Вы здесь

Почему обострилась ситуация вокруг Ормузского пролива?


В последнее время чуть ли не главной «горячей точкой» мира стал Ормузский пролив, соединяющий Оманский и Персидский заливы. Правда, «танкерная война» началась не здесь, а в далеком Гибралтаре. В начале июля британские морские пехотинцы и местные правоохранительные органы захватили иранское судно Grасе 1. Сообщалось, что оно перевозило два миллиона баррелей сырой нефти из Ирана на перерабатывающий завод Баньяс в Сирии, что нарушает санкционный режим, установленный в отношении Дамаска. По данным МИД Испании, британцы перехватили танкер по просьбе США. Тегеран пообещал дать ответ Лондону за события в Гибралтаре. Что вскоре и произошло: две недели назад иранцы захватили британский танкер Stеnа Іmреrо в Ормузском проливе. Сообщалось, что военные Исламской Республики остановили его за нарушение сразу нескольких правил судоходства. О возможности создания международной коалиции по патрулированию Ормузского пролива параллельно заявили в Европе и США. В Персидском заливе курсирует американская авианосная группа, Великобритания направила свои военные корабли. Почему лихорадит Ормузский пролив?


Персидский бог и пальма

Морской транспорт перевозит свыше 80 процентов всех мировых грузов. Фактически соответствующие перевозки играют главную роль в мировой торговле. С точки зрения экономики, это самый эффективный и недорогой способ перевозить товары.

В мире есть несколько водных транспортных коридоров, без которых невозможно нормальное функционирование мировой торговли. Большая часть из них находится в Евразии. Это, например, Молаккский пролив — окно Китая и Японии в Африку и Европу. На Ближнем Востоке такими стратегическими пунктами являются Баб-эль-Мандебский пролив, на берегу которого идет война в Йемене, и египетский Суэцкий канал.

В Европе ключевую роль играют Гибралтар и Босфор с Дарданеллами. Если английский Гибралтар —ворота в Средиземное море, то Босфор — в Черное. В Западном полушарии таким стратегическим объектом является Панамский канал, соединяющий Тихий и Атлантический океаны.

В списке главных водных артерий глобальной экономики Ормузский пролив занимает особое место. Его северное побережье принадлежит Исламской Республике Иран (ИРИ), а южное — Объединенным Арабским Эмиратам и Оману. Пролив имеет длину 195 километров, а самое узкое его место — ширину около 54 километров. Глубина достигает 229 метров. Пролив разделен на два транспортных канала шириной около 2,5 километра каждый, отделенные друг от друга 5-километровой буферной зоной. Сейчас это единственный морской путь, он позволяет экспортировать газ и нефть, добываемые в странах Персидского залива, в третьи страны — в частности, в Японию, США и страны Западной Европы. В проливе находится ряд небольших необитаемых островов, от одного из которых пошло его название. По одной из версий, остров назвали в честь персидского бога. Историки и лингвисты предлагают свой вариант: слово «Ормуз» в переводе означает «финиковая пальма».

Ормузский пролив — на самом деле главный нефтяной коридор мира. По данным подразделения морской статистики Llоуd's, если учитывать «черное золото» и нефтепродукты, то на долю «финиковых ворот» приходится около 40 процентов глобального экспорта нефти по морю. Для шести стран ОПЕК — Ирака, Кувейта, Саудовской Аравии, Бахрейна, Катара и ОАЭ — Ормузский пролив единственный путь поставок «черного золота» за границу. Катар также экспортирует через него большую часть сжиженного природного газа. Примерно 80 процентов объемов поставок нефти предназначено для азиатских рынков.

Выстрелить в ногу

Не удивительно, что Ормузский пролив — не только важнейший экономический коридор, но и один из самых напряженных регионов в мире. В период ирано-иракской войны 1980—1988 годов именно это место стало ловушкой для иностранных судов. После того как на иранских минах подорвался американский фрегат, США начали операцию «Богомол» и утопили иранский фрегат и несколько кораблей. В том же 1988 году американский крейсер Vіnсеnnеs  уничтожил иранский пассажирский авиалайнер Аіrbus А300.

После десятилетнего затишья Ормузский пролив опять напомнил о себе в 2010 году, когда «Аль-Каида» атаковала японский танкер. В это время Иран регулярно угрожал перекрыть пролив в качестве ответа на санкции ЕС и США. В 2016 году шестерка международных посредников, которая включала страны ЕС, Россию, Китай и Соединенные Штаты, подписала с ИРИ "ядерную сделку». Напряженность спала. Но после того как США вышли из договора в прошлом году и ввели антииранские нефтяные санкции, инциденты возобновились.

В этом году в середине мая у берегов ОАЭ были атакованы четыре судна, в том числе два саудовских танкера. Месяцем позже произошло нападение на два танкера — норвежский Frоnt Аltаіr и японский Kоkukа Соurаgеоus. В нем США обвинили иранцев. Через неделю ИРИ уничтожила американский беспилотник над своим воздушным пространством. После Дональд Трамп сообщил, что американский корабль в Ормузском проливе сбил иранский беспилотник, который находился за 900 метров от него.

Столкновения в регионе сопровождаются угрозами ИРИ блокировать ворота Персидского залива. «Если Иран избавиться выгод, которые он получает от эксплуатации Ормузского пролива, который является международной водной артерией, мы его закроем», — заметил главнокомандующий ВМС Ирана Алиреза Тангсири. В ответ на это Пентагон собирает коалицию из стран Ближнего Востока и дает понять, что готов силой защищать нефтетанкеры и свободу судоходства. С этой целью в Персидском заливе с прошлого месяца курсирует американская авианосная группа.

