Вы здесь

Кто такой генерал-полковник авиации Николай Папивин


Лет десять назад автору этих строк довелось выступать перед офицерами в запасе и отставке в Минске в Доме офицеров. После лекции, как всегда, возникли вопросы. Один из них был необычноым: «О каком авиационном военачальнике времен Великой Отечественной войны написано меньше всего?» Немного подумав, я ответил: «О генерал-полковнике авиации Николае Папивине».


В год 75-летия освобождения Беларуси от немецких оккупантов грех не вспомнить одного из освободителей Витебска, Городка, Лепеля, Полоцка, Ушачей и других белорусских городов.

Генерал-майор в неполные 38

Малая родина Папивина — деревня Голядь нынешнего Клинского района Московской области. Здесь 14 декабря 1903 года начался его жизненный путь.

Мало кому известно, что Николай Папивин был одним из самых высокообразованных военачальников Красной и Советской Армии. Он окончил 1-ю объединенную военную школу ВЦИК в Москве (1924), военно-теоретическую школу ВВС в Ленинграде (1927), 2-ю военную школу летчиков в Борисоглебске, КУКС при Военно-воздушной академии имени профессора Н. Е. Жуковского (1 933), Высшие академические курсы при Высшей военной академии имени К. Е. Ворошилова (1952).

Уже в межвоенный период военная служба Николая Филипповича была связана с Белорусским военным округом: с июня 1929 года он был младшим летчиком, командиром звена, командиром и военкомом отдельного авиационного отряда БВО, с мая 1933 года Папивин служил командиром и военкомом отдельного корпусного авиационного отряда, командиром легкобомбардировочной эскадрильи, помощником командира легкобомбардировочной бригады Белорусского военного округа.

В августе 1939 года он был назначен командиром 65-й легкобомбардировочной авиационной бригады, а в августе 1940-го — командиром 1-й резервной авиационной бригады Орловскойго военного округа. 26 октября 1941 г. Папивину присвоили звание генерал-майора авиации.

Николай Филиппович стал участником Великой Отечественной войны в июне 1942 года в качестве командира 264-й штурмовой авиационной дивизии. 16 сентября 1942 года его назначили заместителем командующего 3-й воздушной армии.

Громили карательные отряды

С 26 мая 1943 года и до конца Великой Отечественной войны генерал Папивин становится командующим 3-й воздушной армией Калининского (с 26 октября — 1-го Прибалтийского фронта). 28 сентября 1943 года он был удостоен звания генерал-лейтенанта авиации.

Под его командованием части армии участвовали в Смоленской, Невельской и Городокской наступательных операциях, в освобождении территории Смоленской области и северо-восточных районов Беларуси.

В феврале-марте 1944 году 3-я воздушная армия приняла активное участие в наступлении под Витебском.

Одновременно с именем командарма 3-й воздушной Папивина связано выполнение специальных заданий командующего войсками 1-го Прибалтийского фронта Ивана Баграмяна и Военного совета этого фронта по обеспечению боевых действий белорусских и смоленских партизан. Мало кому известно, но для того, чтобы выполнить эти задания, летчики 3-й воздушной армии совершили 3700 самолето-вылетов, перевезли в тыл врага 1500 специалистов партизанской борьбы, доставили 270 тонн боеприпасов, вооружения и медикаментов, эвакуировали более 2000 раненых и больных.

В апреле 1944 г. Военный совет 1-го Прибалтийского фронта поставил задачу 3-й воздушной армии оказать содействие народным мстителям Беларуси.

По данным белорусских историков, командование этой армии во главе с генерал-лейтенантом Николаем Папивиным и Белорусским штабом партизанского движения разработали план разгрома карательных отрядов. Было решено нанести ряд мощных ударов по врагу. Чтобы они были действенными, с 20 до 27 апреля 1944 года провели разведку, а потом экипажи боевых машин поднялись в воздух. Они обрушили свой смертельный удар в районе Межно, Осторовлян, Березово, Городка, Черстьян, Дубровики, Столбцов. Это боевое задание выполнили подразделения 314-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии.

После ударов по немецким аэродромам в Полоцке и Улле авиация противника значительно снизила свою активность в этом районе.

Благодаря поддержке авиации большая часть партизанских бригад Ушачского района вышла из окружения. По донесению Героя Советского Союза, полковника Владимира Лобанка, руководившего боевыми действиями партизан в районе Ушачей, удары летчиков 3-й воздушной армии были очень эффективны и оказали партизанским бригадам значительную помощь.

Крылатые помощники партизан

3-я воздушная армия осуществляла также транспортировку боеприпасов и специальных грузов в тыл врага. Части и соединения этой армии в апреле 1944 года выполняли сложные задачи, поставленные командующим войсками 1-го Прибалтийского фронта Иваном Баграмяном. Особенно успешно был решен вопрос о содействии партизанским бригадам Ушачского района, который стал главным во второй половине апреля 1944 года.

Экипажи 3-й воздушной армии часто приходили на помощь народным мстителем других партизанских зон. 14 марта 1944 года с Сенненской зоны по радио сообщили, что немецкие войска предприняли против партизанских бригад карательную экспедицию силами пехоты, поддержанной танками и бронемашинами. Партизаны просили при любой погоде доставить им боеприпасы. На выполнение этой задачи из состава 105-го гвардейского отдельного авиационного полка и 389-го авиационного полка было выделено 23 экипажа. Метеоусловия были чрезвычайно сложны. К цели пробились только два экипажа, в том числе младшего лейтенанта Шутова с 389-го авиаполка, который совершил во время посадки подвиг.

