Вы здесь

Как клеточные технологии будут бороться с неинфекционными заболеваниями?


Более 500 пациентов прошли клеточную терапию в нашей стране за последние годы. Клеточные технологии используются белорусскими медиками в травматологии и ортопедии, трансплантологии, стоматологии, неонатологии, неврологии, онкологии: для лечения дегенеративных заболеваний костно-мышечной системы, бокового амиотрофического склероза, рассеянного склероза, симптоматической эпилепсии, для иммунотерапии онкологических заболеваний. У половины из пролечено пациентов наблюдается выраженный клинический эффект, это те люди, которым другие методы лечения не помогли. Всего Министерством здравоохранения нашей страны разрешен к применению более 40 методов лечения с помощью клеточной терапии.


Бесценные запасные части

— Медицина XX и XXI веков существенно отличается: если раньше на повестке дня были инфекционные заболевания, то сегодня главной мишенью стали неинфекционные патологии, — подчеркивает главный внештатный специалист Министерства здравоохранения по клеточных биотехнологиях, заведующий отделом клеточных биотехнологий РНПЦ трансфузиологии и медицинских биотехнологий, доктор медицинских наук, профессор Михаил ПОТАПНЕВ. — Предполагается, что к 2030 году до 70% пациентов, которые обращаются к врачу, будут иметь неинфекционные заболевания. Это связано с общим старением населения.

— Использование клеточных технологий в медицине началось в 70-е годы ХХ века с пересадки костного мозга, — вводит в курс дела директор Института биофизики и клеточной инженерии НАН Беларуси, кандидат медицинских наук Андрей ГОНЧАРОВ. — А 90-е годы ознаменовались первыми работами по применению дендритных клеток в онкологии. Очень активно начало развиваться и такое направление, как использование мезенхимальных стволовых клеток для лечения самых разных заболеваний. В Беларуси клеточные технологии в медицине начали активно развиваться в начале 90-х годов, это были в большей степени фундаментальные исследования, направленные на получение клеточного продукта, а в середине 2000-х годов начались первые клинические испытания. Сегодня ученые со всего мира делают ставку в терапии на биомедицинский клеточный продукт. Есть мнение, что именно за клеточной терапией — будущее.

Всего в человеческом организме насчитывается более 200 типов клеток со своей специализацией. Одни составляют нашу нервную систему, другие — кровеносную, третьи формируют костную ткань и так далее. Стволовые же клетки не имеют никакой «специализации», но они способны превращаться в любой тип клеток. И делают это на протяжении всей жизни человека в зависимости от потребностей со стороны тех или иных органов. По сути, стволовые клетки — бесценные запасные части, без которых наш организм не смог бы обновляться, очень быстро старел бы и погибал. Чем старше человек, тем меньше у него запас стволовых клеток.

Эффект в онкологии

Мезенхимальные стволовые клетки имеют ярко выраженные возобновляемые способности, поэтому более половины всех исследований в мире связаны с их использованием. Белорусские медики и ученые также придерживаются мировых трендов.

Национальная академия наук сотрудничает с Министерством здравоохранения в области использования клеточных технологий в лечении пациентов с 2006 года. Пять лет назад на базе Института биофизики и клеточной инженерии открылся научно-медицинский центр «клеточных технологий». В его структуре — лаборатория по производству биомедицинских клеточных продуктов и криобанк стволовых клеток, сертифицированный по стандартам GMР, а также поликлиническая база с операционным блоком, стоматологический кабинет, кабинет УЗИ-диагностики, палаты дневного пребывания. Сегодня здесь готовы проводить лечение на платной основе.

— Эффективность мезенхимальных стволовых клеток общепризнанная. Недавно их начали применять при лечении рассеянного склероза. Помогают они и при менее серьезных заболеваниях, в частности болезнях суставов, — говорит Михаил Потапнев. — Хорошие результаты получены при лечении остеоартрита: одна доза позволяет снизить воспаление, значительно уменьшить болевой синдром минимум на полгода. Сейчас совместно с РНПЦ психического здоровья реализуется уникальный проект по лечению симптоматической эпилепсии с помощью стволовых клеток. У пациентов контрольной группы исчезли припадки.