Если американцы начнут атаковать непосредственно иранскую территорию, ИРИ может ударить своими баллистическими ракетами по военным базам США в регионе (Кувейт, Катар, ОАЭ, Бахрейн) и по столицам их суннитских союзников. Закрытие Ормузского пролива вызовет крупную региональную войну, которая нанесет экономический ущерб не только Ирану, ОАЭ, Эмиратам и остальным странам ОПЕК, но и всему миру. За один день мир может лишиться значительной части поставок нефти. Такой дефицит топлива вместе с ценами ударит по крупнейшим зависимым от импорта энергоносителей экономикам мира — Китаю и Евросоюзу —  и может привести к мировому финансовому кризису.

Однако эксперты убеждены, что, несмотря на всю обиду на Запад, Иран не будет перекрывать Ормузский пролив. Так же, как и Эмираты, Кувейт и остальные страны региона, основную часть нефти ИРИ экспортирует через эту артерию. Закрыть ее — все равно, что стрелять себе в ногу. Да еще в такой сложный экономический период, когда под санкциями США в Иране растут инфляция и безработица. «У нас, конечно, есть возможность сделать это, но мы, конечно, не хотим этого делать, потому что Ормузский пролив и Персидский залив — это наша «дорога жизни», — заметил глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф в интервью Blооmbеrg.

Все региональные игроки понимают, к какой катастрофе приведет ограничение свободы судоходства в Персидском заливе. Однако на всякий случай они развивают альтернативные маршруты доставки нефти и газа. В 2012 году ОАЭ открыли нефтепровод из Абу-Даби в Фуджейру, а Сирия модернизировала газопровод, соединяющий терминал Янбу в Красном море с месторождениями в восточных провинциях. В диверсификации нефтяных маршрутов участвуют и сами иранцы. В 2017-м они открыли построенный индусами порт Чабахар на берегу Индийского океана.

Здесь же нужно упомянуть, что нынешняя война в Сирии — прямой результат желания Ирана, Саудовской Аравии и Катара обойти Ормузский пролив. Когда Дамаск отказал саудитам и катарцам в строительстве газопровода, который выходит прямо к берегам Средиземного моря, и выбрал проект Иран-Ирак-Сирия, суннитские страны начали поддерживать исламистов, пытавшихся свергнуть Башара Асада.

Закрытие Ормузского пролива несет в себе угрозу мирового экономического кризиса и большой региональной войны. Иран вряд ли пойдет на такой шаг, так как прекрасно понимает, что этот кризис погубит и его экономику, что, однако, не мешает ему и другим странам ОПЕК искать альтернативу главной нефтяной артерии мира.

Время коалиций

Европейские страны планируют создать военно-морскую коалицию для обеспечения безопасности судов, пересекающих Ормузский пролив. Автором инициативы стала Великобритания, сообщает Rеutеrs со ссылкой на дипломатов ЕС. С поддержкой идеи уже выступили Франция, Нидерланды и Италия. Интерес к инициативе также проявили Испания, Швеция, Польша и Германия. Центральное командование ВС США сообщило о разработке многонациональной морской операции Sеntіnеl ( «Сторожевой»). Заявленная цель операции — укрепление морской стабильности, обеспечение безопасного прохода и деэскалации напряженности в международных водах на всей территории Аравийского залива, Ормузского пролива, Баб-эль-Мандебского пролива и Оманского залива.

Присутствие внешних сил в Персидском заливе станет основной причиной напряженности в регионе, заявил президент Ирана Хасан Равхани. Секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Шамхани сообщил, что меры по обеспечению безопасности судоходства в Персидском заливе должны быть совместно разработаны государствами региона. Вместе с тем глава оманского МИД призвал все стороны строго соблюдать правила международного судоходства в зоне Персидского залива. Ранее глава внешнеполитического ведомства России Сергей Лавров в ходе заседания совета глав МИД стран — членов БРИКС в Рио-де-Жанейро предупредил о риске военного столкновения в Персидском заливе.

Стало известно, что Иран и Россия в ближайшем будущем планируют провести военно-морские учения в районе Ормузского пролива. Об этом заявил главнокомандующий иранскими Военно-морскими силами контр-адмирал Хосейн Ханзади, сообщило информагентство ІRNА. Кроме того, минобороны Ирана и России подписали меморандум о взаимопонимании и расширении сотрудничества. Ханзади пояснил, что предварительная договоренность о проведении учений достигнута, осталось определить конкретные сроки.

Тем временем расходы японских компаний на страхование танкеров при перевозке нефтепродуктов через Ормузский пролив выросли в 10 раз из-за обострения ситуации вокруг Ирана, сообщила Sаnkеі. По сведениям издания, тарифы страховщиков в последние месяцы увеличились с 0,025 до 0,25 процента от стоимости судна за один проход через Ормузский пролив. Таким образом, если стоимость танкера составляет 10 миллиардов иен (92 миллиона долларов), то компания, которая зафрахтовала его, придется заплатить 230 тысяч долларов, сообщает ТАСС. Кроме того, танкеры были вынуждены максимально отдалить маршрут движения от берегов Ирана, а также получили предписание проходить Ормузский пролив на максимальной скорости.

Захар БУРАК

Фото из открытых источников

Название в газете: Ліхаманка ў «фінікавай браме»

Выбор редакции