Партизаны, вдохновленные этим подвигом, дали отпор карателям. Это произошло недалеко от деревни Старая Белица Сенненского района.

Самый авторитетный исследователь темы «Помощь советской авиации белорусским партизанам в годы Великой Отечественной войны» белорусский историк Николай Якубовский, который написал вместе со своим сыном Владимиром Якубовским книгу «Крылатые помощники партизан», в беседе с автором этих строк заметил: «Из всех воздушных армий Красной армии, воевавших на белорусской землие в 1944 году, самую большую помощь белорусским партизанам оказала 3-я воздушная армия 1-го Прибалтийского фронта под командованием генерал-лейтенанта авиации Николая Папивина».

Летом 1944 году 3-я воздушная армия участвовала в одной из крупнейших стратегических наступательных операций Красной Армии -— Белорусская, составляющими которой были Витебска-Оршанская, Полоцкая и Шауляйская наступательные операции. В ходе их были разгромлены полоцкая и паневежско-шауляйские группировки вермахта.

«Дорога смерти» для фашистов

В 1974-м в Москве вышла в свет 2-е исправленное и дополненное издание книги «Освобождение Беларуси. 1944 ». В ней под названием «Воины-прибалтийцы в сражениях за Беларусь» размещена статья Маршала Советского Союза Ивана Баграмяна, который во время операции «Багратион» командовал войсками 1-го Прибалтийского фронта. Там есть такие строки: «Эффективную поддержку пехоте оказали летчики генерала Папивина. Они превратили шоссе Витебск - Лепель с дороги отступления в «дорогу смерти», как назвали ее пленные немцы. Действительно, все шоссе от города Камень  до Лепеля представляла сплошные кладбища фашистской техники, трупов вражеских солдат и офицеров».

Жителям нашей страны интересно и принципиально важно, что именно за умелое командирское мастерство и военный талант, проявленные командующим 3-й воздушной армией во время операции «Багратион», генерал-лейтенанту авиации Николаю Папивину 19 августа 1944 года было присвоено звание генерал-полковника авиации.

Осенью 1944 года — в январе 1945 года части и соединения армии активно участвовали в прибалтийской стратегической наступательной операции. В феврале 1945-го, 3-я воздушная армия перебазировалась на кенигсбергское направление и с 24 февраля вошла в оперативное управление командующего 1-й воздушной армией 3-го Белорусского фронта генерал-полковника авиации Тимофея Хрукина.

За умелое руководство авиационными соединениями, завоевание господства в воздухе и непрерывную поддержку наземных войск Красной Армии во время Восточно-Прусской стратегической наступательной операции 19 апреля 1945 года Николай Папивину было присвоено звание Героя Советского Союза.

С 5 мая 1945 года 3-я воздушная армия была передана в оперативное управление командующего войсками Ленинградского фронта Маршала Советского Союза Леонида Говорова.

А Витебщина помнит?

После войны Николай Папивин командовал 3-й воздушной армией, 1-й воздушной армией дальней авиации, 10-й воздушной армией, служил заместителем Главнокомандующего ВВС Вооруженных сил СССР по строительству и оснащению аэродромов и воздушных трасс, заместителем командующего 30-й воздушной армией, командующим ВВС Таврического военного округа, командующим 34-й воздушной армией.

С 16 апреля 1961 года он находился в отставке.

Среди его правительственных наград — два полководческих ордена — Суворова 1-й степени и Кутузова 1-й степени, а также два ордена Ленина, четыре ордена Красного Знамени и многие медали.

Деревня Голяди  Клинского района Московской области, где родился Николай Папивин, названа его именем. Имя Николая Папивина также присвоено одной из старейших улиц города Клина, траулеру Калининградского порта. В Клинском краеведческом музее хранится парадный мундир Героя Советского Союза, генерал-полковника авиации Николая Папивина (с кортиком и шашкой).

Один из самых талантливых советских военачальников, Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации Николай Папивин трагически погиб 19 апреля 1963 года в автомобильной катастрофе в городе Тбилиси. Ему шел 60-й год. Николай Филиппович похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

К сожалению, имя одного из освободителей Беларуси от немецких оккупантов в 1944 году Николая Папивина до сих пор не увековечена ни в одном из населенных пунктов Витебской области, освобождению которой во многом способствовала авиация 3-й воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта под его командованием .

Эммануил ИОФФЕ, военный историк, профессор БГПУ имени М. Танка, доктор исторических наук

Название в газете: Ён камандаваў 3-й паветранай арміяй

Выбор редакции

Общество

Житель Жодино Геннадий Пузанкевич доехал на велосипеде из Беларуси до Владивостока

Житель Жодино Геннадий Пузанкевич доехал на велосипеде из Беларуси до Владивостока

Он каждый день старался преодолевать не менее ста километров.

Общество

Как «Звязда» нарушителей отдыха с милицией искала

Как «Звязда» нарушителей отдыха с милицией искала

Последними теплыми деньками многие минчане стараются воспользоваться по полной и по возможности отдохнуть на природе, пусть и в пределах города.

Культура

Певец Александр Гелах: Как только поступил, стал искать работу

Певец Александр Гелах: Как только поступил, стал искать работу

Молодой тенор, который пришел в Национальный академический Большой театр Беларуси в 2015-м, обратил на себя внимание любителей оперы сразу.

Общество

Как работает участковый инспектор в деревне, откуда ровно два года назад пропал 10-летний Максим Мархалюк

Как работает участковый инспектор в деревне, откуда ровно два года назад пропал 10-летний Максим Мархалюк

В майора милиции Андрея Болбата не самый простой участок. Здесь и заповедники, и чащи, и дикие болота...