

— Вы считаете, что иерархии в семье не должно быть?

— Если говорить о власти одного человека в семье, который определяет правила, нормы, поведение, то получается, что второй принимает роль подчиненную. В этом и есть опасность. Если такой «главный» злоупотребляет своей властью, его никто не контролирует и он сам себя не может контролировать (просто не привык, не желает, не считает нужным), то такая система дисфункциональная и патологическая. Ко мне часто обращаются женщины, которые не знают, как жить со своим таким «главным», так как все правила, по которым живет семья, меняются в зависимости от того, с каким настроением такой «иерарх» вернулся, например, с работы. Я не говорю, что женщины не применяют насилие. Да сколько угодно. Но есть своя специфика. Например, женщины используют чаще всего психоэмоциональное насилие, а вот мужчины и психоэмоциональное, и довольно часто физическое.

— Многие считают, что воспитать ребенка, не выстроив четко иерархию, очень трудно. Вы считаете, что родители должны быть друзьями своим детям?

— Иерархию поколений никто не отменял. Она должна быть — это норма. Тем более что родители не могут быть настоящими друзьями. У них роль иная. Воспитать, обеспечить биологическое выживание и научить детей минимальным социальным навыкам. Уже в садике, школе и вузе дадут образование и профессию. База социального взаимодействия, поддержка контактов — все из семьи. Известно, что в процессе жизни они добирают то свое и иногда очень отличаются от родителей. Но если родителям удастся выстроить с ребенком близкие отношения, то это будет счастливый, востребованный человек, имеющий адекватные ролевые модели, он сможет сам выстроить близкие отношения и поддерживать их. Если говорить о дисфункциональных семьях, где один человек решает, за что наказывать ребенка и за что хвалить, и эти решения не всегда адекватные, то ребенок может вырасти с травмированной психикой.

— Вы проводите работу с мужчинами, которые так или иначе применяют насилие в своей семье. С чем они к вам обращаются?

— Вы знаете, нет такого показательного «агрессора» — они все разные. По сути, каждый из нас был свидетелем насилия, жертвой, и агрессором — в детстве, в юности или взрослой жизни. Просто некоторые люди систематически используют в отношениях насилие. Ну, например, мужчина, который приходит и говорит: мол, у меня проблемы с женой, потому что я бью детей. Но он считает, что наказывать детей физически — это правильно, так должно быть! И в эту же группу попадет мужчина, у которого все летало в доме и у жены были тяжелые травмы... И тут же со своими проблемами окажется пожилой мужчина, который никогда не поднимал руку ни на детей, ни на жену. Но все 25 лет совместной жизни всячески унижал ее: и по поводу ее заработка, и из-за «женского ума» и прочего.

— Возможно ли избавиться от агрессии?

— От агрессии избавиться нельзя, так как это наше свойство, а вот от применения насилия — можно. Нужно учиться контролировать свои агрессивные импульсы, направлять их в позитивное русло.

— Как можно направить агрессию в позитивное русло?

— Как минимум научиться не приносить домой то, что накопил внутренний «контейнер». У всех людей есть своеобразный внутренний «контейнер». Туда человек собирает свои эмоции, накопленные за день, например разочарованность тем, что дали маленькую зарплату, плохое самочувствие или хамство коллеги. Есть определенные упражнения и техники, которые помогают снять напряжение. Это очень медленная и кропотливая работа человека над собой.

— Что необходимо для начала работы над собой в этом направлении?

— Человек не должен быть в отрицании. Это как у алкоголиков. Ну, например, Вася пьет. Вы беспокоитесь, говорите ему, мол, брось дурное. Но это нужно вам, а не ему. И вот Вася допился «до ручки», у него развалилась печень. Ему стало больно, и он понял, что надо бросить. И тогда уже сам обратился за помощью... С насилием примерно так же, только у человека не присутствует в крови химически активных веществ. Агрессор применяет насилие потому, что у него есть определенные ценности, навыки и паттерны. Помню мужчину, который в гневе даже не успевал подумать — сразу бил. По сути, нужно научиться понимать и «регистрировать» свои чувства в определенный момент, и если человек этому научится, то ему станет понятно, когда необходимо остановиться.

— А каким образом можно вообще исправить ситуацию?

— Полностью искоренить насилие невозможно. Это как мечтать победить все болезни и смерть. Но, заметьте, на Востоке люди более агрессивны, чем на Западе. Почему? Потому что на Западе уже прошли довольно большой путь в этом направлении, там приняты нужные законы, и нормы укоренились. Это менялось не революционно, а эволюционно. А начиналось с того, что специалисты, общественные деятели начинали об этом говорить. И в нашей стране процесс пошел, хотя и медленно. Со временем люди поймут, что иметь конструктивные отношения выгодно, поскольку отношения, в которых присутствует насилие, приносят страдания не только жертвам, но в итоге и тем, кто его применяет.

Разговаривала Наталья ТАЛИВИНСКАЯ

Выбор редакции