Вы здесь

Математик Игорь Жаборовский о том, в каких случаях нужно отбросить логику


История успеха и немного размышлений о помощи и жизненных уроках

Игорь Жаборовский работал учителем математики в одной из столичных школ. Однажды мама шестиклассника пожаловалась, что ее ребенок не понял тему и что она сама открыла учебник и тоже ничего не поняла. Выход из ситуации, найденный Игорем, понравился не только этой маме, но и другим родителям, его ученикам и коллегам из других школ. Причем понравился настолько, что его идея дала старт образовательному проекту, который впоследствии распространился на все русскоязычное пространство и стал приносить хороший доход его создателю.


Сейчас Игорь не только успешный бизнесмен, но и один из самых ярких и публичных белорусских меценатов. Он уже пожертвовал более 60 тысяч долларов на поддержку детей-сирот, а в этом году на 13-м сезоне Sосiаl Wееkеnd поддержал на 10 тысяч рублей проект, посвященный реабилитации детей с ДЦП. И это далеко не все его благотворительные инициативы.

— Давайте не будем интриговать читателей — расскажите, как вы помогли той маме?

— Я сделал видеоурок с объяснением темы, выложил в соцсетях и сказал ей и другим родителям, что они могут воспользоваться им. Всем понравилось, и я стал периодически создавать такие видеоуроки и выкладывать их для общего пользования. Но больше всего моей работой заинтересовались другие учителя. Видеоуроки помогали им работать: благодаря им дети лучше понимали тему, и объяснение нового материала стало занимать меньше времени.

Когда пошли отзывы от родителей и коллег, у меня возникла идея попробовать распространить это на большую аудиторию.

Так родился образовательный проект «Инфоурок». Я сам сделал сайт, что называется, «на коленке», и начал выкладывать свои видеоуроки там. Через полгода посещаемость сайта начала доходить до восьми тысяч человек в сутки, и я решил записать эти уроки на диск и попробовать продавать их. Так с этого стал получаться бизнес.

Первые шаги я сделал в январе 2011 года. А уже летом ушел из школы и начал заниматься только этим проектом. За следующие три года выросла большая компания. Мы наладили производство видеоуроков по всем темам школьной программы, по всем предметам и классам — и реализовали более 100 тысяч дисков по всему СНГ.

— Кто их покупал?

— В основном учителя, чтобы использовать на уроках. Диски помогали им готовиться к занятиям, снимали часть нагрузки.

Сегодня проект «Инфоурок» — это более 1,5 миллиона уникальных посещений в сутки. И это уже не только и не столько видеоуроки, которые, кстати, все — а это более трех с половиной тысяч — теперь выложены в бесплатный доступ на сайте и на «Ютубе». У нас появились и другие бесплатные продукты и услуги, в первую очередь в помощь учителю. А среди платных — дополнительное профессиональное образование для взрослых. Основные наши пользователи — опять же, учителя. Допустим, кто-то преподает математику и решил, что хорошо было бы еще преподавать и физику. Но он не имеет права этого делать, если в дипломе записан только как учитель математики. Ему предстоит пройти переподготовку. Это мы и обеспечиваем.

— А со стороны системы образования интерес к вам был? Или все это учителя покупают за свои деньги?

— Мне как-то спокойнее, когда мы работаем напрямую со своими конечными потребителями и ежедневно получаем обратную связь — это позволяет динамически изменяться, вовремя перестраиваться. И совсем другое дело, когда начинаешь зависеть от множества дополнительных факторов и не всегда имеешь возможность развиваться именно так, как хочешь.

Я вижу единственный критерий своей успешности — нужно то, что я делаю, конечному пользователю или нет. Как только не нужно, я сворачиваю это направление. Я не могу себе позволить делать то, что никому не нужно, потому что я трачу на это свои ресурсы без каких-либо внешних источников.

— А когда вы впервые поняли, что делаете что-то нужное людям? И что почувствовали тогда?

— Помню, как я запустил в продажу самый первый диск и поступило около 40 заказов в течение пары недель. Это вызвало столько эмоций! Нет, даже еще раньше, когда я только сделал свой сайт. Сначала там был только один посетитель — я сам. И я помню, как однажды его посетили четыре человека — это было классное ощущение: «Ух ты! Кто-то еще этим заинтересовался!» Вечером я позвонил маме и поделился своей радостью:« Мама, у меня четыре посетителя!» Потом было сто посетителей, тысяча, дошло до миллионов, но таких чувств уже не было, я просто констатировал факты.

