Вы здесь

Грани актуальности. Что нельзя отменить, а можно раздвинуть


Свою первую грань человек преодолевает, когда приходит в мир. Со спокойствия и беззаботности — в суету, где нужно постоянно прилагать усилия и в том числе справляться со своим характером, превышать собственные возможности, раздвигать границы представления о действительности. О том, что есть границы, Дворец искусства повествует в специальной художественной выставке: 17 июля восемьдесят творцов из Беларуси, Украины, Литвы, Болгарии, Чехии, Эстонии представили столько же взглядов на вопрос.


Анна Силивончик. Макраме.

Проект «Мяжа» изначально отталкивался от проблемы: организаторы из Белорусского союза художников предполагали втянуть в диалог о домашнем насилии — одну из тем, что активно обсуждаются в современном обществе, причем в разных странах мира. А иногда не нужно говорить: достаточно посмотреть, и сильный аллегорический образ впадет в сознание, спроецирует картинки, которые заставят пересоздать реальность.

Именно действенность искусства родила его современные актуальные формы, что плодотворно развиваются во всем мире. Проект «Мяжа» — актуален по-белорусски. Значит, есть сильное желание высказываться остро, а если оно начинает воплощаться, мыслей и образов появляется настолько много (и все такое добротное, добротно устроенное), что заявленная тема отходит на второй план — за имена, за мастерство, за красоту. Но граница в каком-то смысле пройдена, в том числе граница актуальности, так как отечественные художники сумели поднять вопрос на философский уровень. Даже приземленно-бытово-меткое высказывание Максима Петруля не обошлось без философской аллегории: домашние тапки могут так притягивать к земле, что в них точно не преодолеть пределы гравитации...

Проект «Мяжа» готовился полгода. Когда начали отбирать произведения, столкнулись с определенными сложностями: на тему домашнего насилия через искусство высказывается мало кто. И, видимо, не потому, что нет такой проблемы, а потому, что наше искусство традиционно заточено на гармонию — на то, чтобы ее видеть и изображать. Отсюда у куратора проекта, первого заместителя председателя Белорусского союза художников Глеба Отчика сложилась своеобразная концепция-рассуждение, которую можно было бы условно назвать «граница гармонии». Ее собирательный образ и представили во Дворце искусства: авторы проекта отобрали живописные и графические произведения, скульптуры и объекты, изделия декоративно-прикладного искусства и стекла. Произведения разных жанров, в разных техниках, аллегорические и абстрактные, те, что склоняют к философским раздумьям или вызывают умиление. Таких сборных и масштабных проектов на этой площадке проводится много, но благодаря тому, что проект международный, круг известных (и любимых) художников раздвинут, что тоже сработало на его название: ну, в тему же! Границы между народами — очень актуальный вопрос в глобализованном мире...

Илона Кособуко. Белый день (первый день).

И так, на теме, что изначально обозначала границу личности, на которую посягает другая личность, выстроили большую выставочную высотку, где речь пошла о творчестве. О том, как мы его чувствуем и понимаем, о чем оно, на наш, местный, взгляд должно рассуждать. Ощущение и понимание телесности. Ощущение мира и себя в нем. Ощущение родины и ее ценностей. Ощущение любви — даже Вселенской... Любви к человеку — простому и талантливому, что стремится к гармонии с природой, и к тому, что умеет ее создавать там, где, кажется, речь вовсе не о ней. Считаю, это талант — осмыслить тему настолько глубоко, чтобы она приобрела глобально-философское звучание. И как тут не согласиться с концепцией: «Понятие «Грань» имеет глубокий смысл в изобразительном искусстве. Художник своим творчеством ставит под вопрос все окружение. Грань в искусстве — это своего рода граница мировоззрения, морали, этики и жизненного осмысления Мира»?..

Кроме художественно-практической части, проект предусмотрел и теоретические формы осмысления граней личности и ее пространства: через семинары и дискуссии не только с экспертами в творчестве, но и с представителями общественных организаций и даже христианских конфессий. Впрочем, чтобы втянуть в диалог на сложные темы (как то же домашнее насилие), искусство действительно может стать отличной площадкой.

Что порадовало — так прежде всего само желание сделать проект, направленный на внимание к человеку и его нынешнему ощущению. Есть меткие образы, в которых можно узнать себя самого в будничных делах, в некоторых кричит боль, другие примиряют разные взгляды на человека и искусство, которое ему нужно (или не нужно). И если иногда творец прячется за вещами, кажущимися смыслообразующими и поэтому неконкретными, это не свидетельствует о его равнодушии — это говорит, что он стремится оторвать родного зрителя от земли и вознести его до высот, где живет высшая гармония.

Лариса ТИМОШИК

Выбор редакции