Вы здесь

Как работает Указ № 357 о пустующих и ветхих домах, на примере Краснопольского района


Как известно, этот указ распространяет свое действие на всю территорию Беларуси, а не только на село, как это предусматривал Указ № 100 (в прошлом году он утратил силу). В новый указ перешли его базовые подходы, которые доказали свою эффективность, расширились возможности вовлечения пустующей и старой недвижимости в оборот, а заодно усилились права собственников на то, чтобы ее сохранить. И это как раз и мешает эффективной работе, свидетельствуют специалисты.


Первый заместитель председателя райисполкома, председатель районной комиссии по обследованию состояния жилых домов Валерий Носко знакомиться с документацией на пустующие дома.

Нарабатываем базу

Специальная комиссия по обследованию состояния жилых домов, находящихся на территории Краснопольского района, работает с 19 декабря прошлого года. В ее состав входят представители райисполкома, председатели сельских исполкомов, представители землеустроительной службы, агентства по недвижимости, милиции и так далее — все те, кто могут выступать экспертами при оценке запущенной недвижимости.

— Реестр по пустующим домам в районе уже составлен, сейчас нарабатываем реестр ветхих домов, — говорит начальник отдела жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Краснопольского райисполкома Татьяна Смолко. —В городском поселке их не очень много, но определить их сложнее, чем на селе. Если в сельисполкомах есть хозяйственные книги, да и местные жители знают, кто жил в заброшенных домах и как найти их потомков, то информацию по домам в самом райцентре надо искать.

Чтобы выйти на наследников, делаем запросы в различные службы и не всегда находим нужную информацию. По каждому дому собираем большие пакеты документов. Планируем в этом году принять решение примерно по восьми Краснопольским домам такой категории. Надеемся, что в следующем году мы их снесем.

В этом году основная нагрузка по выполнению 357-го указа легла на сельские исполкомы. И, как свидетельствуют специалисты, новые правила отразились на сроках.

— Работа идет, но очень медленно, — констатирует Татьяна Михайловна. — По 100-му указу со старыми домами сельисполкому проще работалось, потому что не надо было обращаться в суд. Договаривались на уровне собственника и по решению сельского исполкома сносили. Сейчас процедура усложнилась. Нужно обязательно пройти через суд, принять бесхозую недвижимость в собственность административно-территориальной единицы и далее действовать в соответствии с законодательством.

С судов не вылезает

На сайте райисполкома есть реестр пустующих домов. Все они находятся в Яновским сельсовете. Едем на место знакомиться с ситуацией.

На 1 января на территории этого сельсовета насчитывалось 13 старых домов и 21 пустующий. В феврале районная комиссия обследовала восемь из них и сделала пять заключений. Три дома выпали из списка, так как не прошло трех лет с того момента, как они остались без хозяина. В реестр пустующих попали четыре дома, по трем из них дела рассматриваются в суде.

Председатель сельсовета Наталья Лагутина демонстрирует один из пустующих домов в деревне Палуж-1.

— Этот дом, с которым мы работали еще по сотому указу, — говорит она. — Здесь никто не зарегистрирован и не проживает длительное время. Собственник находится в Новогрудке. В соответствии с 357-м указом мы провели всю необходимую работу, чтобы признать его пустующим. Дом был осмотрен районной комиссией, ему дали оценку и внесли в реестр. Все это заняло много времени по длительности, но без этого дело не стали бы и рассматривать в суде. Мы надеялись, что суд на основании этих документов передаст его в нашу собственность для дальнейшего принятия решения о сносе. Но собственник написал в суд письмо, что будет ремонтировать свой заброшенный дом и жить в ней. Ждем решения суда, но очень велика вероятность, что оно будет не в нашу пользу.

Депутат говорит, что дом долгое время стоял без присмотра и собственнику до него не было никакого дела. Она уверена, что он не примется его облагораживать и сейчас, просто тянет время. Но частная собственность охраняется законом и тут ничего не поделаешь.

Наталья Лагутина у дома, который суд не пожелал признать пустующим.

— Подходы изменились, и нам стало труднее работать, — говорит собеседник. — По новому указа под пустующие дома попадает дом, где участок не обрабатывается, территория зарастает, и факт непроживания очевиден. И не имеет разницы, зарегистрированный тут кто-то или нет. А в сотом указе под пустующие дома попадали только те, где не были зарегистрированы люди. Если собственник нам давал письменное разрешение на снос дома, мы на его основе принимали решение и сносили. Сейчас мы решаем такие дела только через суд. Мы провели большую работу —обследовали, сделали заключение, но суд нам отказал, потому что на последнем этапе гражданин сказал: я передумал, буду там жить. И все остается по-прежнему. Добавилось больше писанины, много времени отнимает хождение по судам. Ведь одним слушанием дело не заканчивается. По трем домам, которые сейчас рассматриваются, их произошло уже шесть. Вот недавно было заседание по еще одном доме в Палуже. Собственник прислал письмо в суд с разрешением рассматривать дело без его участия и сносить дом. Судья же сказал, что дело направят по месту нахождения собственника, там его допросят в суде и выяснят, есть ли у него родные, а вдруг они пожелают вступить в наследственность. И вся работа, которую мы сделали, становится бессмысленной. Единственное, что мы получаем, это возможность выписать предписание или составить протокол. Если гражданин проигнорирует, к нему будут приниматься административные меры.

Анжелика Гоман, председатель Краснопольского райсовета:

— Сейчас мы активно работаем по запущенному жилищу. Проводится сложная, кропотливая работа, делается много технической документации. Отдел жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры райисполкома рассылает сообщения наследником, ожидает информацию от них. Без этого нельзя включить эти дома в реестр пустующих. Пока в реестре ни одного дома по Краснополью нет.

Что касается села, то там новый указ добавил трудностей. Раньше мы работали на уровне собственников они отказывались от дома, и мы его сносили. Сейчас все делается только через суд. В Яновским сельсовете есть дом, который стоит уже без крыши, но по решению суда иск отклонен. Наследники пообещали, что его восстановят. Получился замкнутый круг. Мы же знаем, что агентство по недвижимости не станет регистрировать это непонятное сооружение, пока оно не будет соответствовать статусу жилого дома. И я подозреваю, что скоро мы снова вернемся к нему. Между тем все понимают, что снос ветхих домов по-прежнему связан с наведением порядка на земле. Райотдел по ЧС пишет предписания, чтобы работали с брошенными домами, мол, не пакошано, построение аварийнаое, а это опасно для людей. Соседи жалуются, что дом портит пейзаж. А у нас руки как связанные.

Нелли ЗИГУЛЯ, г. п. Краснополье

Фото автора

Название в газете: Дом, які хоча пад знос

Выбор редакции

Экономика

Предложение снижается, а цены растут

Предложение снижается, а цены растут

Сейчас на продажу предлагается менее 7,5 тысячи квартир, а раньше свыше 10 тысяч.

Культура

Радмила Рыбакова: «Важно оставаться человеком»

Радмила Рыбакова: «Важно оставаться человеком»

О своей реализации, работе и участии в проекте «Звёздный путь» певица рассказала в интервью.

Общество

Маршрут по родниковому краю

Маршрут по родниковому краю

Первыми его начали осваивать гродненские творцы.