16 января, суббота

Вы здесь

Рыжий лебедь Майи Плисецкой: удивительной, парадоксальной, бунтарской...


Книга, задуманная к 90-летию великой балерины журналистом «Комсомольской правды» Николаем Ефимовичем, который общался и дружил с ней многие годы, конечно же, называется не так. Рыжий лебедь, который приплыл к Майе Михайловне зимой на озере в Тракае и которого больше не видел никто, — одна из бесподобных историй, которые могли произойти лишь с ней, такой же неповторимой и непредсказуемой. Как и ее «лебединые» руки, невероятный секрет которых — в повторении движений лебедей, за которыми балерина подсматривала, учась, и которые остались непередаваемо грациозными до конца ее жизни. Имя талантливой женщины говорит уже само за себя, не требуя ни дополнительной интриги, ни украшательств. Так что сборник, вышедший несколько лет назад семитысячным тиражом, носит лаконичное, но очень смысловое название: «Майя Плисецкая. Самые откровенные интервью великой балерины».


Одно интервью — 25 лет дружбы

Фота Андрэя Сазонава.

В этом году немногочисленные оставшиеся в продаже экземпляры презентовали на «Кніжных сустрэчах у Мірскім замку» — мероприятии, которое в подобном формате в литературной жизни Беларуси провели впервые. Валентин Елизарьев, известный балетмейстер, человек, создавший белорусский балет и много лет друживший с Майей Плисецкой, и автор книги о балерине Николай Ефимович поделились с гостями фестиваля своими воспоминаниями о дружбе с гениальной женщиной.

— Меня очень впечатляет, насколько совпадают наши с автором книги оценки этой выдающейся личности. Это не просто наблюдения, а глубокий человеческий анализ. Это интересно подсмотренные в положительном смысле ракурсы жизни артистки, которые мог заметить только такой цепкий взгляд и ум, как у Николая Ефимовича. Так что библиотека книг о Майе Михайловне, безусловно, расширилась, — прокомментировал свое отношение к изданию Валентин Елизарьев. — Хотя с гениальными людьми работать непросто, но очень интересно. И я рад, что не просто работал, но и дружил с балериной до самой ее смерти. Творчески мы очень полюбили друг друга и поддерживали один одного.

Книга интервью с балериной, а также воспоминаний и рассказов ее мужа, известного композитора Родиона Щедрина, о любви, романе и жизни двух безумно талантливых людей, несомненно, вызывает интерес. Автор признается, что познакомился с Майей Плисецкой совершенно случайно, однажды взяв у нее интервью, которое переросло в 25 лет дружбы и общения.

— Эта книга — результат многочисленных встреч и разговоров с великой женщиной и балериной. За эти годы было много интервью, материалов, уникальных фотографий, и мне очень хотелось уберечь их от жизни длиной в один день на газетной странице. Хотя, конечно, это не самый лучший рецепт успешной книги — собрать газетные публикации. Правда, некоторые главы я дописывал специально, чтобы книга приобрела цельный образ, — говорит Николай Ефимович. — К моему удивлению почти весь тираж разошелся очень быстро, думаю, благодаря интересу к личности балерины. Она была увлеченным и парадоксальным человеком. Любила ходить на футбол, пиво с сосиской... Эти увлечения, казалось бы, не могут быть свойственны человеку высокого полета. По натуре она была революционерка, имела бунтарский характер, ее не устраивало будничное и серое. Даже любимые духи, которые ей однажды преподнес Марадона, назывались «Бандит».

Журналистская удача, доверие, мифы и тайны

После презентации корреспондент «СЕ» пообщалась с автором книги, который, кажется, может рассказывать о великой балерине бесконечно.

— Последний раз мы разговаривали с ней за месяц до ее ухода. Обсуждали подготовку торжественного вечера к ее 90-летию, который должен был состояться в Большом театре. В Майе Михайловне было такое стремление вершить и жить! Она весь сценарий праздника сама создала. И конечно же, мы обговорили и предисловие к нашей с ней книге. Но ни того, ни другого она уже не увидела... — с таких воспоминаний начался наш разговор с Николаем Ефимовичем.

— За основу книги о Майе Плисецкой взяты ваши интервью с ней и наблюдения за ее творчеством за столько лет. Как случилась такая профессиональная дружба журналиста и героини, и что значит для вас лично этот сборник?