И самые первые клиенты также дарили самые яркие эмоции. Я с удовольствием с ними разговаривал, вел долгие переписки. Сегодня к нам каждый день приходят сотни писем. Люди что-то спрашивают, делятся своими идеями. Им теперь отвечает служба поддержки. Я уже восемь лет этим занимаюсь, и, конечно, таких ярких эмоций уже нет.

— Расскажите о своем решении участвовать в благотворительных проектах.

— На самом деле многие бизнесмены и вообще люди, у которых много денег, занимаются благотворительностью. Просто не все об этом знают. Что касается меня, то не было такого момента, что вот я понял, что заработал много денег и теперь надо поделиться. Просто когда я зарабатывал, условно говоря, сто долларов, то имел возможность кому-то помочь на двадцать долларов. А когда зарабатывал, допустим, тысячу, то мог помочь на сто или двести, по-разному...

Я редко когда сам ищу, а кому бы мне сегодня помочь? У меня такая философия: если жизнь свела меня с каким-то случаем, где, теоретически говоря, я могу помочь, то я считаю, что это не случайно. Возможно, есть много ситуаций, в которых моя помощь была бы более эффективна, но почему-то Бог меня привел вот к этой конкретной ситуации. Наверное, потому, что не все то, что мы считаем эффективным, таковым является...

— Вы верите в Бога?

Да. Но я не веду прямо-таки образцовую, правильную жизнь. Мы с семьей периодически ездим в церковь, возим детей на причастие, чаще всего по инициативе жены, но тем не менее... И вместе с тем ни с кем сейчас не хочу спорить, но лично для себя я разделяю законы церкви и законы Божьи. Для меня более важными являются не какие-то формальные признаки, а что у человека внутри. И мое личное мнение: если бы каждый человек держал Бога у себя внутри, наша жизнь была бы другой. Потому что можно улыбаться, но если улыбки нет внутри...

Но я ничего и никого сейчас не критикую. Я думаю, что, может, чтобы кого-то привести к Богу, ничего и делать не надо, он сам придет и сумеет различить, где добро, а где зло. А кто-то должен для этого каждое воскресенье ходить в церковь и соблюдать все формальности, и только после большого количества таких действий ему что-то откроется...

А самое главное, на мой взгляд: неважно, какой веры придерживается человек, важно, чтобы результатом его веры было большее количество блага. Это единственный критерий: если от человека исходит больше добра, чем зла, и вера этому способствует, значит, все правильно.

— Жена поддерживает вас в ваших начинаниях, в том же меценатстве?

— Самое главное, что она не мешает развиваться мне как личности. На ней лежит колоссальная забота о семье. Я тоже стараюсь участвовать в воспитании детей (старшему сыну Игоря сейчас пять лет, двум девчонкам-двойняшкам по три, младшему — годик. Авт.), но очень важно, что, находясь на работе, я могу быть спокоен за семью и знать, что там все хорошо. Жена у меня молодец.

Я не могу сказать, что на все мои дела она смотрит так же, как я, но важно, что ни я, ни она не решаем ничего единолично. Если я считаю, что вот так  правильно, то по максимуму пытаюсь убедить ее, а если это не получится, тогда ищем какой-то компромиссный вариант. Это единственный, как мне кажется, правильный путь.

— Можете поделиться каким-то своим жизненным уроком?

— Вот один, может быть, не из самых важных, но последних выводов, к которым я пришел: не нужно тратить время на то, что тебе не нравится. На людей, с которыми некомфортно, на занятие, которое не по душе... Мне кажется, нам сверху во всех делах и сферах жизни приходят подсказки. И если вот как-то некомфортно, значит, это неправильный путь.

Нужно прислушиваться к себе, и не только в отношениях с людьми, но и вообще, в принципе. Например, запланировал какое-то дело и чувствуешь, что что-то не то, или постоянно сталкиваешься с какими-то препятствиями... Надо уметь вовремя «считывать» эти подсказки и не бояться что-то изменить.

Я имею в своем опыте огромное количество случаев, когда, вопреки внутреннему ощущению, работал с каким-то человеком или сотрудничал с компанией, и все это заканчивалось одним и тем же — неудачей. Поэтому все больше прихожу к выводу, что если суждено быть хорошему результату, то путь к нему должен быть в радость. Он может быть трудным, можно с ног валится от усталости, но должно быть интересно и при этом хорошо твоей душе. Ни в коем случае не нужно делать что-то через силу! И лучше вовремя повернуться и пойти в другую сторону, если что, даже если логически это кажется неправильным. Хотя я математик и логика для меня это святое, но все же она может нас иногда отвести не туда. И если она вступает в противоречие с ощущениями, лучше прислушаться к своим внутренним ощущениям, к сердцу.

Беседовала Светлана БУСЬКО

Выбор редакции

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.