— Профессиональная деятельность должна приносить удовольствие. Если этого нет, ничего не получится, —уверены победители нынешнего конкурса «Мисс и Лидер Белорусской железной дороги» инженер по охране труда Анна САВЕНКО и электромеханик Виталий СИДИН из Минской дистанции электроснабжения УП «Минское отделение БЖД».
Атмосфера влекла с детства
— Я окончила Белорусский государственный университет транспорта. Сюда пришла год назад по распределению, —рассказывает девушка.
— Каким он выдался для новоиспеченного специалиста?
— Было нелегко, скажу честно, но интересно. Самое трудное — углубиться в специфику работы. В моем деле, например, ты должен знать все и сразу! Море документов и океан ответственности! Теория и практика, как оказалось, — вещи разные. К тому же в университете я училась на инженера-энергетика, поэтому пришлось перестраиваться. На все про все мне понадобилось где-то полгода, — вспоминает специалист.
Анна шутит, что выбора, куда податься после школы, почти не было:
Девушка признается, что папа никогда не отговаривал ее связывать свою жизнь со стальной магистралью, но предупреждал: «Железная дорога требует полной отдачи».
— Я абсолютно не гуманитарий, — улыбается специалист. — Поэтому, наверное, и учиться в университете было легко. Профильные предметы — физика, электротехника — мне очень нравились.
Анна вспоминает, что в студенческой группе из 14 человек было только четыре девушки. В общем инженер-энергетик — больше мужская профессия. На «линию» работать слабый пол пускают неохотно. Как альтернатива — место в отделе кадров, техническом, по охране труда.
Собеседница имеет свидетельство о переподготовке по специальности «экономист»: «Пока мне эта сфера не интересно, но знания лишними не бывают».
Анна родом из Жлобина, в Минске снимает квартиру. Часть от суммы за жилье молодому специалисту компенсирует работодатель.
Уидел перспективы
— Сначала я планировал пойти на помощника машиниста. Но родители убедили, что электроснабжение на магистрали — перспективное направление для парня, — говорит Виталий. — Я закончил Оршанский государственный колледж железнодорожного транспорта, заочно — Гомельский государственный университет имени П. Сухого по специальности «инженер-энергетик».
28-летний специалист с теплотой отзывается о колледже в Орше, называет его «сильной школой жизни», хвалит преподавательский состав. Упоминает парень и об армии:
— Служил в Минске, в первой роте специального назначения войсковой части № 5448. После увольнения не раз предлагали связать свою жизнь с органами внутренних дел. Отказался. И это несмотря на то, что отец у меня военный.
Сейчас парень работает на подстанции Ошмяны, которая обеспечивает энергией контактную сеть железной дороги и частный сектор ближайшем деревни. Электромеханик следит за работой оборудования, в случае поломки — ремонтирует. «Все должно работать как часы», — добавляет парень. Специалист сам из Сморгони. Каждый день из одного города в другой он ездит на поезде, для сотрудников проезд бесплатный.
— Начинал я простым рабочим — электромонтером по эксплуатации распределительных сетей в Молодечно. Нелегкое дело. В общем, на железной дороге нет простых специальностей, — уверен Виталий. —Здесь от всех требуется повышенная внимательность, осторожность и, конечно, ответственность.
Парень гоняет в футбол, ведет спортивный образ жизни. В школьное время окончил музыкальную школу по классам гитары, флейты и фортепиано. Кстати, Анна тоже играет на последнем инструменте.
Сыграли как по нотам
Анна и Виталий, как настоящие железнодорожники, любят поезда. Считают их одним из самых безопасных видов транспорта: «Они курсируют в любую погоду. Снег, дождь, ветер — не помеха ».
— Как изменилась жизнь после победы на конкурсе?
— Меня однажды узнали на станции Сморгонь. Кассирша похвалила мое выступление. Честно говоря, было приятно, — признается Виталий.
На вопрос, что труднее всего далось на соревнованиях, оба в один голос отвечают: «Победить волнение перед выходом на сцену».
— Самый интересный был творческий этап. Мы выступали — пели и танцевали — с воспитанниками коллектива «Звездочки» столичного Дворца культуры железнодорожников. Дети — замечательные, талантливые и искренние! — говорит Анна.
О профессиональных планах специалисты говорят неохотно — чтоб не сглазить задуманное. Но одно ясно точно — с железной дорогой расставаться никто не планирует.
Екатерина АСМЫКОВИЧ
Фото Анны ЗАНКОВИЧ и из архива героев
Идентичность через наследство.
Василевские такие: на Земле и в космосе лихие!
Беларусь — в тройке лидеров по заболеваемости.