— Это большая журналистская удача — встретить такого человека на своем пути. Никогда не думал, что главной героиней моих интервью станет сама Плисецкая! Где была она, и я, обычный журналист... И я счастлив, что это было в моей жизни. Потом мы еще 25 лет общались и на профессиональном уровне, когда создавались материалы, и на чисто человеческом, когда разговаривали просто о жизни, искусстве. Насколько я понимаю, ей, видимо, тоже было это интересно, иначе все бы закончилось после нашей первой встречи. Майя Михайловна — это целое явление в культуре: советской, российской и мировой. В ней совместились талант, красота, невероятная работоспособность, бунтарский характер. Даже в проявлении своего чрезмерно эмоционального состояния она оставалась потрясающе интересной, и это свидетельство большого характера, сильной натуры и огромного таланта.

После того первого интервью мы в большинстве случаев просто разговаривали: открыто, честно, интересно. Она очень внимательно смотрела все интервью. И вносила весьма профессиональные правки. Хотя последние несколько лет говорила журналистам: «Я на все вопросы ответила в своих мемуарах...»

— Сборников для презентации нашлось не так много. Их, как вы сами сказали, собирали едва ли не по всей России. Задумывались ли вы над изданием дополнительного тиража так полюбившейся поклонникам балерины книги?

— Действительно, это последние экземпляры, и в ближайшее время книги не будет в продаже. Переиздание требует работы. Книга создавалась очень быстро, буквально за несколько месяцев. Сейчас стоило бы спокойно и взвешенно просмотреть архивы, вспомнить многое, что не хотелось тогда давать впопыхах.

У нас, мне кажется, были очень доверительные отношения. В нашей работе всегда присутствует элемент внутренней борьбы профессионального журналиста, особенно теперь, когда в свет выносится абсолютно все, и человека, которому доверили какие-то тайны. В книге развенчиваются мифы об актрисе, но тем не менее какие-то загадки о ней как о звезде должны и будут оставаться всегда.

— Считаете ли вы эту книгу своей наилучшей работой как журналиста и, возможно даже, как профессионального критика?

— У меня большая журналистская биография, которая начиналась в районной белорусской газете. Писал я много о чем: и о фермах, и о заводах. Но всегда у меня как мальчика из белорусской глубинки, который балет-то увидел уже взрослым, в душе была любовь к театру, искусству, культуре. Поэтому, наверное, по большому счету это квинтэссенция какого-то душевного начала в моей журналистской судьбе, которое реализовалось в такую книгу. Но я не специалист по балету, хотя, конечно, за долгие годы многие профессиональные вещи на сцене научился подмечать. В мемуарах Майи Михайловны есть даже строки, связанные со мной, в шутку говорю детям, что вот тоже вошел в историю. Это очень редко бывает, когда работа журналиста и в профессиональном смысле доставляет тебе радость и удовольствие, и в человеческом.

— Как вы находите идею организации такого книжного фестиваля и возможность презентовать в его рамках вашу книгу, представ в качестве писателя? И с кем все же больше ассоциируете себя: с журналистом или литератором?

— Теперь в моей биографии совсем неожиданный поворот, поскольку я возглавляю Телерадиовещательную организацию Союзного государства. А идея проводить в Мирском замке книжный фестиваль, по-моему, замечательная. Книга не умерла, несмотря ни на какие прогнозы. И это видно по числу собравшихся людей, по количеству презентаций, по жанровой наполненности мероприятия. Подобные встречи нужно устраивать. Книга должна жить, ей требуется некое интерактивное звучание и контакт. Книге нельзя лежать и пылиться, иначе она уйдет.

Ирина СИДОРОК

Выбор редакции

Общество

Если мать как ребенок, или Как подружиться с самыми родными людьми, которые на старости лет стали особенными

Если мать как ребенок, или Как подружиться с самыми родными людьми, которые на старости лет стали особенными

Что делать, если неожиданно мать или отец стали очень настойчиво заявлять о себе?

Общество

Как пройти техосмотр в условиях ажиотажа?

Как пройти техосмотр в условиях ажиотажа?

«Желающих настолько много, что закончились бланки».

Общество

Способы использования елки после зимних праздников

Способы использования елки после зимних праздников

Вот и новогодние праздники, которых мы так ждали, остались в прошлом. Но просто выбросить деревце — это скучно, к тому же, неэкономно и не «эко-френдли» — зачем засорять окружающую среду?

Общество

Не разговаривайте с детьми с позиции «куда ты нацелился». Почему родителям выпускника важно вовремя занять место в группе поддержки?

Не разговаривайте с детьми с позиции «куда ты нацелился». Почему родителям выпускника важно вовремя занять место в группе поддержки?

Окончание школы и выход во взрослую жизнь профориентационный психолог Анна Исаенко очень метко сравнивает с первым прыжком с парашютом или выходом в космос.