Андрей Гончаров сообщил, что недавно завершились клинические испытания технологии лечения пациентов, больных раком поджелудочной железы, с использованием дендритных клеток. Их роль — распознавать всех врагов, которые попадают в наш организм, передавать о них достоверную информацию другим клеткам, после полученного сигнала начинают уничтожать чужаков. Задача дендритных клеток — стимулировать иммунитет, причем не общий, а специфический, направленный на конкретный антиген, мишень — опухоль.

Клинические испытания проходили на базе Минского городского клинического онкодиспансера. В них участвовали 26 пациентов (в большинстве была стадия ИИB, то есть, без отдаленных метастазов) в основной группе, их лечили стандартными методами по протоколу плюс использовали дендритные клетки. Наилучшие результаты у тех, кто прошел три курса клеточной терапии — все они живы. Умерли шесть человек. Врачи прогнозировали им максимум 1,5 месяца, а они прожили около года.

Андрей Гончаров заметил, что применение дендритных клеток на ранних этапах дает более выраженный эффект. Однако их использование оправдано даже на 4-й стадии болезни. Он вспомнил случай, когда за помощью обратилась пациентка, у которой большую часть печени занимали метастазы. Прогноз был всего на пару месяцев, но благодаря дендритным клеткам женщина прожила более чем полтора года.

Очень хорошие результаты были получены и в лечении такими клетками рака молочной железы у пациенток РНПЦ онкологии и медицинской радиологии. У женщин была вторая стадия заболевания — агрессивная форма с высокой вероятностью рецидива. После клеточной терапии у 95% пациенток в течение пяти лет заболевание не возвращалось.

В РНПЦ «Мать и дитя» началась работа по автологичной клеточной терапии недоношенных детей, у которых проявляются признаки легочной или церебральной недостаточности (при такой терапии применяются собственные клетки). «Мы можем лечить детей уже в первый год их жизни: выделяем клеточный продукт у младенца, замораживаем его и, если проявляется какая-либо патология, начинаем лечить этими клетками», — пояснил Михаил Потапнев.

С инструкций — в протоколы

— Но клеточная терапия не панацея, а дополнение к стандартным методам лечения, которое позволяет улучшить прогноз, подчеркивает Андрей Гончаров. Это значит, что даже если в 15-20 процентов пациентов, страдающих раком поджелудочной железы, мы добьемся хорошего результата, это будет большим плюсом. Если даже в 10% пациентов с амиотрофическим боковым склерозом будет хороший клинический эффект, это можно считать достижением. Клеточные технологии постепенно переходят в протоколы лечения. Пока этот процесс идет медленно. Во-первых, это недешевое лечение (одна доза клеточной терапии может стоить от 350-500 долларов до 2-3 тысяч долларов), во-вторых, нужно создать инфраструктуру, базу, потому что подготовить клетки полностью в автоматизированном режиме пока невозможно. Требуются оснащенные лаборатории и высококвалифицированные специалисты, которые эти клетки выращивают. В настоящее время в Беларуси действуют четыре аккредитованные лаборатории, а вот специалистов нигде специально не обучают. Тем не менее процесс идет, и, полагаю, что уже через пять лет многие из методов клеточной терапии, которые сегодня изложены в инструкциях по применению, необязательных для использования, будут записаны в обязательных клинических протоколах.

А вот к обещаниям вернуть с помощью стволовых клеток молодость Андрей Гончаров относится категорично: «В России некоторое время назад было популярно «омоложение» стволовыми клетками. В Беларуси этим не занимаются, инструкций, которые регламентировали бы такое применение стволовых клеток, нет, и я очень надеюсь, что они и не появятся. Считаю, что это не та сфера, где стволовые клетки можно и нужно использовать ... »

Надежда НИКОЛАЕВА

Название в газете: Медыцына будучыні

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.

Энергетика

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

А среди стран ЕАЭС — на первом месте.

Молодежь

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Финалистка проекта «Академия талантов» на ОНТ — о творчестве и жизни.

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.