Вы здесь

Как будет развиваться дорожная сеть Беларуси


У наших ближайших соседей из России и Украины в большинстве своем сложилось мнение о том, что дороги в нашей стране высокого качества, а наши автотрассы они ставят в пример своим чиновникам. Более печальная ситуация — с местными дорогами. Здесь даже статистики не нужно приводить, достаточно самостоятельно выехать за пределы города или поговорить с жителями глубинки.


В середине рейтинга

За последние 20 лет протяженность дорог увеличилась в 1,6 раза, а количество транспортных средств — в три. При этом финансовые средства, выделяемые на реконструкцию и строительство дорог, наоборот, уменьшились в 1,5 раза (без учета кредитных средств).

По информации Министерства транспорта и коммуникаций, на 1 января 2019 года сеть автомобильных дорог общего пользования в стране составила около 87 тысяч километров. К республиканским автомобильным дорогам относят почти 16 тысяч километров, к местным — чуть более 71 тысячи километров.

При этом плотность загородных дорог с твердым покрытием пока довольно низкая — 337 километров на 1 тысячу квадратных километров территории. Для сравнения: в западноевропейских странах с развитой сетью автомобильных дорог этот показатель равен в среднем 906 километров на тысячу «квадратов». По данным различных исследований, наша страна неизменно оказывается в середине рейтинга стран по качеству дорог. При этом наша транспортная сеть лучше, чем у соседей из России и Украины, что подтверждают не только эксперты, но и простые путешественники. Однако до лидеров рейтинга у ОАЭ, Сингапура, Швейцарии, Гонконга, Нидерландов и даже соседних Литвы и Польши нам пока далеко.

— Каждый год мы видим, как сжимается наш дорожный фонд, — отмечает председатель Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Палаты представителей Национального собрания Андрей Рыбак. — Обсуждали в Минтрансе, что нужно перераспределить бюджет между республиканскими и местными дорогами. Надо увеличивать дорожный фонд, в том числе его источники.

Сейчас дорожный фонд пополняется прежде всего из так называемого дорожного налога, который платит автовладелец вместе с прохождением техосмотра. Но из-за отсутствия желания его уплаты многие водители перестали проходить техосмотр. Уже давно говорят про отвязку «дорожного налога» от техосмотра и о новых методах контроля выплаты, однако конкретики в этом вопросе нет и сегодня.

Один к пяти

В нашей стране скорректирована Государственная программа по развитию и содержанию автомобильных дорог на 2017-2020 годы. Соответствующее постановление подписал Совет Министров.

Целью Государственной программы является улучшение качественных показателей автомобильных дорог общего пользования. Согласно документу, программа состоит из двух разделов, где разделено финансирование республиканских и местных автомобильных дорог. Всего на дорожное хозяйство страны планируют выделить пять миллиардов 411 миллионов рублей.

На развитие и содержание республиканских автомобильных дорог пойдет четыре миллиарда рублей. Не менее 10% средств будет направлено на содержание мостов и путепроводов. Программой предусмотрены реконструкция и возведение 415,9 километра республиканских автомобильных дорог, в том числе 276,2 километра дорог по параметрам I категории с доведением их до международных стандартов. Предусматривается увеличить скоростной режим на протяжении не менее 1617 километров республиканских автомобильных дорог.

Кроме того, Государственной программой предусмотрено расширение сети платных автомобильных дорог. Будет введена плата за проезд транспортных средств на всем протяжении дороги М6 / Е28 Минск—Гродно—граница Польши (Брузги) после ее реконструкции и на участке дороги Р28 Минск—Молодечно—Нарочь. К 2021 года протяженность платных автомобильных дорог составит 1786 километров.

На реконструкцию, ремонт и содержание местных автомобильных дорог планируют выделить 1,4 миллиарда рублей. Эти средства пойдут в том числе на ремонт и реконструкцию не менее семи тысяч километров местных автомобильных дорог. Запланировано провести текущий ремонт 6 тысяч 384 км дорог, капитальный ремонт — 581,3 километра дорог, реконструкцию и строительство — 34 километров дорог.

Также будут отремонтированы 1 тысяча 589 погонных метров мостов и путепроводов, проведен капремонт 627,6 погонного метра мостов и путепроводов, предусматривается реконструировать и возвести 718,3 погонного метра мостов и путепроводов.

Почти четыре миллиона — на район

Всего планируется выделить в этом году на ремонт и содержание местных дорог и улиц в Барановичском районе 3,9 миллиона рублей. Из них 2,3 миллиона рублей выделят на ремонт дорог, 1,1 миллиона рублей на их содержание (ямочный ремонт, подсыпка, грейдирование), а 422,3 тысячи рублей на содержание и ремонт улиц в сельских населенных пунктах.

Протяженность сети местных автомобильных дорог в Барановичском районе составляет 675 километров, из них 449 километров — асфальтобетонные.

Планируется заасфальтировать гравийный участок дороги в 0,5 километра по деревне Ольсевичи и подъезд к деревне Гинцевичи протяженностью в один километр. Новое покрытие положат на шести участках асфальтобетонных дорог общей протяженностью 13,7 километра. Кроме этого, обновят две дороги с гравийным покрытием, связывающие агрогородок Арабовщина с деревней Станкевичи, а также между населенными пунктами Лесная, Гута и Утес. Дополнительно в 2019 году планируется положить асфальт на участках улиц Садовая и Солнечная в деревне Русино.

В Минске создадут «теплую» дорогу

Дорожное покрытие с подогревом на площади Победы планируют сделать минские дорожники. Об этом сообщил директор «Горремавтодора» Мингорисполкома Денис Глинский.

К 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне (к 9 мая 2020 года) одноименную площадь ожидает серьезный ремонт. Среди планов дорожников — сделать на площади подогрев дорожного покрытия. Как именно будет осуществлен этот проект, директор «Горремавтодора» пока не смог ответить, лишь добавил, что в ближайшее время проектировщики займутся разработкой вопроса, «может быть, подогрев от Вечного огня как-то придумают». В этом году специалисты должны приступить к разработке проекта, а в следующем году начнется его реализация.

Докричаться до «небес»

Автомобилисты собирают подписи против посыпания дорог щебнем в качестве ремонта. Они просят прекратить посыпать дороги щебнем вместо их полноценного ремонта в петиции, которая недавно появилась в сети. У тех, кто подписался, есть свои аргументы. Посыпание щебнем ведет к повреждению транспортных средств, так как камни даже при небольшой скорости движения транспортного средства рикошетят, портят кузов из-за сколов, вмятин, царапин на краске, также попадают в лобовое стекло, что приводит к трещинам и необходимости их замены.

«Также немаловажным считаем, что камни, которые вылетают из-под колес, попадают на обочину и могут травмировать там пешеходов и велосипедистов, — говорится в обращении. — На эти действия по «ремонту дорог» выделяются немалые средства, в том числе и из дорожного сбора, который уплачивают все владельцы транспортных средств, при этом улучшения качества дорожного покрытия не происходит».

А как у них?

Интересный опыт финнов. У них нет ямочного ремонта. Они не заделывают участки, а перекладывают асфальт полностью. И еще одна сильная сторона — паспортизация дорог. В Финляндии точно знают, какая конструкция той или иной дорожной «одежды», ее упругость и прочность. Вся эта информация хранится в государственной компьютерной базе. Специалисты, которые составляют планы работ, могут в этой базе узнать, когда был построен дорожный участок, в каком году он в последний раз ремонтировался и каков его износ. Нам бы тоже такой серьезный подход не помешал бы.

Сергей КУРКАЧ

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.